Налогообложение в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налоговой системы и пути совершенствования налоговой системы РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Основы налогообложения
1.1. Сущность, принципы и роль налогообложения. 4
1.2. Налоговые реформы и перспективы налогового обложения. 7
ГЛАВА II. Налогообложение в РК
2.1. Действующая налоговая система в РК. 11
2.2. Основные этапы налоговой реформы в РК. 18
2.3. Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы в РК. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая эконом теория.docx

— 77.70 Кб (Скачать)

     Негативные  последствия действующей налоговой  политики проявляются в значительном сужении базы налогообложения. По некоторым  оценкам, из-под налогообложения  уводится до 45-50 % доходов фирм. В  теневой экономике, не включая потребительский  рынок и банковский бизнес, сегодня  вращается около 23 млрд. наличных долларов.

     Сужению доходной базы государственного бюджета  и созданию дополнительных возможностей ухода от налогов способствует огромное число налоговых льгот.

     Цель  установления льгот, казалось бы, благая – достичь определенных общественных целей:

     - стимулирования экономического  роста;

     - поддержки отдельных отраслей, малого  предпринимательства;

     - ускоренной амортизации.

     Однако  отсутствие достаточно ясной, утвержденной на государственном уровне экономической  стратегии привело к тому, что  льготы все больше становятся тормозом эффективной экономической политики. Всякий раз, когда в системе налогообложения  появляются льготные условия для отдельных налогоплательщиков, в их пользу перераспределяется хозяйственный оборот, а государство теряет гораздо большие суммы, чем планировалось. И все это ради того, чтобы какие то частные лица получили ренту за счет различия в условиях налогообложения.

     Правительство Казахстана не исключает также и  более радикальных изменений  налоговой системы в будущем, в частности отмены НДС и замены его налогом с продаж. Но это  дело будущего, пока же в различных  рейтингах Казахстан занимает место, пусть и не в первых рядах, но, надо отметить, достаточно привилегированное.

     Таким образом, ныне действующая налоговая  система, являясь реальным инструментом реализации экономической политики, отражающей концепцию Министерства Финансов, направлена на низкое снижение экономической безопасности Казахстана, на завершение сползания отечественного производства в периферийную экономику, сопровождаемую консервацией низкого  уровня жизни основной массы населения  и образованием пропасти между нею  и элитной группой сверх богатых людей.

     Совершенствование системы налогообложения заключается  в совершенствовании законодательной  базы, а также в совершенствовании  механизма обложения.

     Отдавая должное содержанию налоговой и  бюджетной политики, следует отметить, что существующая система налогообложения, в свете стратегических планов развития Казахстана, требует дальнейшего  совершенствования и обеспечения  стабильности основных принципов, заложенных в налоговое законодательство, которое  позволит обеспечить поступательное развитие экономики государства, поможет  создать достаточный уровень  жизни населения страны. Это во многом зависит от правильности выбора стратегии и тактики налоговой  реформы, умения предвидеть все, даже самые  отдаленные, ее социально-экономические  и политические последствия и  факторы, которые могут вызвать  какие-либо отклонения, способности  четко реагировать на эти отклонения от заданных параметров и быстро их корректировать путем внесения в предварительные расчеты необходимых поправок.

     Законодательная база Республики Казахстан, необходимая  для успешного ведения своего бизнеса, в основном уже сформирована. Но, вместе с тем, практика показала, что абсолютное большинство проблем  возникает именно из-за несовершенства принятых законов и других документов республиканского уровня. Чтобы досконально  разобраться в налоговом законодательстве, нужны специальные знания. Ведь на данный момент законодательная база состоит из множества инструкций, писем, разъяснений, которые не только не взаимосвязаны, но и противоречат друг другу.

     Налоговая система Республики Казахстан в  ее конечном виде рассчитана на очень  законопослушных граждан. В настоящее  время механизм исчисления подоходного  налога с юридических и физических лиц сталкивается с препятствиями, приобретающими постепенный государственный  характер. Во-первых, цель, которую преследует налогоплательщик — это уплатить как можно меньше налога. Данная цель достигается очень простым  способом: при увеличении суммарной  величины вычетов юридических лиц, происходит уменьшение налогооблагаемого  дохода, что приводит к уменьшению суммы налога. Запрещающие меры, на наш взгляд, не в состоянии  изменить ситуацию. Во-вторых, у отечественных  хозяйствующих субъектов не в  полной мере сформировалось понятие  налоговой дисциплины. Ярким примером тому может служить то, что плательщики  сетуют на несвоевременное перечисление причитающихся им сумм, уклоняются от уплаты или отсрочивают уплату налогов, хотя осознают, что решение  данной проблемы лежит в них же самих. В-третьих, на сегодняшний день мы имеем в своем распоряжении практически полностью убыточные  отрасли народно-хозяйственного комплекса.

     Одним из главных условий успешного  осуществления налоговой реформы  является максимальное сближение, как  правило, не совпадающих, а то и прямо противоположных, интересов и точек зрения всех, участвующих в процессе налогообложения сторон (государства в лице налоговой администрации с одной стороны, и налогоплательщиков с другой стороны).

     В свою очередь налогоплательщики, юридические  и физические лица, должны быть полностью  уверены, что налоговое законодательство, во-первых, достаточно стабильно, чтобы  гарантировать хотя бы на ближайшую  перспективу законность совершаемых  в соответствии с ним действий без риска невольно оказаться  жертвой его очередного внезапного изменения; во-вторых, в равной степени  защищает интересы всех, участвующих  в процессе налогообложения, сторон, и значит, при необходимости, можно  рассчитывать на его реальную защиту; в-третьих, справедливо не только по своей форме, но и, по сути, не делая  ни для кого исключений и объективно отражая истинные потребности всего  общества; в четвертых, принято не задним числом, а гласно, после широкого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, включая налогоплательщиков.

     Следующим критерием, отражающим привлекательность  налоговой реформы в социально-экономическом  плане для всех участников процесса налогообложения, является совокупное налоговое бремя, как сложноорганизованный комплекс совместно действующих  отдельных видов налогов.

     Исследования  по налогам на сегодня показывают, что совокупное налоговое бремя  составляет при нынешних экономических  условиях более 50 процентов. Важно заметить также, что лишь посредством ослабления налогового бремени и упрощения  действующей налоговой системы, возможно, разрешить одну из злободневных проблем казахстанской экономики - низкую собираемость налогов.

     Налоговая система тесно связана с бюджетной, налоги в первую очередь должны обеспечить в определенной степени доходы бюджета. Подтверждение этому было в процессе проведения анализа влияния подоходного налога на бюджеты разных уровней.

     Но, если в условиях рынка рассматривать  этот вопрос системно, то увидим, что  налоговая система также влияет на расходную часть бюджета.

     Одна  из предпосылок нормального функционирования системы налогообложения – стабильность налогового законодательства. В этом заинтересованы и налогоплательщики  и налоговики. Но положение не меняется. По-прежнему налоговое законодательство периодически пересматривается в связи  с разработкой смежных законодательных  актов, вносят разные поправки, дополнения, корректировки.

     Подавляющее большинство налогоплательщиков предпочитает использовать метод учета доходов  по мере поступления выручки на расчетный  счет предприятия.

     Особенности экономической ситуации в Республике Казахстан:

  1. инфляция - делает невыгодным использование метода начислений, поскольку более поздний момент поступления реальных денег к продавцу по сравнению с моментом уплаты налога автоматически повышает реальный уровень эффективной налоговой ставки;
  2. кризис - неплатежей в экономике приводит к тому, что хозяйствующим субъектам, использующим метод начислений, грозит изъятие через налоги части оборотных средств, поскольку в этом случае налоги уплачиваются в том числе с доходов, реальное получение которых весьма проблематично.

     Таким образом, необходимо, для простоты и  удобства, чтобы налоговый и бухгалтерский  учет были едины, при этом вся отчетность и весь учет производился по бухгалтерскому учету.

     Часто предприниматели сталкиваются с  такой проблемой, когда одно и  то же положение по-разному трактуется в законодательных актах, например, в Гражданском кодексе и в  стандартах бухгалтерского учета говорится, что: если право собственности не передано и остается за продавцом  продукции, то нельзя считать, что произошла  реализация. В республике в налоговом  учете действует метод начисления, то есть, если вы продали продукцию  или услуги, но денег при этом не получили, процесс реализации все  равно произошел с очки зрения налогового законодательства и обязательства по налогам возникли (подоходный налог с юридических лиц и др.). Если данное положение не будет учтено, то бизнес юридического и физического лица будет задушен штрафными санкциями.

     Во  всем мире государственная поддержка  малого бизнеса, а также стимулирование отечественных товаропроизводителей осуществляется путем предоставления льгот. При этом - это не простое  снижение налоговой ставки, а мероприятия, которые реально могли бы стимулировать  развитие этих хозяйствующих субъектов.

     На  мой взгляд, применение налоговых  льгот не должно ограничиваться лишь снижением ставок налога. Необходимо применять для рентабельных и  сверх рентабельных предприятий понижающий коэффициент ставки налога. Практика показала, что большинство посреднических и торговых предприятий в этих льготах не нуждаются.

     При выборе пути реформ необходимо должным  образом оценить действующую  налоговую систему. Налоги и налоговая политика мощный ресурсный фактор, т.е. находящийся в руках государства инструмент непосредственного воздействия на экономику и в то же время - механизм обратной связи государства с хозяйствующими субъектами. Вот почему, в зависимости от конкретной ситуации, в том числе специфики и состояния развития экономики, стабильности государственной власти страны, этот фактор может выступать либо в качестве средства, обеспечивающего его хозяйственную безопасность, либо, напротив, - источника повышенного для него риска, либо даже угрозы.  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Самой неблагоприятной миссией в любой  стране, как известно, является сбор налогов, какой справедливой она  не была, так как нет таких налогоплательщиков, которые бы с радостью расстались с частью полученных ими доходов. Положительное восприятие налога плательщиками  может наступить только тогда, когда  государство «дождется» такого уровня сознательности населения, при котором  каждый налогоплательщик добровольно  согласился бы давать налог и не испытывал при этом экономического ущемления. Но в силу неуклонного  роста уровня человеческих потребностей такое положение в условиях рыночной экономик вряд ли наступит. Но налоги носят объективный характер, их необходимость диктуется и обусловлена существованием государства.

     Что можно отнести к достоинствам организации современного налогового процесса в Казахстане? Это, прежде всего, ответственная государственная  политика, согласованная с политическими  и экономическими реальностями.

     Подведя итог всему вышесказанному в этой работе можно сделать вывод,  что налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития.

     В связи с этим необходимо, чтобы  налоговая система Республики Казахстана была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Информация о работе Налогообложение в РК