Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых спо

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - предложить комплекс мероприятий по совершенствованию порядка разрешения налоговых споров.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1) изучить понятие налоговых споров и их классификацию
2) рассмотреть основные категории налоговых споров на примере ИФНС Калининского района
3) исследовать практику разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
4)предложить основные пути совершенствования порядка разрешения налоговых споров в практике ИФНС Калининского района.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ В РФ.
1.1 Понятие налоговых споров и их классификация.
1.2 Административный порядок разрешения налогового спора
1.3 Судебный порядок разрешения налогового спора
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: АНАЛИЗ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
2.1 Основные причины возникновения налоговых споров и практика их разрешения на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
2.2 Порядок досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИФНС
3.1 Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.1 Основные направления совершенствования досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.3 Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
Заключение

Работа содержит 1 файл

нал споры нал право диплом.docx

— 146.04 Кб (Скачать)

 

  

Рис. 1. Структура отказов и принятия на возражения и жалобы налогоплательщика в ИФНС России по Калининскому району за 2009 г.

Как видно из рис. 29, большая часть 88% жалоб и возражений налогоплательщиков получила в 2009 г. отказ при рассмотрении, в том числе и судебными  органами.

Проведем  также анализ по 2010 г. в табл. 4.

Таблица 4

Анализ  возражений налогоплательщиков в 2009 г.

 

Общая сумма

Принято

Отказано

1

2

3

4

Возражения  по  актам  проверок

146736

16441

85481

жалобы  по  актам   проверок

30968

18113

29564


 

Количество  решений,  по которым налогоплательщик  обратился  в  судебные  органы – 167 на сумму 771408 тыс. руб. По 76 материалам проверок (отрицательная практика )  приняты возражения на сумму  84194 тыс. руб.;  2 налогоплательщикам отказано в принятии возражений на сумм 238 тыс. руб.; 22 налогоплательщикам частично отказано в принятии их возражений на сумму 5745 тыс. руб.

Количество  представленных  налогоплательщиками  возражений  по  актам  проверок   за  2010  период – 139, за  2009 года – 138.  Сумма доначисленных платежей,  подлежащая  обжалованию – 146 736,0 тыс. руб., что на 418 123 тыс. руб. меньше аналогичного периода 2008 года.  В результате  рассмотрения  по  70 материалам  проверок  приняты возражения  налогоплательщика на  сумму – 16441,0 тыс. руб.,  по  47  материалам  отказано  налогоплательщикам  в принятии  их  возражений  на  сумму -  85481,0 тыс. руб.

Количество  представленных  налогоплательщиками  жалоб  по  актам   проверок   за   отчетный   период – 33, что  на 9 жалоб меньше, чем в аналогичном  периоде 2008 года. Сумма    доначисленных    платежей,   подлежащая  обжалованию  – 30 968,0 тыс. руб., что составляет 4,7 % от доначисленных платежей соответствующего периода 2008 года.  Структура принятых и отказанных возражений в 2010 г. представлена на рис. 2.

 

Рис. 2. Структура принятых и отказанных возражений в 2010 г.

 

В  результате  рассмотрения  материалов по 11  проверкам   приняты  возражения    на  сумму – 1064,3 тыс. руб. (18113 тыс. руб. за 2010 г.),  отказано  в принятии   возражений  на  сумму -  29564,0 тыс. руб. (638661,0 тыс. руб. за 2010 г.). Далее составим сводный анализ эффективности налогового контроля по двум формам: выездной и камеральной налоговым проверкам в 2008 г. в табл. 5.

              Таблица 5

Сводные показатели эффективности налогового контроля ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска за 2008 г.

Вид проверки

Количество проверок

Сумма налогов доначисленных

Сумма налогов взысканных

Сумма налогов не взысканных

1

2

3

4

5

Выездные 

78

790738

29546

760216

Камеральные

3040

59347

22529

36818


  

Так в 2008 г. сумма взысканных налогов  по отношению к доначисленных  составляет 37% по камеральным и 4% по выездным проверкам.

Представим  сводные показатели  эффективности  налогового контроля за 2009 г. в табл. 6.

 

       Таблица 6

Сводные показатели эффективности налогового контроля ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска за 2009 г.

Вид проверки

Количество проверок

Смма налогов доначисленных

Сумма налогов взысканных

Сумма налогов не взысканных

1

2

3

4

5

Выездные 

78

156272

20165

133460

Камеральные

5462

33580

21697

11883


 

В 2009 г. сумма взысканных налогов по отношению  к доначисленных составляет 64% по камеральным и 13% по выездным проверкам.

Представим  сводные показатели  эффективности  налогового контроля за 2010г. в табл. 7.

 

       Таблица 7

Сводные показатели эффективности налогового контроля ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска за 20010 г.

Вид проверки

Количество проверок

Сумма налогов доначисленных

Сумма налогов взысканных

Сумма налогов не взысканных

1

2

3

4

5

Выездные 

37

365 712

20165

133460

Камеральные

6441

28 828

21697

11883


 

В 2010 г. сумма взысканных налогов по отношению  к доначисленных составляет 75% по камеральным и 5% по выездным проверкам.

По  состоянию на 1 января 2010 года дополнительно  начислено 511 518 тыс. руб. Пени, начисленные  в КРСБ – 116 978 тыс. руб. или 22,9 % от общих  доначислений.

По   сравнению  с  аналогичным   периодом  прошлого года   сумма  доначислений  по  выездным  проверкам  увеличилась  на  209 167 тыс. руб.  или  на 69,2  %,  в  т. ч.  по  организациям  увеличилась  на  208 329 тыс. руб.,  по  ИП уменьшилась  на  - 8 358 тыс. руб. 

По  итогам камеральных проверок организаций  и индивидуальных предпринимателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма доначислений уменьшилась  на 7 052 тыс. руб. Представлено 4471 уточненные налоговые декларации на сумму уточнений  - 217 279 тыс. руб.

В 2009 г. проведены дополнительные мероприятия налогового контроля:

- проверки  2  филиалов,  созданных  организациями,  место нахождения которых   находится на территории другого  субъекта Российской Федерации,   нарушения  в  ходе  проверок  филиалов не  установлены;

- допросы  свидетелей  произведены в 30-ти  организациях,  доначисления  в   результате  проведенных опросов   составили -  2819, взыскано –  342 т.руб..  

- встречные  проверки  проведены в 37-ми  организациях,  по  результатам   которых  доначислено –  104732 т.руб.,  взыскано – 6001 тыс.руб.  

-  проведена  экспертиза  по 3-м   организациям, по результатам проведенных   экспертиз  доначислено – 2477 т.руб.;

-  осмотры  проведены  у  9-ти  организаций;

-  выемка  документов  произведена   в 3-х предприятиях.

В ходе  выездных  проверок  проведены  дополнительные мероприятия налогового контроля:

- за  2010г.  проверен 1 филиал,  созданный   организацией место нахождение  которой  находится  на  территории  другого  субъекта  РФ ( «Филиал  Ордена Ленина ГРЭС» ОАО «Фортум»);

- допрос свидетелей  произведен в 17-ти организациях  и у 9-ти  предпринимателей,  по результатам которых доначислено -  91452 т.руб.,  взыскано – 538 т.руб.; 

- встречные  проверки  проведены в ходе  ВНП  25-ти  организаций  и  9-ти индивидуальных  предпринимателей,  по  результатам  встречных  проверок доначислено – 163884 т.руб., взыскано – 540 т.руб.; 

  -  осмотры проведены у 8-ми организаций и 6-ти  предпринимателей,  доначислено – 34622 т.р., взысканных сумм нет;

- по  результатам проведенных экспертиз  по 7-ми организациям доначислено  – 15504 т.руб., взысканных сумм нет;

- выемка  произведена в 7-ми  организациях.

Количество  представленных  налогоплательщиками  возражений  по  актам  проверок   за  отчетный  период – 86, за  2009 года – 139.  Сумма  доначисленных  платежей,  подлежащая  обжалованию  – 241 358 тыс. руб., что на 94 622 тыс. руб. больше аналогичного периода 2009 года.  В  результате  рассмотрения  по  20 материалам  проверок  приняты  возражения  налогоплательщика  на  сумму – 1 680,0 тыс. руб.,  по  18  материалам  отказано  налогоплательщикам  в  принятии  их  возражений  на  сумму -  18 293 тыс. руб.

Таким образом, эффективность налогового контроля растет из года в год. Что  отражается не только результативностью  одной камеральной или выездной налоговой проверки, но и суммами  дополнительно взысканных в бюджет налогов.

Причиной  снижения количества поступивших возражений, послужил рост законности при осуществлении  сотрудниками Инспекции своих должностных  обязанностей. Это является следствием тщательного контроля за данным направлением работы со стороны руководства Инспекции, проведение определенного комплекса  мероприятий (технические учебы, проверка актов с значительными суммами доначислений, доведение до отраслевых отделов анализов жалоб налогоплательщиков и др.) сотрудниками отдела налогового аудита, а также повышение общего уровня ответственности и законности в работе сотрудников Инспекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе была исследована тема организации  проведения налоговых проверок, рассмотрены  спорные вопросы и даны рекомендации по совершенствованию организации  налоговых проверок.

Для достижения целей, были решены поставленные задачи:

1) изучить  теоретические основы организации  налогового контроля;

2) рассмотреть  виды налоговых проверок и  порядок их проведения; 

3) исследовать  практику организации налоговых  проверок;

4) проанализировать  спорные вопросы камеральных  и выездных  налоговых проверок

5)предложить  основные направления и пути  совершенствования налогового контроля.

Эффективность налогового контроля характеризуется  уровнем мобилизации в бюджетную  систему налоговых доходов и  других обязательных платежей, полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, качеством  налоговых  проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действие субъектов налогового контроля, сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.

По  результатам исследования можно  сделать вывод, что важнейшим  фактором решения проблемных вопросов, связанных с проведением проверок, являются мероприятия, направленные на совершенствование организации  проведения налоговых проверок, такие  как:

  1)снижение количества налоговых  нарушений за счет повышения  качества контрольной работы.

  2)создание условий для содержательного  управления контрольной работой  налоговых органов за счет  использования единой организационной,  методологической и информационной  основы процесса отбора налогоплательщиков  для выездных налоговых проверок.

3)создание  предпосылок для дальнейшей автоматизации  контрольной работы налоговых  органов 

4) эффективное  использование федеральной электронной  базы по каждому налогоплательщику,  ведущему предпринимательскую и  иную деятельность на территории  РФ.

Давая оценку новой редакции Налогового кодекса, стоит отметить, что многие поправки требуют доработки.

Некоторые новые нормы вызывают сомнение в  части их соответствии Конституции  РФ, на пример, введение обязательного  досудебного порядка урегулирования спора.

Без реформирования налогового законодательства невозможно нормальное функционирование российской экономики.

Для того чтобы система налогового контроля РФ заработала в полную силу и с  полной отдачей в плане количества налоговых поступлений, необходим  четкий и строгий контроль и взаимодействие не только со стороны государства, но и со стороны налогоплательщиков.   

За  последние 5 лет наблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками  и налоговыми органами.

Связано это, прежде всего, с несоблюдением  законодательства о налогах и  сборах самими же ИФНС.

Налоговый кодекс РФ устанавливает обязанность  налоговых органов соблюдать  законодательство о налогах и  сборах. В свою очередь налогоплательщики  вправе требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и  сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

Каждый  налогоплательщик самостоятельно выбирает модель взаимоотношений с налоговыми органами, и часто нежелание граждан  и организаций ссориться с  должностными лицами налоговых органов  приводит к ощущению безнаказанности  со стороны последних. В тоже время  вне зависимости от способа построения взаимоотношений с налоговой  службой, налогоплательщикам, как правило, не удается избежать плановых проверок, и на определенном этапе каждой организации приходится отстаивать свою правоту в вопросах своевременной сдачи налоговой отчетности, правильности начисления и уплаты налогов.

Информация о работе Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых спо