Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых спо

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - предложить комплекс мероприятий по совершенствованию порядка разрешения налоговых споров.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1) изучить понятие налоговых споров и их классификацию
2) рассмотреть основные категории налоговых споров на примере ИФНС Калининского района
3) исследовать практику разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
4)предложить основные пути совершенствования порядка разрешения налоговых споров в практике ИФНС Калининского района.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ В РФ.
1.1 Понятие налоговых споров и их классификация.
1.2 Административный порядок разрешения налогового спора
1.3 Судебный порядок разрешения налогового спора
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: АНАЛИЗ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
2.1 Основные причины возникновения налоговых споров и практика их разрешения на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
2.2 Порядок досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИФНС
3.1 Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.1 Основные направления совершенствования досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.3 Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
Заключение

Работа содержит 1 файл

нал споры нал право диплом.docx

— 146.04 Кб (Скачать)

Если  оценка деятельности нового органа будет  осуществляться по предложенным критериям, то это создаст ситуацию, стимулирующую  к принятию максимально возможных  законных и обоснованных решений.

Предложенные  направления совершенствования  налогового законодательства в части  досудебного урегулирования налоговых  споров не являются исчерпывающими. Формирование действительно эффективного досудебного  порядка разрешения налоговых споров требует полного и всестороннего  его исследования, на основе которого могут быть сформулированы другие предложения по повышению внесудебных процедур разрешения налоговых споров.

 

Предложения по совершенствованию механизма  досудебного урегулирования налоговых  споров.

 

Рассмотрение  дел о налоговых правонарушениях, предусматривает две процедуры  рассмотрения:

1. в  порядке, предусмотренном статьей  101 НК РФ, рассматриваются дела  о выявленных в ходе камеральной  или выездной налоговой проверки  налоговых правонарушениях; 

2. в  порядке, предусмотренном статьей  101.4 НК РФ, рассматриваются дела  о выявленных в ходе иных  мероприятий налогового контроля  налоговых правонарушениях.

Эти процедуры имеют ряд отличий. Так, в случае рассмотрения материалов проверки в порядке ст.101.4 НК РФ возможность  продления срока рассмотрения акта и других материалов мероприятий  налогового контроля и принятия по ним решения ст. 101.4 НК РФ не предусмотрена; так же не указана возможность  признания руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным участия лица, привлекаемого к  налоговой ответственности, для  рассмотрения материалов и отложения  на этом основании рассмотрения материалов. В отличие от п. 8 ст. 101.1 НК РФ в  статье 101.4 НК РФ не указывается возможность  вынесения решения по результатам  рассмотрения материалов о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и не содержится возможности  вынесения такого решения в качестве промежуточного.

Однако  отсутствие возможности отложить рассмотрение материалов проверки ввиду отсутствия лица привлекаемого к налоговой  ответственности (т. е. признание руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным участия лица, привлекаемого к налоговой ответственности при рассмотрении материалов проверки), а так же проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, лишает налоговый орган, в случае представления налогоплательщиком возражений на акт и дополнительных документов, возможность всесторонне и более полно оценить материалы проверки, что может повлиять на обоснованность выносимого решения по результатам их рассмотрения.

Предложение:

Внести  изменения в процедуру рассмотрения материалов проверки в порядке ст.101.4 НК РФ предусмотрев возможность отложить рассмотрение материалов проверки ввиду  отсутствия лица привлекаемого к  налоговой ответственности, а так  же проведение дополнительных мероприятий  налогового контроля.

 

3.3 Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых споров  на примере ИФНС Калининского района

 

В целях  обеспечения выполнения своей главной  задачи -контроля за соблюдением налогового законодательства- налоговые инспекции  целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля. При  проведении анализа состояния контрольной  работы за соблюдением налогового законодательства были обнаружены проблемы, связанные с несовершенствованием налогового законодательства в части процедур проведения налоговых проверок. [20]

Одной из проблем является рассмотрение дел о налоговых правонарушениях, которое  предусматривает две процедуры рассмотрения:

1. в  порядке, предусмотренном статьей  101 НК РФ, рассматриваются дела  о выявленных в ходе камеральной  или выездной налоговой проверки  налоговых правонарушениях; 

2. в  порядке, предусмотренном статьей  101.4 НК РФ, рассматриваются дела  о выявленных в ходе иных  мероприятий налогового контроля  налоговых правонарушениях.

Эти процедуры имеют ряд отличий. Так, в случае рассмотрения материалов проверки в порядке ст.101.4 НК РФ возможность  продления срока рассмотрения акта и других материалов мероприятий  налогового контроля и принятия по ним решения ст. 101.4 НК РФ не предусмотрена; так же не указана возможность  признания руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным участия лица, привлекаемого к  налоговой ответственности, для  рассмотрения материалов и отложения  на этом основании рассмотрения материалов. В отличие от п. 8 ст. 101.1 НК РФ в  статье 101.4 НК РФ не указывается возможность  вынесения решения по результатам  рассмотрения материалов о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля и не содержится возможности  вынесения такого решения в качестве промежуточного. Однако отсутствие возможности  отложить рассмотрение материалов проверки ввиду отсутствия лица привлекаемого  к налоговой ответственности (т. е. признание руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным участия лица, привлекаемого к  налоговой ответственности при  рассмотрении материалов проверки), а  так же проведение дополнительных мероприятий  налогового контроля, лишает налоговый  орган, в случае представления налогоплательщиком возражений на акт и дополнительных документов, возможность всесторонне  и более полно оценить материалы  проверки, что может повлиять на обоснованность выносимого решения  по результатам их рассмотрения. [25]

Предложение по устранению данной проблемы заключается  в следующем:

внести  изменения в процедуру рассмотрения материалов проверки в порядке ст.101.4 НК РФ предусмотрев возможность отложить рассмотрение материалов проверки ввиду  отсутствия лица привлекаемого к  налоговой ответственности, а так  же проведение дополнительных мероприятий  налогового контроля.

Следующая проблема заключается в том, что  действующее законодательство о  государственной регистрации юридических  лиц и ИП предусматривает заявительный порядок регистрации. Т.е. по закону, плательщик вправе представить в  налоговый орган, определенный пакет  документов, где достоверность сведений заверяет своей подписью директор, а подлинность подписи директора  заверяет нотариус. А налоговый орган  по закону не имеет права проводить  правовую экспертизу данных документов и в срок 5 дней обязан произвести регистрацию.[23]

Это создает почву для злоупотреблений, когда создается юридическое  лицо – пустышка (т.е. учредители и  директора, которые указаны в  качестве таковых в представленных в налоговый орган документах, не имеют отношения к данным организациям), которое в дальнейшем используется в частности для уклонения  от уплаты налогов, обналичивания денег  и т.д.

При действующем законодательстве налоговые  органы лишены эффективных средств  борьбы с такими организациями.

Решение проблемы предлагается  следующее :

ужесточить  требования к процедуре регистрации  юр. лиц и ИП, расширив полномочия налоговых органов по проверке сведений, указанных в документах на регистрацию, а также сам перечень документов (особо акцентировав на необходимость  указания заявителем реального адреса нахождения регистрируемого субъекта, а также подтверждение факта  нахождения его по этому адресу). В частности, предлагается обязать  представлять заявителей документ о  праве собственности, аренды и т.п. на тот адрес, который указан как  юридический.

Соответственно, подлежат расширению основания для  отказа в регистрации, а также  необходимо ужесточить ответственность  за создание липовых юр. лиц и  ИП (имеется в виду уголовная и  административная).[26]

Далее, следующая проблема заключена в  том, что в соответствии с абз.19 пп.2 п.1 статьи 220 НК РФ, имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.11.2007 N 284-ФЗ, вступающей в силу с 01.01.2008 года, согласно статье 3 данной нормы).

На  основании п.1 ст.20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения  признаются физические лица, отношения  между которыми могут оказывать  влияние на условия или экономические  результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 20 Кодекса взаимозависимыми признаются, в том числе, лица, состоящие  в соответствии с семейным законодательством  Российской Федерации в брачных  отношениях, отношениях родства или  свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Согласно  пункту 2 статьи 20 Кодекса суд может  признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 статьи 20 Кодекса, если отношения между  этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Таким образом, в отношении сделок, совершенных  в период после 1 января 2008 года, упомянутый выше налоговый вычет не предоставляется  физическим лицам, состоящим в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого, независимо от условий и экономических  результатов заключенной между  ними сделки купли-продажи жилого объекта.

Закон не требует доказательств со стороны  налогового органа или лица, обратившегося  за получением имущественного налогового вычета, которые подтверждают наличие  или отсутствие какого- либо влияния  на условия сделки, ее результаты. Для  отказа в предоставлении имущественного налогового вычета достаточно доказательства факта наличия родственных (свойственных) отношений между сторонами по сделке.[22]

Однако  следует отметить, что Кодексом не предусмотрено обязанности налогоплательщика  заявившего право на получение имущественного налогового вычета в подтверждение  обоснованности его применения представлять документы, свидетельствующие о  родственных отношениях между сторонами  сделки. Соответственно, налоговый  орган лишен возможности установления фактов взаимозависимости налогоплательщика  заявившего право на налоговый вычет  и продавца жилого дома, квартиры или  доли.

Рекомендуется внести изменения в ст.220 НК РФ, где  перечень документов необходимых для  подтверждения права на имущественный  налоговый вычет, необходимо дополнить  представлением документов, свидетельствующих  о том, что сделка осуществлена между  не взаимозависимыми лицами (например, копия свидетельства о рождении, копия свидетельства о браке, копия свидетельства о рождении детей и др. документы в отношении  покупателя и продавца недвижимости). [27]

Следующая проблема состоит в том, что согласно п.9 ст.101 НК РФ, решение о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение  об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

Согласно  п.13 ст.101 НК РФ, копия решения о  привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также  копия решения о принятии обеспечительных  мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются  лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю  под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.[25]

Согласно  п.11 ст.101.4 НК РФ, копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются  лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к  ответственности, или его представители  уклоняются от получения копий указанных  решения и требования, эти документы  направляются заказным письмом по почте  и считаются полученными по истечении  шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.

Привязка  в ст.101 НК РФ момента вступления решения в законную силу к дате вручения решения лицу порождает  неопределенность в установлении даты вступления соответствующего решения  в законную силу.

В случае отправки решения почтой возникает  вопрос:

  – либо считать дату вручения  по аналогии с п.5 ст.100, п.11 ст.101.4 НК РФ (т.е. на шестой день  со дня отправки),  - либо нужно  выяснять дату фактического вручения  решения почтой (например, путем  запроса на почту о дате  фактического получения заказного  письма).

В случае выяснения даты фактического получения  письма это влечет за собой определенные трудности, т.к. почта не всегда оперативно реагирует на запросы налогового органа. А просрочка в установлении даты вручения решения по ст.101 НК РФ и соответственно в дате вступления решения в законную силу влечет нарушение  сроков разноски в ЭОД, нарушение  сроков выставления требований и  т.п.

Кроме того, дата вступления решения в  законную силу имеет значение для  определения жалобы плательщика  как апелляционной либо обычной.

Информация о работе Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых спо