Налоговые правонарушения и ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Роль налогов в современном государстве велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме. Государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. 5
2. СОСТАВ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. 12
3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. 15
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. 21
4.1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. 27
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Налоги и налогообложение Юля.docx

— 57.43 Кб (Скачать)

Таким образом, налоговая ответственность представляет собой обязанность лица, виновного  в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного  принуждения, предусмотренные санкциями  НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными  органами в установленном процессуальном порядке.

Налоговая ответственность, наступающая в  результате совершения налогового правонарушения, обладает рядом общих признаков, характерных для любого из видов  юридической ответственности: она  является средством охраны правопорядка; состоит в применении мер государственного принуждения; наступает за нарушение  правовых норм; наступает на основе норм права; является следствием виновного  деяния; заключается в применении санкций и связана с отрицательными последствиями материального или  морального характера, которые нарушитель должен претерпеть (это является её объективным свойством и заключаются в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих санкций, которые и являются мерой ответственности); реализуется в соответствующих процессуальных формах20.

В соответствии со способом, каким санкции служат охране правопорядка, они подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, которые заключаются во взыскании  пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными, а те санкции, которые предполагают взыскание штрафов - штрафными (карательными). За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, предусматриваются и другие более строгие наказания вплоть до лишения свободы.

К существенным признакам ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах относится и процессуальная форма её реализации. Это означает, что привлечение к ответственности  осуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством. В зависимости от основания ответственности  это могут быть процедуры, предусмотренные:

- законодательством о налогах и сборах (производство по делам о налоговых правонарушениях);

- законодательством об административных правонарушениях (производство по делам об административных правонарушениях);

- уголовно-процессуальным законодательством (производство предварительного расследования).

Прежде  чем перейти к рассмотрению видов  налоговой ответственности необходимо сказать о принципах налоговой  ответственности.

Принципы  налоговой ответственности - это  основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее обстоятельную сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых  правоотношений21.

Нормы - принципы налоговой ответственности  закреплены в ст.108 НК РФ и названы  общими условиями привлечения к  ответственности за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся:

  1. Законность, означающая недопустимость привлечения к ответственности за налоговое правонарушение иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
  2. Однократность. Принцип однократности привлечения к налоговой ответственности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение.
  3. Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п.5 ст.108 НК РФ уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента. Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени.
  4. Презумпции невиновности является налогово-правовой конкретизацией ч.1 ст.49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Следует учесть, что особенностью принципов  юридической ответственности является то, что они могут быть и не названы прямо в правовых нормах о том или ином виде ответственности. 22 Так, в статьях Налогового Кодекса РФ сами слова "принцип справедливости" отсутствуют. Однако на наш взгляд этот принцип является неотъемлемой частью права, он реально существует, проистекая из конституционных норм, теории права, обобщения правоприменительной практики.

Российское  законодательство предусматривает  меры административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, а также финансовой, в том числе налоговой, ответственности  за совершение различных видов нарушений законодательства о налогах и сборах23, в зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности.

Налоговая ответственность - применение органами налогового администрирования налоговых  санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком предусмотренным законодательством  о налогах и сборах.

Она включает в себя:

- ответственность за совершение собственно налоговых правонарушений, т.е. совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

- ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;

- ответственность за нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Несовпадение  налоговой, административной и уголовной  ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах дополнительно  указывает, что привлечение организации  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает  её должностных лиц при наличии  соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности (п.4 ст.108 НК РФ).

Административная  ответственность применяется в  отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах  и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение правовосстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде штрафов.

Уголовная ответственность наступает в  тех случаях, когда совершенное  физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовным законодательством предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, лишение свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

 

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие  события налогового правонарушения;

2) отсутствие  вины лица в совершении налогового  правонарушения;

3) совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, физическим лицом,  не достигшим к моменту совершения  деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение  сроков давности привлечения  к ответственности за совершение  налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, вследствие стихийного  бедствия или других чрезвычайных  и непреодолимых обстоятельств;

2) совершение  деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся  в момент его совершения в  состоянии, при котором это  лицо не могло отдавать себе  отчета в своих действиях или  руководить ими вследствие болезненного  состояния;

3) выполнение  налогоплательщиком (плательщиком  сбора, налоговым агентом) письменных  разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по  иным вопросам применения законодательства  о налогах и сборах, данных  ему либо неопределенному кругу  лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции;

4) иные  обстоятельства, которые могут быть  признаны судом или налоговым  органом, рассматривающим дело, исключающими  вину лица в совершении налогового  правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение  правонарушения вследствие стечения  тяжелых личных или семейных  обстоятельств;

2) совершение  правонарушения под влиянием  угрозы или принуждения либо  в силу материальной, служебной  или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с  которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции  в течение 12 месяцев с момента  вступления в законную силу решения  суда или налогового органа.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность  за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым  органом, рассматривающим дело, и  учитываются при применении налоговых  санкций (ст.112 НК РФ).

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Определить  налог на прибыль, который необходимо уплатить за текущий год, в том  числе в федеральный и региональный бюджеты.

 

Таблица. Исходные данные к  задаче

Показатель

1 вариант

Доходы от реализации

5890000

Внереализационные расходы

128600

Расходы, связанные с производством  и реализацией продукции

5360000

Внереализационные расходы

36560

Авансы по налогу на прибыль

10560

в федеральный бюджет

 

в региональный бюджет

 

Убыток прошлого года

145600


 

Решение:

 

Рассчитаем  налоговую базу по налогу на прибыль  за налоговый период: 5890000 руб. – 128600 руб. - 5360000 руб. – 36560 руб. = 364840 руб.

Налогоплательщик  вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущего налогового периода, но не более чем на 30%. Сумма уменьшения налоговой базы равна: 5890000 руб. * 30% / 100% = 1764000 руб. По условию задачи убыток предыдущего периода составил 145600 руб., т.е. меньше 1764000 руб. Тогда налоговая  база по налогу на прибыль уменьшается  на всю сумму фактически полученного  убытка за предыдущий налоговый период и будет равна: 364840 руб. – 145600 руб. = 219240 руб.

По условиям задачи мы знаем, что предприятие  уплатило аванс по налогу на прибыль  в сумме 10560 рублей. Отсюда следует, что налоговая база по налогу на прибыль уменьшается на сумму  аванса: 219240 – 10560 = 208680 рублей

Рассчитаем  сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет, которую предприятие  должно заплатить по итогам налогового периода: 208680 руб. * 20% = 41736 руб.;

Рассчитаем распределение налога на прибыль по уровням бюджета:

 – перечисление в федеральный  бюджет 2% * 208680 = 4173,6 руб.;

 – перечисление в региональный  бюджет 18% * 208680 руб. = 37562,4 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Систематизация  норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии НК РФ, явилась объективным требованием существующей внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность