Особенности налогообложения в Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Сегодня вряд ли найдешь в стране человека, который не жалуется на чрезмерность налогового бремени или не видит в нем главный тормоз экономического роста. В пылу обличений мы привыкли считать, что высокие налоги и развитая экономика - вещи несовместимые. Но ведь есть и обратные примеры. Наиболее характерный пример – это Швеция.

Ключ к пониманию сути шведской государственной модели лежит именно в налоговой системе страны. В центре любой предвыборной борьбы или обсуждения государственного бюджета Швеции всегда оказываются налоги, которые низкими никак не назовешь.

Содержание

Введение ………………………………………………………….. 3
I. Шведская налоговая система …………………………………….
1.1 Шведская система государственного управления и методы
руководства налоговой системой ………………………………..

1.2 Структура и методы работы шведской налоговой системы …...
1.3 Шведская налоговая система в общих чертах ………………….
II. Налогообложение в Швеции …………………………………….
2.1 Шведская процедура налогообложения ………………………...
2.2 Контрольные данные ……………………………………………..
2.3 Налоговые преступления и налоговые штрафы ………………..
III. Особенности налогообложения в Швеции ……………………...
3.1 Электронный документооборот. Единый налоговый счет. Регистрационный номер плательщика НДС ……………………
3.2 Контроль за уплатой НДС при торговле между странами ЕС. (Администрирование НДС при помощи электронных баз данных ЕС) ………………………………………………………..
3.3 Национальная электронная система «PUMA» по отбору налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий ………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………..
Список использованных источников ……………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа МОЯ.docx

— 46.79 Кб (Скачать)

 

    СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение ………………………………………………………….. 3
    I. Шведская налоговая  система …………………………………….  
    1.1 Шведская система  государственного управления и методы

    руководства налоговой  системой ………………………………..

     
    1.2 Структура и  методы работы шведской налоговой системы …...  
    1.3 Шведская налоговая  система в общих чертах ………………….  
    II. Налогообложение в Швеции …………………………………….  
    2.1 Шведская процедура  налогообложения ………………………...  
    2.2 Контрольные данные ……………………………………………..  
    2.3 Налоговые преступления и налоговые штрафы ………………..  
    III. Особенности налогообложения  в Швеции ……………………...  
    3.1

    Электронный документооборот. Единый налоговый  счет. Регистрационный номер плательщика  НДС ……………………

     
    3.2

    Контроль  за уплатой НДС при торговле между  странами ЕС. (Администрирование НДС  при помощи электронных баз данных ЕС) ………………………………………………………..

     
    3.3

    Национальная  электронная система «PUMA» по отбору налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий ………………………………………………………

     
      Заключение  ………………………………………………………..  
      Список использованных источников ……………………………  
 

 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Сегодня вряд ли найдешь в стране человека, который не жалуется на чрезмерность налогового бремени или не видит  в нем главный тормоз экономического роста. В пылу обличений мы привыкли считать, что высокие налоги и  развитая экономика - вещи несовместимые. Но ведь есть и обратные примеры. Наиболее характерный пример – это Швеция.

    Ключ  к пониманию сути шведской государственной  модели лежит именно в налоговой  системе страны. В центре любой  предвыборной борьбы или обсуждения государственного бюджета Швеции всегда оказываются налоги, которые низкими  никак не назовешь.

    Парадокс  политической жизни в Швеции заключается  в том, что, требуя снижения налогов, буржуазная оппозиция никогда не спешила выполнять собственные  требования, оказавшись у власти. В 1991 году, когда буржуазные партии пришли на три года к власти, руководитель одной из этих партий, получивший пост министра по социальным вопросам, заявил: "Существенное сокращение налогов  приведет к неприемлемому снижению достигнутых стандартов в области  здравоохранения и образования, в сфере детских учреждений, помощи старикам и инвалидам. Сделав тяжелее  жизнь пенсионеров, мы вряд ли улучшим  условия для развития экономики".

    Государственный сектор в Швеции, то есть национальное правительство  и местные органы управления (муниципалитеты и областные  советы) имеет очень широкий круг полномочий. Они включают образование, трудоустройство и промышленную политику, уход за больными и престарелыми, социальное обеспечение, защиту окружающей среды и многое другое.

    Для реализации этих полномочий государственным  органам необходима часть общенациональных ресурсов, получаемая ими в виде налогов. Поэтому уровень налогов  в Швеции довольно высок, но не следует  забывать, что большая часть собранных  средств возвращается налогоплательщикам в форме различных выплат и  услуг. 
 
 
 
 
 

 

    

  1. Шведская  налоговая система.
 

    1.1 Шведская система государственного управления и методы

руководства налоговой  системой

    Шведская  налоговая система находится  под руководством Министерства финансов Швеции, третьим по величине министерством  после Министерства иностранных  дел и Министерства промышленности. В Налогово-таможенном управлении министерства работает около 75 человек, что довольно мало по сравнению с другими странами. Однако в агентстве, отвечающем за сбор налогов, т.е. в Государственной налоговой  службе,

работает  гораздо больше сотрудников – 1100 в Главном офисе и около 9500 человек в региональных управлениях. Такое соотношение количества сотрудников  в министерствах и агентствах существует во всем государственном  аппарате, насчитывающем примерно 250 агентств. Эта большая разница  объясняется тем, как правительство  и министерства управляют различными агентствами. В Швеции уже давно  хотели провести четкую грань между  политикой и управлением. Эта  традиция, которая берет начало с  пяти коллегий, учрежденных Акселем  Оксеншерной в XVII веке, высоко ценится  не только агентствами, которые могут  осуществлять свою деятельность без  вмешательства политиков. Не менее  часто на нее ссылаются правительство  и министерства, которым не нужно  нести ответственность за каждое решение, принятое в системе государственного управления. Единственный способ, которым  правительство и Министерство финансов могут управлять напр. Государственной  налоговой службой – это бюджетные  ассигнования, законодательство (как  законы, так и положения определяющие порядок организации работы), право  назначать высшего руководителя агентства и право контролировать, что деятельность агентства осуществляется эффективно и правильно. Но в чисто  оперативной деятельности – например, принятии решения о начислении налога – Правительственная Канцелярия и входящие в нее министерства не имеют право влиять на действия агентства. Согласно шведской конституции  – Акту о форме правления –  все решения, означающие обязанность граждан платить налог, должны приниматься Риксдагом в виде закона. Это правило касается не только ставок налогов, но и правил их взимания, например, сроков уплаты, налоговой отчетности и процентных ставок. Однако это правило не распространяется на оргструктуру налоговых органов, которая определяется правительством или самим агентством. Государственная налоговая служба выпускает предписания и рекомендации по толкованию законодательства, которыми должны пользоваться налоговые инспекторы. Управление также отвечает за выработку направлений деятельности, отслеживает ее и распределяет средства между региональными налоговыми органами, инспекциями и органами Службы судебных приставов. 

 

    1.2 Структура и методы работы шведской налоговой системы

    Государственная налоговая служба Швеции – главный  орган по начислению, сбору и принудительному взысканию налогов и ведению регистрации населения. До 2004 года функцию общего руководство осуществляло Государственное налоговое управление, а вся оперативная и контрольная работа по сбору налогов и регистрации населения осуществлялась независимыми региональными налоговыми управлениями, тогда как независимые региональные службы судебных приставов занимались взысканием долгов. Региональные налоговые управления вели всю сложную работу по таксированию объектов недвижимости, а с 2001 года регистрировали открывшиеся наследства. Но 1 января 2004 года все налоговые органы были слиты в единую организацию – Государственная налоговая служба. Региональные службы налоговых приставов пока сохраняют самостоятельность, хотя их будущее является предметом рассмотрения. Целью объединения Государственного налогового управления и региональных налоговых управлений было стремление к большей гибкости в оргструктуре и организации работы. Это было сделано, чтобы иметь возможность специализировать некоторые налоговые органы на делах определенной категории, а также для того, чтобы снять проблему секретности, что мешала перераспределять дела между самостоятельными региональными налоговыми управлениями. Что касается контрольной работы, то Генеральный директор ГНС вместе с руководителями региональных управлений ежегодно утверждают т.н. национальный план, который и определяет направления работы. В нем указываются краткосрочные и долгосрочные цели, контрольные мероприятия, проводимые в масштабах всей страны, а также региональные мероприятия, соответствующие общим целям. Помимо национального плана существует возможность проводить и отдельные мероприятия в рамках регионов. Контрольная работа осуществляется всеми инспекциями, но некоторые из них являются специализированными. Так, несколько инспекций работают с крупнейшими налогоплательщиками, несколько инспекций занимаются экономическими преступлениями, несколько других контролируют иностранные предприятия. Кроме того, осуществляются и отдельные национальные проекты, например, контроль за электронной торговлей. Все акцизы администрируются. Особой налоговой инспекцией в г. Людвика, а проверки по ним осуществляют четыре региональных управления в крупнейших городах. 

    1.3 Шведская налоговая система в  общих чертах

    Шведская  налоговая нагрузка является одной  из самых высоких в мире, это связано с тем, что в Швеции очень много видов деятельности осуществляется за счет общественных средств. Конкуренция за налоговую базу между разными странами, особенно в ЕС, требует, чтобы ставки налогов были относительно низкими. Чтобы добиться этого, не снижая доходов общества, Швеция была вынуждена в последние годы расширять налоговые базы – были введены налоги на большее количество видов доходов и собственности – что позволило снизить ставки налогов. Шведские налоги можно разделять двумя способами: с одной стороны – прямые и косвенные налоги, с другой стороны - налоги на труд и на капитал. Прямые налоги взимаются с доходов и имущества физических и юридических лиц, а косвенные налоги являются косвенными до тех пор, пока они не направлены на конкретного налогоплательщика. Объектом налогообложения здесь является оборот товаров и услуг. С кого конкретно возьмут данный налог, зависит от того, кто будет конечным потребителем товара или услуги, именно на него и «свалится» налог. Многие налоги являются прямыми, то подоходный налог, налог на прибыль предприятия и налог на недвижимость. Примером косвенных налогов является НДС и акцизы. Прямые налоги берутся с домохозяйств, а косвенные, как правили, с предприятий.

    Налоги  можно также разделить на категории  в зависимости от того, что

является  источником происхождения налогооблагаемого  дохода – труд или капитал. Налоги на труд берутся с тех доходов, которые за выполненную работу. Например, социальные отчисления работодателя (ЕСН), подоходный налог с зарплаты, собственные  отчисления (с дохода ИЧП) и НДС (при  работе с продажами). Капитал является источником налогов, взимаемых с  созданной стоимости, как то налог  на недвижимость, на состояние, налог  на прибыль предприятий и подоходный налог на доход от капитала. В  Швеции налоги на труд дают около 85% всех налоговых поступлений, а налоги на капитал – всего 15%. Налог на доходы от трудовой деятельности, большая  часть которого идет муниципалитетам (коммунам), составляет значительную часть  налоговых поступлений. Ставка налога прогрессивная, она начинается с  примерно 30 процентов и заканчивается 55 процентами. Это единственный налог, который попадает в распоряжение коммун. Муниципальный налог, который  определяется самими коммунами, имеет  ставку от 28 до 33 процентов. С доходов  от трудовой деятельности, превышающих  прим. 36 000 долл. США, взимается также государственный подоходный налог по ставке 20 процентов, а на доход свыше 55 000 долл. США ставка уже 25 процентов. Все налоги собираются Государственным налоговым управлением и ежедневно через систему счетов по типу концерна переводятся на центральный расчетный счет государства. Коммуны имеют право списывать с этого счета сумму, соответствующую подоходному налогу с их жителей. Существует также система выравнивания доходов, когда самые богатые коммуны отдают часть своих налоговых поступлений самым бедным коммунам. Социальные отчисления также высоки – почти 30 процентов – в то время, как налог на прибыль предприятий в 28 процентов не отличается от международного уровня. Налог на доходы физических лиц от капитала берется по ставке 30 процентов. Высшая ставка НДС составляет 25 процентов, акцизы также берутся со значительной группы товаров.

 

    II. Налогообложение в Швеции.

    2.1 Шведская процедура налогообложения

    Каждый  год Государственная налоговая  служба получает примерно 7 млн. деклараций, из которых 6 млн. – декларации физических лиц и примерно 1 млн. юридических. Особые ежемесячные декларации по ЕСН, НДС и предварительно удержанному подоходному налогу сотрудников присылают примерно 400 000 предприятий. Это означает, что количество деклараций, ежегодно получаемых Государственной налоговой службой, составляет примерно 12 миллионов. Сюда же относятся особые приложения по налогу на недвижимость, наследство, дарение и т.д. Шведский процесс налогообложения характеризуется тем, что большая часть налогов взимается предварительно в течение налогового года, и лишь после его истечения рассчитывается окончательный налог. Для того, чтобы платить предварительный налог и социальные отчисления, нужно иметь налоговое свидетельство – ИЧП получают свидетельство F (предприниматель), а наемные работники и ИЧП, которые не хотят или не могут получить свидетельство F, получают свидетельство А (наемный работник). Чтобы получить налоговое свидетельство F, необходимо осуществлять предпринимательскую деятельность и не иметь в прошлом налоговых нарушений. Налоговое свидетельство F означает, что его владелец может сам платить свой подоходный налог и социальные отчисления. Таким образом, предприятию, не имеющему свидетельства F, будет трудно получить заказ, поскольку в этом случае заказчик должен сам платить налоги за подрядчика. Физические лица согласно Закону о самодекларации обязаны ежегодно показывать все свои налогооблагаемые доходы. Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, подают также приложение предпринимателя к декларации. Однако зарплаты работников указывает работодатель, сначала ежемесячно в виде единой суммы, а по окончанию года получения доходов по каждому работнику в виде контрольных данных. Контрольные данные являются основой для заранее впечатанных в высылаемый бланк декларации данных о доходе плательщика. Бланки самодеклараций рассылаются в марте месяце года, следующего за годом получения дохода, всем плательщикам, которые получали какой-либо доход. Если плательщик не согласен с ним, то он может изменить впечатанные данные, а также заявить о желании сделать налоговый вычет за какие-то расходы. Только после того, как декларация поступила в Государственное налоговое управление (а это можно сделать с помощью Интернета или SMS), принимается решение о начислении окончательного налога, в связи, с чем плательщику либо доначисляют сумму налога, либо ставят сумму переплаты к возврату. Обычно это делается в август-сентябре следующего года. Такие корректировки могут быть связаны с тем, что плательщик заработал либо больше, либо меньше, чем в предыдущий год, или поставил к вычету расходы, понесенные в связи со своей работой. Доходы-расходы от капитала не могут облагаться в авансовом порядке, и поэтому часто ведут к корректировкам. Пенсионеры, не имеющие иного источника дохода, кроме пенсии, не подают декларацию. Предприятия ежегодно показывают свои доходы в декларации о доходах. Эта декларация, с приложением выдержки из бухучета в утвержденном формате, присылается в мае. Решение о начислении окончательного налога на предприятие принимается в ноябре или декабре месяце после года получения прибыли. Данные для расчета ЕСН и НДС подаются ежемесячно в той же декларации, в которой указывается предварительно удержанный подоходный налог сотрудников – в налоговой декларации. Те налоги, которые показываются в декларации о прибыли и налоговой декларации, уплачиваются в текущем режиме в течение года. Подоходный налог сотрудников (физических лиц) и налог на прибыль (юридических лиц) уплачивается на основе ставок прошлого года, а ЕСН и НДС на основе данных, указанных в налоговой декларации. ИЧП вместо социальных отчислений работодателя платят т.н. собственные отчисления, которые показываются в самодекларации. Если налогоплательщик не присылает декларацию, или указывает в ней недостаточные данные, налоговый орган может по закону потребовать от него декларацию. Если декларация все равно не поступает, к нему может быть применено налоговое посещение или выездная проверка для начисления налога. Однако последняя мера может применяться только в отношении юридических лиц. Поскольку для получения налогового вычета не требуется представлять вместе с декларацией подтверждающие документы, налогоплательщик по закону обязан хранить и по запросу налогового органа предоставлять эти документы в течение 10 лет после подачи декларации. 

Информация о работе Особенности налогообложения в Швеции