Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:35, лекция
Налоги известны с древнейших времен. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой, сугубо фискальной функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Данную тему необходимо изучать по следующим основным вопросам: 1. Общественно-экономические и политические причины, предпосылки и условия появления и существования налогов. Публично-правовой характер налогов; 2. Классические принципы налогообложения. А. Смит, Д. Рикардо, У. Петти, Дж. Кеинс о налогообложении; 3. Финансово-правовое понятие налога. Признаки налоговых платежей. Отличие налога от других видов обязательных платежей; 4. Функции налогов: понятие виды, соотношение. Фискальная, регулирующая, социальная, контрольные функции; 5. Классификация налогов. Основные классификационные признаки и классификационные группы налогов.
Так, И.Г.Денисова считает, что в Общую часть налогового права включаются нормы, определяющие понятие налога и налогообложения, закрепляющие принципы и функции налогов, полномочия центральных и местных органов государственной власти и самоуправления по их установлению; определяющие понятие и состав налоговой системы; основные права и обязанности сторон налоговых правоотношений; устанавливающие состав налоговых правонарушений, налоговые санкции и основы порядка их применения. Особенная часть включает нормы, регламентирующие порядок взимания налоговых платежей, — круг плательщиков по каждому налогу, объекты обложения, порядок их исчисления и уплаты.
По мнению Н.П.Кучерявенко, структура налогового права выглядит следующим образом.
Раздел I. Историческое развитие системы налогов и ее законодательное регулирование.
Раздел П. Общая часть, которая состоит из следующих институтов: 1) предмет налогового права; 2) налоговые правоотношения и налоговые нормы; 3) система и источники налогового права; 4) понятие налоговой системы государства; 5) сущность налога; 6) плательщик налога; 7) объект налогообложения; 8) ставка налогообложения; 9) льготы при налогообложении; 10) права и обязанности субъектов налоговых правоотношений; 11) ответственность за нарушение налогового законодательства; 12) система налоговых органов.
Раздел Ш. Особенная часть, которая состоит из следующих институтов:
1) прямые налоги с юридических лиц; 2) косвенные налоги с юридических лиц; 3) таможенная пошлина; 4) налогообложение физических лиц; 5) местные налоги и сборы; 6) ресурсные платежи; 7) отчисления во внебюджетные фонды.
Основным
методом правового
Таким образом, императивный метод, применяемый налоговым правом, представляет собой довольно острое в социальном смысле средство, основанное на принуждении и насилии.
Применение этого метода объясняется экономическими свойствами самого налога, как специфического способа добывания государством денежных средств путем принудительного и безвозвратного их изъятия у плательщика. Поскольку деньги изымаются у владельца помимо его воли и желания, то какой-либо иной метод правового регулирования здесь просто-напросто не сработает. Трудно, например, ожидать, что плательщик налога отдаст свои деньги добровольно — их у него можно отобрать только силой принуждения, т.е. с помощью императивного метода.
Этим определяется весь правовой механизм установления и сборов налогов, где государство действует на основе власти и принуждения. Налоги устанавливаются государством в односторонне-властном порядке посредством издания соответствующим органом правового нормативного акта. Односторонне-властный порядок установления налогов не требует добровольного согласия плательщиков, которое государству заполучить практически невозможно. В Казахстане право установления налогов предоставлено Парламенту и реализуется им путем принятия закона. Этот акт обычно дополняется инструкцией Налогового комитета, где разъясняются и конкретизируются положения закона.
Все эти акты самым категоричным и подробным образом определяют налогоплательщика, описывают объект налогообложения, ставки платежа, порядок и сроки уплаты налога, другие обязанности налогоплательщика.
В случае уклонения от уплаты налога (неполной и несвоевременной его уплаты) государство включает механизм жесткого принуждения: налоговые органы производят удержание суммы налога в принудительном порядке, с применением различных штрафных санкций (пени, штрафов). При этом представители такого плателыцика - юридического лица (например, руководитель, главный бухгалтер) могут быть привлечены к административной ответственности, а в особых случаях — и к уголовной. Исполнение налогового законодательства в целом и конкретного налогового обязательства в частности контролируется специальными государственными органами — органами налоговой службы, наделенными широкими властными полномочиями.
Комментируя сущность метода правового регулирования, используемого в процессе налоговой деятельности государства, В. И. Гуреев пишет: «Юридически властные предписания метода налогового права проявляются в том, что императивные нормы налогового права обязывают плательщиков строго исполнять требования налогового законодательства и не допускают каких-либо изменений по соглашению налогоплательщиков и налоговых органов. Кроме того, налоговые инспекции имеют право (вправе) давать указания в форме требований к руководителям, другим должностным лицам предприятий и гражданам по устранению выявленных налоговыми органами нарушений налогового законодательства, контролировать их выполнение и применять финансовые (налоговые) санкции к нарушителям. Следовательно, в этих случаях возникают отношения власти и подчинения».
Однако налоговому праву присущ и диспозитивный метод (договорной или автономный).
Диспозитивный метод более
мягкий в воздействии на поведение
субъектов общественного
Формой существования налогового права выступает налоговое законодательство.
Существует доктринальное (научное) и легитимное (официальное) определение налогового законодательства.
Налоговое законодательство – это совокупность правовых нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Государственное управление в сфере налогообложения
Ключевые слова: Президент Р.К.; Парламент Р.К.; Правительство Р.К.; Министерство; Акимат;
Традиционно органы управления в какой-либо сфере подразделяют по их компетенции в той или иной сфере, в соответствии с этим критерием существуют органы общей компетенции и органы специальной компетенции. В сфере налогообложения, как и в любой другой сфере к первым относятся Президент РК – глава государства, Парламент – законодательный орган государства, Правительство – высший исполнительный орган, а также местные представительные и исполнительные органы. Компетенция специализированных органов рассматривается отдельно.1.Система органов управления в сфере налогообложения.2.Компетенция Президента РК, Парламента РК и Правительства РК в области налогов.3.Компетенция местных представительных и исполнительных органов в области налогов.4.Порядок установления (введения налогов), их изменения и отмена.
В своем широком значении налоговый контроль – это контроль за исполнением налогового законодательства. Являясь разновидностью государственного контроля налоговый контроль имеет свои особенности: во-первых – налоговый контроль является разновидностью финансового контроля, во-вторых – налоговый контроль относится к специализированным видом государственного контроля. Основные элементы контроля: 1.Понятие налогового контроля, его задачи и цели, элементы и виды. 2.Организация проведения налогового контроля. 3.Органы налогового контроля. 4.Министерство финансов РК, его компетенция. 5.Налоговый комитет министерства финансов РК, его компетенция. 6.Комитет таможенного контроля министерства финансов РК, его компетенция.
Лекция 5
Понятие налога. Функции налога. Корпоративный подоходный налог. Индивидуальный подоходный налог. Налог на добавленную стоимость. Налоги недропользователей. Акцизы. Социальный налог
Ключевые слова: Корпоративный подоходный налог. Индивидуальный подоходный налог. Налог на добавленную стоимость. Налоги недропользователей. Акцизы. Социальный налог
Основным источником налоговых доходов государства являются подоходные налоги с юридических и физических лиц, налог на добавленную стоимость. Эти налоги представляют собой две классические разновидности налогов – прямой и косвенный. Особенностью первых является то, что они обращены непосредственно к доходам налогоплательщика, в отличии от косвенных, которые перекладываются на плечи потребителей. Еще одной разновидностью косвенного налога являются акцизы, которые также включены в стоимость товара и оплачиваются в конечном счете потребителями этих товаров. Специальные платежи и налоги недропользователей уплачиваются ими в зависимости от избранного ими режима налогообложения. Одним из сравнительно новых налогов действующей налоговой системы является социальный налог, который в связи с реформой финансовой системы заменил собой некоторые платежи в социальные фонды. 1.Понятие общегосударственных налогов и сборов. 2.Корпоративный и индивидуальный подоходные налоги. Объект налогообложения, субъекты налога, порядок определения налоговой базы, порядок исчисления и уплаты налога. Ставки подоходного налога. Льготы по подоходному налогу. 3.Налог на добавленную стоимость (НДС). Объект налогообложения. Субъекты налога: плательщики налога и носители налога. Порядок определения налоговой базы, порядок исчисления и уплаты налога. Текущие платежи. Ставки НДС. Льготы по НДС. 4.Специальные платежи и налоги недропользователей: бонусы, роялти, налог на сверхприбыль. Объекты обложения, плательщики, порядок определения налоговой базы, порядок исчисления и уплаты платежей. Ставки обложения. Льготы по обложению. 5.Акцизный сбор. Объект налогообложения, плательщики, порядок определения налоговой базы, порядок исчисления и уплаты платежей. Ставки обложения. Льготы по обложению. 6.Социальный налог. Объект налогообложения. Плательщики налога. Ставки налога. Порядок исчисления и уплаты налога.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Экономическая сущность
налогов характеризуется
средств государства для выполнения соответствующих
функций.
Налоги поэтому и возникли вместе с товарным
производством
и с появлением государства.
Специфические признаки налогов:
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Функции налогов:
Фискальная функция
— основная, характерная изначально
для всех государств. С ее помощью образуются
государственные денежные фонды, т.е. материальные
условия для функционирования государства.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Информация о работе Налоговое право и налоговая деятельность