Налоговое право и налоговая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:35, лекция

Описание работы

Налоги известны с древнейших времен. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой, сугубо фискальной функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Данную тему необходимо изучать по следующим основным вопросам: 1. Общественно-экономические и политические причины, предпосылки и условия появления и существования налогов. Публично-правовой характер налогов; 2. Классические принципы налогообложения. А. Смит, Д. Рикардо, У. Петти, Дж. Кеинс о налогообложении; 3. Финансово-правовое понятие налога. Признаки налоговых платежей. Отличие налога от других видов обязательных платежей; 4. Функции налогов: понятие виды, соотношение. Фискальная, регулирующая, социальная, контрольные функции; 5. Классификация налогов. Основные классификационные признаки и классификационные группы налогов.

Работа содержит 1 файл

лекции НП.docx

— 58.24 Кб (Скачать)

Так, И.Г.Денисова считает, что в Общую часть  налогового права включаются нормы, определяющие понятие налога и налогообложения, закрепляющие принципы и функции налогов, полномочия центральных и местных органов государственной власти и самоуправления по их установлению; определяющие понятие и состав налоговой системы; основные права и обязанности сторон налоговых правоотношений; устанавливающие состав налоговых правонарушений, налоговые санкции и основы порядка их применения. Особенная часть включает нормы, регламентирующие порядок взимания налоговых платежей, — круг плательщиков по каждому налогу, объекты обложения, порядок их исчисления и уплаты.

По мнению Н.П.Кучерявенко, структура налогового права выглядит следующим образом.

Раздел I. Историческое развитие системы налогов и ее законодательное регулирование.

Раздел П. Общая  часть, которая состоит из следующих  институтов: 1) предмет налогового права; 2) налоговые правоотношения и налоговые нормы; 3) система и источники налогового права; 4) понятие налоговой системы государства; 5) сущность налога; 6) плательщик налога; 7) объект налогообложения; 8) ставка налогообложения; 9) льготы при налогообложении; 10) права и обязанности субъектов налоговых правоотношений; 11) ответственность за нарушение налогового законодательства; 12) система налоговых органов.

Раздел Ш. Особенная  часть, которая состоит из следующих  институтов:

1) прямые налоги  с юридических лиц; 2) косвенные  налоги с юридических лиц; 3) таможенная пошлина; 4) налогообложение физических лиц; 5) местные налоги и сборы; 6) ресурсные платежи; 7) отчисления во внебюджетные фонды.

Основным  методом правового регулирования, которым пользуется налоговое право, является императивный метод, который в юридической литературе иногда называют односторонне-властным, или директивным, а ранее именовали административным. Свое название этот метод ведет от латинского слова "повелительный", что довольно точно отображает его суть. Применяя данный метод, государство требует безусловного подчинения и безоговорочного исполнения своих предписаний, выраженных в налогово-правовой форме. Характеризуясь жесткостью и тщательностью регулирования государством поведения субъектов налогового отношения, императивный метод реализуется посредством издания правовых норм, где детально регламентируются их права и обязанности. Субъектам остается лишь выполнять эти предписания, их внутренняя воля подавляется принудительной силой государства. Простор выбора собственного варианта либо полностью исключается, либо весьма ограничен. Невыполнение требований правовых норм, отступление от предписанного поведения (например, неуплата налога) влечет применение государственного принуждения и наказания виновного.

Таким образом, императивный метод, применяемый налоговым правом, представляет собой довольно острое в социальном смысле средство, основанное на принуждении и насилии.

Применение этого  метода объясняется экономическими свойствами самого налога, как специфического способа добывания государством денежных средств путем принудительного и безвозвратного их изъятия у плательщика. Поскольку деньги изымаются у владельца помимо его воли и желания, то какой-либо иной метод правового регулирования здесь просто-напросто не сработает. Трудно, например, ожидать, что плательщик налога отдаст свои деньги добровольно — их у него можно отобрать только силой принуждения, т.е. с помощью императивного метода.

Этим определяется весь правовой механизм установления и сборов налогов, где государство действует на основе власти и принуждения. Налоги устанавливаются государством в односторонне-властном порядке посредством издания соответствующим органом правового нормативного акта. Односторонне-властный порядок установления налогов не требует добровольного согласия плательщиков, которое государству заполучить практически невозможно. В Казахстане право установления налогов предоставлено Парламенту и реализуется им путем принятия закона. Этот акт обычно дополняется инструкцией Налогового комитета, где разъясняются и конкретизируются положения закона.

Все эти акты самым категоричным и подробным  образом определяют налогоплательщика, описывают объект налогообложения, ставки платежа, порядок и сроки уплаты налога, другие обязанности налогоплательщика.

В случае уклонения  от уплаты налога (неполной и несвоевременной его уплаты) государство включает механизм жесткого принуждения: налоговые органы производят удержание суммы налога в принудительном порядке, с применением различных штрафных санкций (пени, штрафов). При этом представители такого плателыцика - юридического лица (например, руководитель, главный бухгалтер) могут быть привлечены к административной ответственности, а в особых случаях — и к уголовной. Исполнение налогового законодательства в целом и конкретного налогового обязательства в частности контролируется специальными государственными органами — органами налоговой службы, наделенными широкими властными полномочиями.

Комментируя сущность метода правового регулирования, используемого в процессе налоговой деятельности государства, В. И. Гуреев пишет: «Юридически властные предписания метода налогового права проявляются в том, что императивные нормы налогового права обязывают плательщиков строго исполнять требования налогового законодательства и не допускают каких-либо изменений по соглашению налогоплательщиков и налоговых органов. Кроме того, налоговые инспекции имеют право (вправе) давать указания в форме требований к руководителям, другим должностным лицам предприятий и гражданам по устранению выявленных налоговыми органами нарушений налогового законодательства, контролировать их выполнение и применять финансовые (налоговые) санкции к нарушителям. Следовательно, в этих случаях возникают отношения власти и подчинения».

Однако налоговому праву присущ и диспозитивный метод (договорной или автономный).

Диспозитивный метод более  мягкий в воздействии на поведение  субъектов общественного отношения, он не такой категоричный и устанавливает  лишь общие рамки их поведения. Все  остальное решается самими участниками  отношения путем переговоров  и согласования. В итоге возникает договорная форма общественного отношения.

Формой существования налогового права выступает налоговое законодательство.

Существует доктринальное (научное) и легитимное (официальное) определение налогового законодательства.

Налоговое законодательство – это совокупность правовых нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

 

 

Государственное управление в сфере налогообложения

Целью настоящей лекции является ознакомление студентов с основными теоретическими положениями данного института налогового права.

Ключевые слова: Президент Р.К.; Парламент Р.К.; Правительство Р.К.;  Министерство; Акимат;

Традиционно органы управления в какой-либо сфере подразделяют по их компетенции в той или  иной сфере, в соответствии с этим критерием существуют органы общей компетенции и органы специальной компетенции. В сфере налогообложения, как и в любой другой сфере к первым относятся Президент РК – глава государства, Парламент – законодательный орган государства, Правительство – высший исполнительный орган, а также местные представительные и исполнительные органы. Компетенция специализированных органов рассматривается  отдельно.1.Система органов управления в сфере налогообложения.2.Компетенция Президента РК, Парламента РК и Правительства РК в области налогов.3.Компетенция местных представительных и исполнительных органов в области налогов.4.Порядок установления  (введения налогов), их изменения и отмена.

В своем широком значении налоговый контроль – это контроль за исполнением налогового законодательства. Являясь разновидностью государственного контроля налоговый контроль имеет свои особенности: во-первых – налоговый контроль является разновидностью финансового контроля, во-вторых – налоговый контроль относится к специализированным видом государственного контроля. Основные элементы контроля: 1.Понятие налогового контроля, его задачи и цели, элементы и виды. 2.Организация проведения налогового контроля. 3.Органы налогового контроля. 4.Министерство финансов РК, его компетенция. 5.Налоговый комитет министерства финансов РК, его компетенция. 6.Комитет таможенного контроля министерства финансов РК, его компетенция.

 

 

Лекция 5

 Понятие налога. Функции налога. Корпоративный подоходный налог. Индивидуальный подоходный налог. Налог на добавленную стоимость. Налоги недропользователей. Акцизы. Социальный налог

Целью настоящей лекции является ознакомление студентов с основными теоретическими положениями данного института налогового права.

Ключевые слова: Корпоративный подоходный налог. Индивидуальный подоходный налог. Налог на добавленную стоимость. Налоги недропользователей. Акцизы. Социальный налог

 

Основным источником налоговых  доходов государства являются подоходные налоги с юридических и физических лиц, налог на добавленную стоимость. Эти налоги представляют собой две  классические разновидности налогов  – прямой и косвенный. Особенностью первых является то, что они обращены непосредственно к доходам налогоплательщика, в отличии от косвенных, которые перекладываются на плечи потребителей. Еще одной разновидностью косвенного налога являются акцизы, которые также включены в стоимость товара и оплачиваются в конечном счете потребителями этих товаров. Специальные платежи и налоги недропользователей уплачиваются ими в зависимости от избранного ими режима налогообложения. Одним из сравнительно новых налогов действующей налоговой системы является социальный налог, который в связи с реформой финансовой системы заменил собой некоторые платежи в социальные фонды. 1.Понятие общегосударственных налогов и сборов. 2.Корпоративный и индивидуальный подоходные налоги. Объект налогообложения, субъекты налога, порядок определения налоговой базы, порядок исчисления и уплаты налога. Ставки подоходного налога. Льготы по подоходному налогу. 3.Налог на добавленную стоимость (НДС). Объект налогообложения. Субъекты налога: плательщики налога и носители налога. Порядок определения налоговой базы, порядок исчисления и уплаты налога. Текущие платежи. Ставки НДС. Льготы по НДС. 4.Специальные платежи и налоги недропользователей: бонусы, роялти, налог на сверхприбыль. Объекты обложения, плательщики, порядок определения налоговой базы, порядок исчисления и уплаты платежей. Ставки обложения. Льготы по обложению. 5.Акцизный сбор. Объект налогообложения, плательщики, порядок определения налоговой базы, порядок исчисления и уплаты платежей. Ставки обложения. Льготы по обложению. 6.Социальный налог. Объект налогообложения. Плательщики налога. Ставки налога. Порядок исчисления и уплаты налога.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение — мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных 
средств государства для выполнения соответствующих функций. 
Налоги поэтому и возникли вместе с товарным производством 
и с появлением государства.

Специфические признаки налогов:

  • тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;
  • принудительный характер платежей, осуществляемых на основе законодательства;
  • участие в экономических процессах общества.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

  1.   организации и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством РК налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  2.   организации и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством РК налоговыми агентами;
  3. Министерство финансов РК и др. субъекты.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Функции налогов:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • распределительная.

Фискальная функция  — основная, характерная изначально 
для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Информация о работе Налоговое право и налоговая деятельность