Налоговые правонарушения и ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Роль налогов в современном государстве велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме. Государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. 5
2. СОСТАВ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. 12
3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. 15
4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. 21
4.1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. 27
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Налоги и налогообложение Юля.docx

— 57.43 Кб (Скачать)

Верхнетоемский  филиал

НОУ СПО «Региональный техникум

экономики, права и менеджмента

(г.  Архангельск)»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Налоги и налогообложение»

на  тему: «Налоговые правонарушения и  ответственность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Вознесенское, 2013

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. 5

2. СОСТАВ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. 12

3. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. 15

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. 21

4.1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ. 27

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Роль  налогов в современном государстве  велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет  ему осуществлять свои функции в  полном объеме. Государство не может  существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов  без государства также является невозможным. Возникновение налогов  относят к периоду становления  первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление  налогов связано с самыми первыми  общественными потребностями, так  как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства  дорог, поддержания общественного  порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для  возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

Статья 57 Конституции Российской Федерации  закрепляет обязанность каждого  платить законно установленные  налоги и сборы. Однако в современных  условиях налоговые правонарушения приобретают все более массовый характер. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений  в бюджет. Уклонение от уплаты налогов  получило широкое распространение  и является главной причиной не поступления  налогов в бюджет.

Данная  контрольная работа посвящена одной из наиболее часто встречающихся на сегодняшний день тем - это налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.

Предметом исследования являются налоговые правонарушения.

Цель  работы - изучение темы "налоговые  правонарушения: понятие, виды, ответственность".

Указанная цель достигается решением следующих  задач:

  1. Изучить понятие и виды налоговых правонарушений.
  2. Произвести разграничения налоговых правонарушений, налоговых преступлений и административных правонарушений, направленных против налоговой системы.
  3. Рассмотреть налоговую ответственность как разновидность юридической ответственности с перечислением основных принципов привлечения к налоговой ответственности, в том числе и принципа справедливости налоговой ответственности.

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

 

 

В теории права общепризнанно, что в основе любого вида юридической ответственности  лежит факт противоправного поведения, которое воплощается в нарушении  правовых норм и предписаний, исполнение которых охраняется и обеспечивается мерами государственно-правового принуждения. 1 Иными словами, основанием для применения мер государственно-правового принуждения является противоправное поведение обязанного субъекта.

В словаре  по экономике и финансам содержится следующее определение налогового правонарушения. Налоговое правонарушение - это противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность2.

Действовавший до принятия Hалогового Кодекса РФ Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы» не содержал нормативного определения налогового правонарушения, что в правоприменительной практике влекло применение финансовых санкций только на основе установления самого факта нарушения налогового законодательства3. Пробел законодательства восполнялся постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, согласно которому налоговое правонарушение понималось как предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности4.

Ныне  действующий Налоговый Кодекс Российской Федерации содержит следующее определение  понятия налогового преступления: налоговым  правонарушением признается виновно  совершенное противоправное (в нарушение  законодательства о налогах и  сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым  Кодексом Российской Федерации установлена  ответственность5.

Исходя  из данного определения, можно вывести  следующую совокупность наиболее важных юридических признаков налогового правонарушения.

Во-первых, противоправность деяния: налоговое правонарушение представляет собой деяние, нарушающие нормы законодательства о налогах и сборах. Налоговым правонарушением считается только деяния, предусмотренные законодателем о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные гл.16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательства о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям. Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, отказ предоставлять налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетов и других документов).

Во-вторых, виновность: налоговое правонарушение совершается виновно (умышленно или по неосторожности). Форма вины является обязательным признаком налогового правонарушения, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах НК РФ, определяющих состав правонарушений. Умысел в действиях лица усматривается в том случае, если лицо, совершившее правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) и желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Правонарушение  признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих  действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших  вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

В частности, п.3 ст.122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в  результате занижения налоговой  базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных  действий (бездействия), совершенная  умышленно, влечет взыскание санкций  в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

За аналогичные  действия, но совершенные по неосторожности, штраф взыскивается в размере 20%.

При определении  вины как признака, квалифицирующего налоговое правонарушение, следует  помнить, что ее наличие в действиях  организации-налогоплательщика определяется в зависимости от вины ее должностных  лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения6.

Далеко  не всегда виновное действие (бездействие), подпадающее под определение  налогового правонарушения, будет вести  к применению мер налоговой ответственности. Это связано с тем, что существуют обстоятельства, при наличии которых  вина лица в совершении налогового правонарушения исключается. Например, непредставление налоговой декларации в установленный законом срок в результате тяжелой болезни налогоплательщика не влечет взыскания штрафа, так как налогоплательщик не виновен в допущенном им нарушении требований нормативного акта.

В-третьих, деяние, влекущее вредные последствия (нарушение прав, нанесение ущерба и т.п.), причем между деянием и вредными последствиями должна быть причинно-следственная связь. Например, для применения п.1 ст.112 НК РФ должно быть установлено, что неуплата налога (результат) была вызвана занижением налоговой базы или иным неправомерным деянием (причина).

В-четвертых, наказуемость деяния: совершение налогового деликта влечет для нарушителя негативные последствие в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным признаком, поскольку налоговым правонарушением признается противоправное деяние фискально-обязанных лиц, ответственность за которое предусмотрена НК РФ.

Совершаемые в обществе правонарушения не однородны  по своему характеру, однако по степени  общественной опасности и юридическому оформлению теория права объединяет их в две группы: преступления и  проступки. 7

Среди оснований  привлечения к ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах можно выделить:

- налоговые правонарушения;

- нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки);

- преступления, связанные с нарушением законодательства о налогах и сборах (налоговые преступления). 8

Таким образом, основным критерием разграничения  налогового, административного и  уголовного правонарушений, выступает  то, каким нормативно-правовым актом установлена ответственность за совершение такого правонарушения - налоговым, административным либо уголовным законом. 9

Одним из основных показателей степени и  характера общественной опасности  налоговых преступлений является посягательство на установленную Конституцией РФ публично-правовую обязанность всех граждан уплачивать налоги. 10 Общественная опасность налоговых преступлений заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы. 11

Налоговые преступления, в отличие от налоговых  проступков, не просто наносят ущерб  и вред бюджетной системе государства, а вообще создают угрозу ее существования.

Таким образом, налоговые правонарушения, не являющиеся налоговыми преступлениями, представляют меньшую общественную опасность  и закрепляются не УК РФ, а иными  актами отраслей права. Кроме того, они влекут за собой не наказание (как преступления), а взыскания.

Имеются существенные отличия и по порядку  привлечения к ответственности  за совершение налоговых преступлений и иных налоговых правонарушений, поскольку производство по делам  о нарушениях законодательства о  налогах и сборах, содержащих признаки преступления, ведется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством (п.2 ст.10 НК РФ).

Нельзя  не учитывать, что и нормы гражданского законодательства, при нарушении  законодательства о налогах и сборах, также предусматривают санкции, призванные обеспечить соблюдение правопорядка в сфере гражданского оборота. Так, из положений п.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) следует, что неисполнение налогоплательщиком - юридическим лицом своих обязанностей по уплате налогов, по ведению бухгалтерского учета, по составлению отчетов о финансово-хозяйственной деятельности и предоставлению налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений может выступить основанием для его ликвидации по иску налогового органа12.

налоговое правонарушение ответственность состав

С теоретической  точки зрения сложность представляет установление соотношения финансовой (налоговой) и административной ответственности  в системе юридической ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах. Объясняется  это тем, что указанные виды юридической  ответственности во многом сходны, поэтому у российских юристов  отсутствует единое мнение относительно правовой природы финансовой (налоговой) ответственности. В последнее время  в финансово-правовой науке все  большее распространение получает противоположный подход, согласно которому налоговая ответственность рассматривается  в качестве разновидности самостоятельного вида юридической ответственности - финансовой ответственности. Соответственно, налоговые правонарушения как основания  финансовой (налоговой) ответственности  предлагается отличать от нарушений  законодательства о налогах и  сборах, содержащих признаки административного  правонарушения13.

Указанный подход является обоснованным с юридической  точки зрения, поскольку между  рассматриваемыми видами ответственности  существуют объективные различия. Проявляются  они в целях и функциях административной и финансовой (налоговой) ответственности, в характере применяемых санкций и иных мер государственного принуждения14.

Таким образом, из анализа действующего законодательства Российской Федерации следует вывод  о том, что финансовая (налоговая) и административная ответственность - это два самостоятельных вида ответственности в системе юридической  ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Налоговая  ответственность как разновидность  понятия "финансовая ответственность" обладает специфическими целью и  функциями, характером и порядком реализации санкций и иных мер государственного принуждения, субъектным составом правонарушений, процессуальным механизмом привлечения  к ответственности и другими  элементами, которые обусловливаются  объективными особенностями налоговых  правоотношений.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность