Особенности налогооблажения банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 06:14, курсовая работа

Описание работы

Современное развитие финансовой системы России характеризуется формированием банковской системы рыночного типа и динамичным развитием нормативно-правовой основы регулирования банковской деятельности. Эти явления обусловлены качественным ростом значения банков в развитии экономики страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………2
I. Банки и банковская деятельность………………………………………………………....3
1.1. Понятие «банк» в налоговом и банковском законодательстве……………………….3
1.2. Формирование финансового результата банка………………………………………...4
1.3. Виды финансовых операций банка и их содержание………………………………….8
II. Особенности налогообложения банков………………………………………………..18
2.1. Банки, как участники налоговых правоотношений…………………………………..18
2.2. Особенности налогообложения прибыли и НДС банков…………………………….25
2.3. Проблемы налогообложения банков…………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………………………..40
Список использованной литературы……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Иногда банки используют в своей деятельности так называемые гарантийные депозиты. Они открываются на требование банка кредитора в случае, если у него существуют сомнения относительно обесценения активов, переданных баночные у обеспечения предоставленного кредита, или есть риск неплатежеспособности клиента-заемщика. Особенностью гарантийных депозитов есть то, что инициатором их создания выступает сам банк, а не депонент.

Банки постоянно сталкиваются с серьезной конкуренцией на рынке денежных ресурсов при привлечении депозитов. Побеждают в этой конкурентной борьбе те банки, которые предложат клиентам наиболее удобные и выгодные депозитные схемы.

Расчетно-кассовое обслуживание. Для обеспечения кассового обслуживания банков в учреждениях НБУ имеется оборотная касса, пред¬ставляющая собой текущий резерв наличных денег. Остаток денег в оборотной кассе строго лимитируется. Если остаток денег в оборотной кассе превышает дневной лимит, учрежде¬ния НБУ перечисляют сверхлимитный остаток из оборотной кассы в резервные фонды, т.е. изымает деньги из обращения. На основании заявки региональные управления НБУ удов¬летворяют просьбы банков о подкреплении их кассы за счет своих кассовых ресурсов, т.е. денег, имею¬щихся в оборотной кассе. Если же денег в оборотной кассе не хватает для обеспечения нужд банка, возникает необходимость в подкреплении оборотной кассы ре¬гионального управления НБУ, т.е. перечисления в нее денег из резервных фондов. Эмиссию денег региональные управ¬ления осуществляют только по эмиссионному разрешению Национального банка.

Основу расчетно-кассового обслуживания составляют операции по счетам. Эти сета предназначены в сою очередь для осуществления наличных и безналичных расчетов между предприятиями, организациями, физическими и юридическими лицами, организациями. Расчеты бывают двух видов - наличные и безналичные.

Большая часть расчетов между предприятиями осуществ¬ляется безналичным путем — перечислением денежных средств со счета плательщика на счет поставщика. Посред¬ником при осуществлении этих расчетов является банк. Для хранения денежных средств и производства безналичных расчетов в банке предприятию открывается расчетный (текущий) счет.

Для того чтобы открыть расчетный счет, в банк предоставляют следующие документы: заявление на открытие счета; копию устава предприятия, зарегистрированного в установленном законодательством порядке и карточку с образцами подписей лиц, которым предоставлено право подписи денежных документов, и оттисками печати предприятия.

После проверки указанных документов с банком заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, соглас¬но которому все услуги банка оплачиваются клиентом. В свою очередь банк ежемесячно начисляет в пользу клиента установленный договором процент на остаток на расчетном счете.

Банк обязан обеспечить сохранность денежных средств предприятия (организации), проводить расчеты по представленным пла¬тежным документам в установленные нормативами сроки и несет ответственность за несвоевременное выполнение де¬нежных обязательств.

Банк не устанавливает конкретных форм расчетов. Поря¬док и форма расчетов оговаривается в договоре между предприятиями (организациями). При ведении расчетных операций предприятия должны руководствоваться правилами, установленными действующим законодательством.

Валютные операции. Финансовые учреждения (банки) могут также осуществлять валютные операции. Операции банков с целью получения прибыли от изменений валютных курсов во времени или на различных рынках, а также преднамеренное принятие валютного риска получили название валютных спекуляций.

Для хранения денежных средств в иностранной валюте и расчетов с иностранными партнерами предприятию в банке открывается специальный валютный счет. Порядок открытия валютных счетов и осуществления расчетов в иностранной валюте регламен¬тируется валютным законодательством.

Предприятия могут также покупать иностранную валюту через уполномоченные банки на межбанковских валютных биржах при условии фактического импорта товаров (работ, услуг) либо предварительной оплаты (авансового платежа), Основаниями покупки иностранной валюты является над-лежащим образом оформленный и действующий контракт об импорте товаров (работ, услуг), а также другие докумен¬ты, предусмотренные валютным законодательством.

Купленная и перечисленная на счет клиента валюта дол¬жна быть использована в полном соответствии с контрак¬том в течение пяти банковских дней. В случае, если после оплаты контракта остаются средства, сумма которых не пре¬вышает один биржевой лот, последние могут быть зачисле¬ны на текущий валютный счет предприятия. Остатки средств в сумме, превышающей один лот, должны быть проданы на ближайших торгах на межбанковской валютной бирже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.  Особенности налогообложения банков

2.1. Банки, как участники налоговых правоотношений

Вопрос о банках (кредитных организациях) как субъектах налогового права, а в данном случае - участниках процесса налогового администрирования, также является актуальным для доктрины финансового права.  Н.И. Химичева, говоря о кредитных органах - банках как субъектах налогового права, отмечает, что они принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Д.В. Винницкий также поднимает вопрос о налоговой правосубъектности банков и иных кредитных организаций, которая проявляется как в особенностях налогообложения многих банковских операций, так и в дополнительных обязанностях банков. На указанные функции банков также обращают внимание Н.А. Саттарова  и другие ученые. 

Е.В. Чернова, анализируя высказывания В.Е. Кузнеченковой (разграничивающей органы налогового администрирования и лиц, содействующих налоговому администрированию, куда относятся банки) и В.Ф. Евтушенко (когда банки наряду с налоговыми агентами, органами регистрации, представителями налогоплательщиков относятся к лицам, содействующим уплате и поступлению налогов и сборов в бюджет), приходит к выводу о том, что банки правильнее относить к основной категории лиц наряду с налоговыми, финансовыми таможенными органами. При этом автор апеллирует к закрепленному в законодательстве перечню обязанностей и полномочий банков, их роли при осуществлении налогового контроля, объему проходящих через банковскую систему налоговых платежей, последствиям банковского кризиса 1998 г., а также мерам ответственности, применяемым к банкам и иным участникам налоговых правоотношений. Как представляется, кредитные организации, будучи изначально субъектами публичных имущественных отношений (именно они имеют исключительное право на осуществление банковских операций по открытию и ведению банковских счетов физических и юридических лиц, по осуществлению расчетов, а также по осуществлению переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (только банки)), в случае с налоговым администрированием обременяются дополнительными обязанностями публично значимого характера, выполнение которых, по мнению автора, полностью сообразуется с реализацией такого принципа финансового права, как приоритет публичных интересов.

Налоговым кодексом РФ на банк как участника налоговых правоотношений возлагаются следующие обязанности:

1)              Для контроля денежных потоков налоговым органам необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах.

2)              Кроме того, кредитная организация не вправе осуществлять движение по банковским счетам налогоплательщика при наличии у банка решения о приостановлении операций но счетам этого лица.

3)              Кредитные организации обязаны своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, плательщиков сбора, налоговых агентов по перечислению сумм налога (сбора).

4)              Кредитные организации обязаны исполнять решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента.

5)Кредитные организации обязаны исполнять решения налоговых органов о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков. Решения об их взыскании должны исполняться банками в течение одного операционного дня, следующего за днем их получения. Плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

6) Кредитные организации обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан-предпринимателей по мотивированному запросу.

Ответственность за неисполнение кредитными организациями публично-правовых обязанностей, возложенных налоговым законодательством на этих участников налоговых правоотношений, предусмотрена положениями главы 18 НК РФ. 

Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Участие банков в налоговых отношениях носит более сложный по сравнению с иными участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, характер. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например по сообщению налоговым орга¬нам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков и др.

В налоговых правоотношениях банки участвуют не только в связи с исполнением ими платежных документов, инкассовых поручений и решений налоговых органов (на пример, решений о приостановлении операций по счетам и др.), но и в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (например, в отношении своих работников).

Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности фактически представляют собой налоговую правосубъектность.

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений - это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях.

Признание коммерческого банка субъектом налогового права происходит в силу распространения на него действия законодательных актов о налогах и сборах. Коммерческий банк как субъект налогового права в силу самого действия названных законодательных актов, т.е. независимо от участия в тех или иных налоговых правоотношениях, обладает определенным комплексом прав и обязанностей. Все эти права и обязанности составляют содержание налоговой правосубъектности, или налогово-правовой статус коммерческого банка. Поэтому налоговая правосубъектность имеет особое, основополагающее значение для правового регулирования поведения коммерческих банков, поскольку служит предпосылкой взаимоотношений между ними и иными субъектами налогового права, предопределяет действия банка в конкретных налоговых отношениях.

По своей роли, специфическим функциям в механизме правового регулирования налоговых отношений правосубъектность выступает в качестве средства фиксирования круга субъектов - лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Налоговая правосубъектность, конкретизируя круг реальных субъектов налогового права, является вместе с тем первичной ступенью конкретизации налоговоправовых норм, на которой определяется общее юридическое положение субъектов: субъекты налогового права ставятся в то или иное положение по отношению друг к другу. Нало¬говая правосубъектность определяет область законодательства, действующего применительно к коммерческому банку, и, следовательно, конкретизирует круг правоотношений, в которых банк может участвовать.

Налоговая правосубъектность коммерческих банков является одним из видов финансовой правосубъектности, поэтому наряду с общими чертами ей присущи некоторые свойства, обусловленные спецификой налоговых отношений и правового воздействия на них. Специальная правоспособность коммерческих банков в налоговых правоотношениях дает возможность осуществлять им лишь такие права, которые соответствуют предмету налогового права. Налоговая правосубъектность - более емкая категория, нежели возможность правообладания и несения обязанностей в сфере налоговых отношений. Ее конкретное содержание зависит от целого ряда факторов: юридической природы субъекта, характера и целей его деятельности.

Коммерческий банк как субъект обладает рядом существенных особенностей по сравнению с собственно организацией как субъектом налогового права. В силу особой общественной значимости банковской деятельности роль публично-правовых методов в ее регулировании гораздо более весома, чем в других сферах хозяйствования.

Правовое положение банка характеризуется единством частных и публичных начал. С одной стороны, как и любая коммерческая организация, банк вступает в правоотношения со своими контрагентами на основе договора, что предполагает равенство и автономию воли его участников. С другой стороны, экономическая сущность коммерческого банка как важнейшего денежно-кредитного института, особого финансового посредника, через который проходят денежные потоки государства, предопределяет наличие публичного интереса в его стабильном функционировании в рамках банковской системы, а также защиты интересов его вкладчиков и иных кредиторов. Публичный интерес, в свою очередь, проявляется в существовании специального правового механизма, направленного на минимизацию риска совершения банковских операций, который (механизм) в известной степени ограничивает свободную волю сторон, сужая рамки их возможного поведения. Повышенная роль публично-правовых методов в регулировании деятельности кредитных организаций является объективной закономерностью, вызванной спецификой банковской системы.

Отношения между банком и клиентом можно охарактеризовать как публично-правовые вертикальные отношения власти-подчинения. Выполняя возложенные на него государством функции, банк обладает правом требовать от клиента выполнения определенных действий и вправе контролировать их исполнение. Причем такое право возникает не из гражданско-правового договора, а на основании императивных предписаний закона. Указанному правомочию банка корреспондирует обязанность клиента исполнить требования кредитной организации. Областью, где в наибольшей степени преобладает публично-правовое регулирование банковской деятельности, являются налоговые правоотношения. Именно особое положение банков в экономике страны, обусловленное выполнением роли финансового посредника, предопределяет их специфическую роль в налоговой деятельности государства.

Информация о работе Особенности налогооблажения банков