Налогообложение в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и пути совершенствования налоговой системы РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Основы налогообложения
1.1. Сущность, принципы и роль налогообложения. 4
1.2. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения. 7
ГЛАВА II. Налогообложение в РК
2.1. Действующая налоговая система в РК. 11
2.2. Основные этапы налоговой реформы в РК. 18
2.3. Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы в РК. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 77.70 Кб (Скачать)

     Суммы налогов и других обязательных платежей  поступают в доходы соответствующих  бюджетов в порядке, определенном Бюджетным  кодексом Республики Казахстан и  законодательством о республиканском  бюджете на соответствующий год.

     Таблица 3. Виды налогов и других обязательных платежей.

Налоги
  1. корпоративный подоходный налог;
  2. индивидуальный подоходный налог;
  3. налог на добавленную стоимость;
  4. акцизы;
  5. рентный налог на экспорт;
  6. специальные платежи и налоги недропользователей;
  7. социальный налог;
  8. налог на транспортные средства;
  9. земельный налог;
  10. налог на имущество;
  11. налог на игорный бизнес;
  12. фиксированный налог;
  13. единый земельный налог;
Сборы
  1. регистрационные сборы;
  2. сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
  3. сбор с аукционов;
  4. лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
  5. сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;
Платы
  1. за пользование земельными участками;
  2. за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
  3. за эмиссии в окружающую среду;
  4. за пользование животным миром;
  5. за лесные пользования;
  6. за использование особо охраняемых природных территорий;
  7. за использование радиочастотного спектра;
  8. за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи;
  9. за пользование судоходными водными путями;
  10. за размещение наружной (визуальной) рекламы.
Государственная пошлина

Таможенные  платежи

     Базовые ставки на 2011 год:

  • Ставка НДС (налога на добавленную стоимость) в 2011 - 12 %
  • Ставка социальных отчислений - 5%
  • Социальный налог - 11%
  • Ставка рефинансирования - 7%
  • Ставка КПН на 2011 год - 20%

    А также:

  • МРП на 2011 год (месячный расчетный показатель) – 1 512 тенге;
  • МЗП на 2011 год (минимальный размер заработной платы) – 15 999 тенге;
  • БПВ (размер государственной базовой пенсионной выплаты) – 8 000 тенге;
  • ПрМ (прожиточный минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат) – также 15 999 тенге.

     Данные  экономические показатели установлены  согласно статьи номер 8 Закона РК от 29.10.2010 №357-IV "О республиканском бюджете на 2011-2013 годы".

Таблица 4. Сравнительная таблица поступлений в гос.бюджет РК                                                                                 (на 1 февраля 2009, 2010, 2011 гг.)

                                                                       Единица измерения: млн. тенге

Наименование Кассовое  исполнение
2009 2010 2011
I. ДОХОДЫ 206 590,70 194 769,90 301 601,90
НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 166 804,90 184 615,50 269 541,10
НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 7 240,20 7 927,70 29 630,70
ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА 2 545,60 2 226,70 2 430,00
II. ЗАТРАТЫ 128 860,30 187 220,50 252 010,40
III. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА 77 314,90 -2 885,10 42 979,30

     2.2.    Основные этапы  налоговой реформы  в РК.

     Первый  этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года).

     Из-за отсутствия собственного опыта в  создании налоговой системы Казахстан  в основе использован опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически Закон "О  налоговой системе в Республике Казахстан", принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом  законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная  налоговая система, присущая федеративному  государству.

     В республике функционировали более 40 видов налогов:

  1. Общегосударственные налоги;
  2. Общеобязательные местные налоги;
  3. Местные налоги.

     Большое количество налогов (43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества  платежей расчетной базой, для которых  является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую  систему практически неуправляемой  и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой  системы Казахстана началась уже  в 1992 году.

     В истории развития налоговой системы  Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой  системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль  предприятий. Были приняты Указы  Президента Республики Казахстан, имеющие  силу закона "О налогообложении  доходов физических лиц" и "О  налогах на прибыль и доходы юридических  лиц". С принятием указанных  законодательных актов произошли  радикальные изменения в механизме  исчисления двух основных налогов.

     Так, в подоходном налогообложении физических лиц впервые был осуществлен  переход от идедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.

     В части юридических лиц изменения  коснулись следующих аспектов: отмена дифференциация ставок налога на прибыль  и утверждены две ставки: 30% - для  всех юридических лиц и 45% - для  банков и страховых компаний.

     Впервые к числу налогоплательщиков стали  относиться бюджетные организации  в части доходов, полученных от предпринимательской  деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать  вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь  решительные меры, удельный вес налоговых  поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году.

     Таблица 5. Основные цели налоговой реформы в Республике Казахстан (с 1992 года по июнь 1995 года).

  1. Стимулирование  рыночных отношений
  1. активная поддержка предпринимательства;
  2. стимулирование индивидуальных налогоплательщиков вкладывать получаемые доходы в предпринимательскую деятельность;
  3. подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
  4. создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения.
  1. Достижения определенной справедливости в налогообложении
  1. обеспечение социальной защиты малоимущих;
  2. создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;
  3. учет национальных и территориальных интересов государства;
  4. стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.

     В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю  налоговую систему Республики Казахстан  и приблизить ее к мировым стандартам.

     Второй  этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

     Задачами  второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы  Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона "О  налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 г.

     Общегосударственные: подоходный налог с юридических и физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на операции с ценными бумагами; социальные платежи с недропользователей.

     Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество юридических и физических лиц; налог на транспортные средства; сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц; сбор за право занятия отдельными видами деятельности; сбор с аукционных продаж.

     С 1 января 1999 г. в состав общегосударственных налогов и сборов включаются: дорожный налог, социальный налог, сбор на социальное обеспечение и сбор за выезд автотранспортных средств на территорию Республики Казахстан. 

     Согласно  Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. №440-1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 г. №2235 приобрел статус Закона Республики Казахстан.

     Третий  этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).

     Основной  задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений  между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными  органами и налогоплательщиками. В  целом, структура налогов, которая  была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна.

     Говоря  о радикальности налоговой реформы, я имею в виду вовсе не смену  экономической модели. Напротив, новый  Налоговый кодекс укрепляет концептуальные основы налоговой системы, сформированной в прошлые годы. Тем не менее, произошли  разительные перемены, направленные на повышение эффективности правовых механизмов в налоговой сфере. Новый  кодекс отличают четкость и системность  в регулировании "правил игры". Он устанавливает более справедливые условия налогообложения, реально  снижает налоговую нагрузку, обеспечивает налогоплательщикам гарантии стабильности. Изменения в налоговом законодательстве в совокупности с изменениями  в других сферах законодательства привели  к улучшению положения налогоплательщиков в Республике Казахстан.  
 
 
 
 

     2.3. Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы в РК.

     По  оценкам различных международных  организаций, налоговое законодательство Республики Казахстан является лучшим среди стран СНГ. У нас есть единый Налоговый Кодекс, электронная  налоговая отчетность, да и сами ставки налогов небольшие.

     Проблемы, естественно, тоже имеются - одни недовольны размером штрафных санкций за неуплату налогов, другие сложностью формулировок законодательных актов по вопросам налогообложения, из – за чего происходят ошибки в ходе уплаты и начисления налогов. Предприниматели, в свою очередь ратуют за снижение корпоративного налога и НДС, просят сократить налоговые режимы. Работа по совершенствованию налоговой системы ведется регулярно, изменения происходят каждый год.

Информация о работе Налогообложение в РК