Налоговая политика предприятий – понятие, оценка её эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время деятельность по управлению налоговыми потоками превратилась в один из важнейших компонентов финансового менеджмента и один из наиболее доходных видов бизнеса для организаций, оказывающих налогоплательщикам соответствующие консультационные услуги.
Учитывая, что динамика и направление развития российского налогового законодательства расширяют круг проблем, связанных с налогообложением, определение основных приоритетов в сфере налоговых отношений является одной из важнейших задач, стоящих перед всеми хозяйствующими субъектами.
Вместе с тем, стабилизация экономической ситуации и рост интереса к разработке экономической стратегии и тактики предприятия ставят вопрос об определении его целей и задач в области налогообложения, причем не просто с позиции минимизации налоговых платежей, но и с точки зрения реализации основных целевых установок производственно-коммерческой деятельности.

Содержание

Введение 3
I. Теоретическая часть 4
1. Понятие налоговой политики предприятия 4
2. Сущность и значение налоговой политики для предприятия 8
3. Виды и инструменты налоговой политики 12
4. Элементы налоговой политики: налоговое планирование 20
5. Влияние налоговой политики предприятия на эффективную деятельность 27
II. Расчётная часть 30
1. Оценка эффективности проекта 30
1.1 График реализации проекта 33
1.2 Расчет выручки 33
1.3 Расчет капитальных вложений 34
1.4 Расчет эксплуатационных затрат 37
1.5 Расчет амортизационных отчислений 39
1.6 Расчет налоговых выплат 41
1.7 Расчет денежных потоков и показателей эффективности 43
2. Анализ рисков проекта 49
2.1 Анализ чувствительности ЧДД проекта 49
2.2 Анализ сценариев реализации проекта 51
Заключение 53
Список использованных источников 55

Работа содержит 1 файл

КУРСОВОЙ.docx

— 388.76 Кб (Скачать)

В условиях нынешней жесткой  конкуренции предприятию достаточно трудно функционировать без хорошо проработанной долгосрочной стратегии.

Сделать свою продукцию конкурентоспособной  – значит сделать ее, с одной  стороны, более дешевой, а с другой – более качественной. Снизить  себестоимость продукции (работ, услуг), сделать производство более эффективным  – цель любой хозяйствующей коммерческой организации. А без создания потока экономической информации в целях  управления, контроля, анализа и  планирования хозяйственной деятельности, другими словами, без правильной организации налоговой политики этого добиться практически невозможно.

Налоги оказывают сильное  влияние на структуру и величину издержек предприятий, а также на сумму остающейся у предприятий  чистой прибыли и, в конечном итоге, на величину инвестиций, идущих на развитие, перевооружение и поддержание конкурентоспособности  производимых товаров этих предприятий, а значит на конкурентоспособность  отраслей и страны в целом как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Поэтому каждое предприятие  заинтересовано в уменьшении налоговых  выплат. Это означает соответствующее  увеличение финансовых ресурсов для  дальнейшего развития бизнеса, т. е. экономического роста компании. Чем  выше налоговые ставки и шире налогооблагаемая база, тем сильнее заинтересованность компании в уменьшении налоговых  выплат. Поэтому каждая компания должна вести свою налоговую политику [6].

Для того, чтобы правильно и своевременно предприятие могло исполнить свою обязанность налогоплательщика, оно должно осуществлять управление своими налоговыми обязательствами, которое представляет собой важный момент финансового менеджмента и основывается на последовательном выполнении действий, направленных на организацию исчисления и уплаты налогов и сборов. При этом предприятие должно организовать в рамках своих структурных подразделений налоговый и бухгалтерский учет, так же проводить постоянный контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов и осуществлять налоговое производство, постоянно снижать количество налоговых ошибок и тем самым способствовать укреплению своего положения по отношению к фискальным государственным органам.

Все это охватывает налоговая  политика предприятия.

Суть налоговой политики, которая является одним из важнейших  элементов финансовой стратегии  хозяйствующего субъекта, сводится к  выбору наиболее выгодных для предприятия  вариантов налогового бремени, взаимоувязке последнего с хозяйственной, отраслевой, ассортиментной и другой ориентацией предприятия [6].

 

  1. Виды и инструменты налоговой политики

Правильное исчисление налогов, своевременная их уплата в соответствии с законодательно установленными сроками  обеспечивает отсутствие претензий  со стороны налоговых органов  в виде взыскания недоимки, штрафных санкций, пеней и позволяет обозначить такое действие налогоплательщика, как нейтральную налоговую политику. В данном контексте направленность налоговой политики следует понимать как взаимодействие налогоплательщика  с государством с точки зрения полноты уплаты в бюджет налоговых  платежей и минимизации дополнительных выплат, уменьшающих чистую прибыль  предприятия (штрафные санкции и  пени).

Элементами нейтральной  налоговой политики являются налоговый  календарь, соответствующие регистры бухгалтерского и налогового учета, документально оформленные положения  учетной политики. Содержанию такого направления соответствуют методы, к основным из которых можно отнести:

- постоянный мониторинг  нормативно-правовой базы, связанной  с налогообложением;

- четкое и правильное (соответствующее законодательству) оформление первичных документов, являющихся информационной основой  формирования налоговой базы;

- изучение и освоение  действующего налогового законодательства  с учетом внесения в него  изменений;

- соблюдение сроков сдачи  налоговых деклараций.

Данный вид налоговой  политики, как правило, свойственен  организациям с малым объемом  производства, осуществляющим свою деятельность в рамках специальных налоговых  режимов, которые в силу своей  простоты не дают возможности, и, пожалуй, не определяют необходимости применять  сложные схемы налоговой оптимизации [7].

Прежде всего, к таким  режимам относятся система налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (гл. 26.3 НК РФ) и упрощенная система налогообложения в случае выбора налогоплательщиком объекта  налогообложения в виде дохода (гл. 26.2 НК РФ).

Нейтральная налоговая политика также осуществляется организациями, применяющими способы уклонения  от уплаты налогов, не основанные на законе, в той части своей деятельности, которая находит отражение в  реальном правовом пространстве. Их действия в данном случае обоснованы наличием альтернативных источников средств для дальнейшего развития, находящихся в области теневой экономики [1].

Результативность налоговой  политики может быть одним из показателей, отражающих эффективность деятельности финансовых служб. В частности, показатели, отражающие деятельность финансовых служб  при осуществлении нейтральной  налоговой политики, дают возможность  оценить работу бухгалтерской службы, профессионализм работников в области  бухгалтерского учета и налогообложения.

Эффективность показателей  качества осуществления нейтральной  налоговой политики представляется возможным оценивать с помощью  абсолютных и относительных показателей. К абсолютным следует относить величину штрафных санкций и пеней, начисленных по результатам налоговых выездных и камеральных проверок, а также пеней, выявленных самостоятельно в результате контроля счетной работы. При расчете относительных показателей эффективности осуществления нейтральной налоговой политики следует учитывать изменение объемов производства, возникновение новых видов деятельности, требующих знания дополнительных приемов и методов налогообложения.

Более высокий уровень  налоговой политики можно оценить  как консервативный, в рамках его  действия налогоплательщик принимает  осознанные и волевые решения, направленные на минимизацию налоговых платежей. Данный вид налоговой политики свойственен, в основном, малым и средним предприятиям, функционирующим в области упрощенной системы налогообложения при использовании объекта налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов и общего режима налогообложения. Он не требует содержания отдельных налоговых служб, занимающихся исключительно вопросами налогового планирования, привлечения высокооплачиваемых налоговых консультантов, разработки сложных налоговых схем с использованием контрагентов и высоким уровнем организационных затрат, связанных с разделением бизнеса и созданием разветвленной сети дочерних предприятий [8].

Характерными признаками консервативной налоговой политики являются:

- анализ налогового законодательства  на предмет возможного и целесообразного  использования налоговых льгот,  предусмотренных законодательством;

- вариантное обоснование  всех или наиболее значимых  для данного предприятия положений  об учетной политике для целей  налогообложения;

- юридически грамотный  подход к осуществлению договорной  политики с учетом положений  не только гражданского, но и  налогового, бухгалтерского, трудового  законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 56 первой части НК РФ льготами по налогам  и сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах преимущества по сравнению  с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор, либо уплачивать их в меньшем  размере. Льгота является необязательным элементом налогового закона на основании п. 2 ст. 17 НК РФ [1].

При анализе возможности  использования налоговых льгот  следует учитывать, что их отсутствие в Федеральном законе нельзя воспринимать однозначно. Отсутствие льгот может указывать на специфику концептуального подхода законодателей к формированию налоговой базы конкретного налога. Но даже при формальном отсутствии льгот в законе, как, например, в налоге на прибыль, в нем могут присутствовать налоговые преимущества в завуалированном виде.

Например, порядок перенесения  убытков на будущее в соответствии с 283 ст. 25 главы НК РФ является механизмом снижения налоговой базы последующих  периодов. Наличие в законе видов  объектов налога, не входящих в расчет налоговой базы, также свидетельствует  о скрытом наличии налоговых  преференций (ст. 217 гл. 23 НК РФ, 251 гл. 25 НК РФ). Не следует забывать и о наличии  определенных полномочий в области  законотворчества, которыми наделены органы законодательной власти субъектов  Федерации и местных органов  власти при введении региональных и  местных налогов, заключающиеся  в возможности вводить на своей  территории дополнительные льготы. Использование  налоговых льгот является правом налогоплательщика (п. 3 ст. 21 часть 1 НК РФ), и только за редким исключением, к которому относится налог на добавленную стоимость, закон устанавливает  обязательность их применения (п. 1, п. 2 ст. 149 НК РФ) [1].

Формируя положения налоговой  политики в рамках формализованного документа в виде приказа об учетной  политике для целей налогообложения, необходим не только системный подход к ее созданию с точки зрения отражения  в приказе методов налогового учета.

Системный подход заключается  в том, что необходимость внесения тех или иных методов обоснована или существованием права выбора у налогоплательщика, или требованием  обязательности, или наличием неясностей, противоречий в нормативном акте. Основным критерием наличия и  качественного подхода к консервативной налоговой политике при составлении  приказа об учетной политике, являются финансовые расчеты, доказывающие преимущество того или иного метода, выбранного организацией и зафиксированного ею в данном документе.

И, наконец, достаточно существенным элементом консервативной налоговой  политики является постоянная экспертиза всех договоров, формируемых в процессе финансово-хозяйственной деятельности, для определения существенности их влияния на формирование или изменение  объектов налогообложения. При этом экспертизе подвергаются не только договоры с контрагентами, но и коллективный, трудовой договоры, так как от правильности отражения в них тех или  иных видов расходов, связанных с  оплатой труда, зависит размер расходов, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль [9].

К дополнительным абсолютным показателям, отражающим уровень эффективности  применяемой консервативной налоговой  политики, можно отнести:

1. Фактический размер  денежных средств, остающихся  в распоряжении предприятия вследствие  использования льгот;

2. Суммы, рассчитанные  на основе вариантных показателей  учетной политики.

Высшим уровнем налоговой  политики следует считать агрессивный  тип, признаками которого являются:

1. Формирование комплексной  учетной политики организации,  включающей правила ведения бухгалтерского, производственного, управленческого  и налогового учета;

2. Применение общих и  специальных методов налоговой  оптимизации с учетом взаимосвязанного  влияния друг на друга налоговых  платежей;

3. Наличие налогового бюджетирования;

4. Применение решений,  связанных с оптимизацией налоговых  платежей с учетом сложившейся  арбитражной практики.

Данный тип налоговой  политики должен использоваться средними и крупными предприятиями, в финансовых потоках которых налоговые платежи  занимают существенную часть. Он требует  определенных издержек, связанных с  образованием специальных финансовых подразделений, ориентированных на цели налоговой оптимизации, наличия в штате предприятия высококвалифицированных специалистов в области налогообложения, финансового менеджмента и юриспруденции или затрат, связанных с привлечением таких специалистов, разветвленной сети дочерних предприятий, существование которых расширяет возможности налогового планирования, взаимодействия с контрагентами [9].

Налоговая политика в силу четкой, достаточно жесткой регламентации и сферы использования не может охватить всего разнообразия и специфики учета множества фактов в финансово-хозяйственной деятельности организации. В области производственного и управленческого учета описываются процедуры, связанные с порядком формирования и признания расходов по конкретным видам и статьям, отражаются правила учета запасов и расходов на их приобретение и хранение, порядок документирования передачи материалов в производство; применение методов полуфабрикатного учета и методов нормативного учета затрат; выбранные правила и процедуры оценки незавершенного производства, а также списание брака и оформление затрат на брак в производстве, недостачи и порчи ценностей, прежде всего готовой продукции, описание процедур и документов по учету вспомогательных производств всех видов, порядок распределения по видам производимой продукции, работ или услуг косвенных расходов, возможность применения различных методов учета и многое другое. Практически все из вышеперечисленного оказывает влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль и соответственно на величину прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Информация о работе Налоговая политика предприятий – понятие, оценка её эффективности