Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль, его проблемы и пути решения.
В соответствии с поставленной целью в данной дипломной работе были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и элементы налогового контроля;
2. Описать виды налогового контроля;
3. Изучить принципы налогового контроля;
4. Проанализировать формы и методы налогового контроля.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 119.00 Кб (Скачать)
  1. правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
  2. проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;
  3. проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;
  4. правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
  5. выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

     Для осуществления налогового контроля полноценно, достоверно и своевременно сущетвуют различные виды контроля.

     Виды  налогового контроля в зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:

     1) государственный контроль, проводимый  уполномоченными на то государственными  органами (налоговыми, таможенными,  органами государственных внебюджетных фондов);

     2) негосударственный контроль: а) внутренний  аудит - первичный контроль, осуществляемый  на уровне работников бухгалтерских  и финансовых служб организации.  Он предусматривает обеспечение  достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составления налоговых расчетов и отчетов; б) внешний аудит — налоговый контроль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Министерства финансов России.

     По  времени проведения налогового контроля различают: предварительный контроль — проверка до начала отчетного  периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения  об изменении сроков уплаты налога;

     2) текущий (оперативный) контроль - проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции;

     3) последующий (периодический) контроль  — проверка по итогам определенного  отчетного периода с целью  установления соблюдения требований  налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению.

     В зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:

     1) документальный контроль — проверка  соответствия проверяемого объекта  установленным нормативам на основании первичных и производных документов; 

     2) фактический контроль — проверка, при которой состояние проверяемого  объекта выявляется на основании  осмотра, обмера, пересчета, контрольной  закупки и т. д.

       При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются рядом принципов:

     Принцип независимости. Контрольные органы могут выполнять возложенные  задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций, и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не могут быть абсолютно независимы, поскольку являются частью аппарата государства в целом, высший контрольный орган должен обладать обеспеченной функциональной и организационной независимостью, необходимой для выполнения возложенных на него задач. Важными составляющими независимости являются финансовая независимость контрольного органа и независимость его членов.

     На  сегодняшний день налоговые органы Российской Федерации являются объединенной в самостоятельное федеральное министерство и организованной государством единой централизованной системой контрольных органов, независимой от влияния каких-либо организаций или физических лиц и призванной реализовывать публичные интересы государства в сфере налогообложения. Налоговые органы имеют установленную федеральными нормативными актами внутреннюю организационную и территориальную структуру, финансовую основу, компетенцию, законодательно предписанные методы и формы деятельности, что позволяет им работать с высокой степенью автономности.

     Организационно-правовой основой действия принципа независимости  служит то обстоятельство, что налогоплательщики  и иные обязанные лица находятся  с налоговыми органами как властным субъектом лишь в отношениях функциональной зависимости и организационно ему не подчинены.

     Принцип планомерности. В соответствии с  данным принципом любая контрольная  деятельность, для которой характерны цикличность и осуществление  действий по стадиям, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления.

     Принцип планирования мероприятий налогового контроля в форме налоговых проверок предполагает проведение предварительной  подготовки и составление графика проведения мероприятий налогового контроля, установление четкого перечня подлежащих проверке объектов контроля и определение очередности проведения налоговых проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Следование данному принципу призвано упорядочить, усилить координацию контрольной деятельности налоговых органов. Благодаря этому происходит снижение трудовых и материальных затрат на проведение налоговых проверок, повышается их эффективность и результативность.

     Принцип регулярности (систематичности) контроля. Поскольку функционирование объектов контроля циклично по своей природе, постольку контрольная деятельность согласно требованиям рассматриваемого принципа, должна носить циклический характер, и осуществление отдельных контрольных действий (процедур) с необходимостью должно повторяться через определенные промежутки времени.

     Законодательно  устанавливается периодичность  проведения мероприятий налогового контроля. Так, камеральные налоговые  проверки могут осуществляться ежемесячно, ежеквартально или ежегодно в зависимости от сроков, установленных законодательством для представления налоговых деклараций, промежуточных расчетов или иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Из установленного НК РФ ограничения на охватываемый налоговой проверкой период деятельности налогоплательщика следует, что выездные налоговые проверки должны проводиться не реже одного раза в четыре года.

     Принцип объективности и достоверности. Нарушения законодательства о налогах  и сборах, выявленные в ходе проверки и указанные в акте налоговой проверки, должны быть документально подтверждены. Факты, выявленные в ходе налоговой проверки и закрепленные в акте проверки, должны быть результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, должны подтверждаться соответствующими документами и обеспечивать полноту выводов о действиях проверяемых лиц. Не допускается указание в акте не основанных на достаточных доказательствах субъективных предположений проверяющих.

     Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами. Как правило, для реализации результатов контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности. Кроме того, контрольная информация имеет важное значение для законодательных и исполнительных органов в плане дальнейшего совершенствования правового регулирования.

     Налоговые органы обладают достаточно широкими полномочиями по привлечению нарушителей  к ответственности за совершение налоговых или административных правонарушений. Но при выявлении  обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений налогового законодательства, содержащих признаки преступления, налоговые органы обязаны направить материалы налоговых проверок в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

     В настоящее время требования принципа взаимодействия налоговых органов с другими уполномоченными органами (органами налоговой полиции, государственными внебюджетными фондами, таможенными органами), заключаются не столько в необходимости передачи сведений о совершении нарушений, а сколько в аккумулировании в налоговых органах информации о налогоплательщиках, налоговых агентах, банках и о других обязанных лицах, необходимой для осуществления налоговыми органами своих функций.

     Принцип единства налогового контроля. Принцип  единства налоговой политики и системы  налогов предполагает единообразное осуществление налогового контроля на всей территории страны, единства форм, методов и порядка проведения налоговых проверок, проводимых на всей территории России. Требования данного принципа нашли отражение в НК РФ, в общих требованиях к проведению камеральных и выездных налоговых проверок. Наличие такой информации в налоговых органах позволяет сделать налоговый контроль более оперативным и эффективным. Разумеется, обмен информацией между уполномоченными органами должен осуществляться с соблюдением режима налоговой тайны.

     Презумпция  добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных обязанных лиц. При осуществлении контрольных мероприятий должностные лица налоговых органов обязаны исходить из презумпции добросовестности проверяемого ими лица и надлежащего исполнения им своих обязанностей, пока и поскольку в установленном законом порядке не будет доказано обратное.

     В случае обнаружения противоречий или  неясностей в налоговом законодательстве все сомнения, касающиеся оценки действий налогоплательщика, должны толковаться  в его пользу. Обратим внимание на то обстоятельство, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение не только о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, но и об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение этого правонарушения или о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Также закреплены предписания конституционной презумпции невиновности, в соответствии с которой лицо, привлекаемое к ответственности, считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. При этом оно не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. 

     1.2. Методы и формы налогового контроля 

     Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.

     Метод налогового контроля можно определить как совокупность приемов, применяемых  уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, т.е. при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояния объектов и предметов налогового контроля.

     Существуют  различные методы налогового контроля:

     1) общенаучные методы, такие как  статистический, логический, сравнительный  и другие;

     2) специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;

     3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.

     Контроль за хозяйственной деятельностью ранее осуществлялся в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с контролирующими органами, в условиях, когда подконтрольная организация действовала в пределах установленных плановых заданий и не имела какой-либо существенной самостоятельности в сфере экономической деятельности. Поэтому выбор того или иного метода контроля не приводит к каким-либо существенным правовым последствиям, а юридическое значение имеет только результат контрольной деятельности. Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и методам его осуществления было посвящено небольшое количество научных работ юридического профиля.

     В настоящее время в условиях развивающегося гражданского оборота и полной экономической  самостоятельности хозяйствующих  субъектов методы и формы осуществления  контрольной деятельности в сфере  налогообложения значительно трансформировались, приобрели юридическую значимость и нашли закрепление в налоговом законодательстве. Сегодня неправильный выбор тех или иных форм, приемов и способов осуществления налогового контроля, а также несоблюдение регламентированного законодательными актами порядка осуществления контрольной деятельности, может привести к значительным правовым последствиям, например к отмене решений, принятых на основании неправомерно полученных результатов налогового контроля, к признанию недействительными ненормативных актов контролирующих органов, к взысканию ущерба, причиненного в результате неправомерных действий уполномоченных лиц. Деятельность налоговых и других уполномоченных органов вводится в соответствии с Налоговым кодексом в рамках правовой процессуальной формы. Впервые в законодательной практике регламентируются инструментарий и формы налогового контроля, определены понятие и содержание налоговых проверок, их специфические особенности применительно к различным задачам и объектам налогового контроля, при этом все действия налоговых органов имеют правовое основание.

Информация о работе Налоговый контроль