Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых спо

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - предложить комплекс мероприятий по совершенствованию порядка разрешения налоговых споров.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1) изучить понятие налоговых споров и их классификацию
2) рассмотреть основные категории налоговых споров на примере ИФНС Калининского района
3) исследовать практику разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
4)предложить основные пути совершенствования порядка разрешения налоговых споров в практике ИФНС Калининского района.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ В РФ.
1.1 Понятие налоговых споров и их классификация.
1.2 Административный порядок разрешения налогового спора
1.3 Судебный порядок разрешения налогового спора
ГЛАВА 2. КАТЕГОРИИ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: АНАЛИЗ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
2.1 Основные причины возникновения налоговых споров и практика их разрешения на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
2.2 Порядок досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ ИФНС
3.1 Актуальные проблемы налоговых споров и предложения по их разрешению в практике ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.1 Основные направления совершенствования досудебного разрешения налоговых споров на примере ИФНС по Калининскому району г. Челябинска.
3.3 Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых споров на примере ИФНС Калининского района.
Заключение

Работа содержит 1 файл

нал споры нал право диплом.docx

— 146.04 Кб (Скачать)

В целях  совершенствования налогового законодательства, необходимо внести изменения и дополнения в п.9 ст.101 НК РФ, изложив его в  следующей редакции.

Решение о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.

В случае, если лицо, в отношении которого вынесено решение, или его представитель  уклоняются от получения соответствующего решения, этот факт отражается в решении, и решение о привлечении к  ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения направляются по почте заказным письмом  по месту нахождения организации (обособленного  подразделения) или месту жительства физического лица (индивидуального  предпринимателя). В случае направления  указанных решений по почте заказным письмом, датой вручения этих решений  считается шестой день, считая с  даты отправки заказного письма.

И, наконец, рассматривая Статью 101 НК РФ, где  предусмотрена процедура вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, необходимо обратить внимание на то, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом налоговый орган обязан известить о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

В то же время, ст.140 НК РФ не предусмотрена  процедура рассмотрения жалоб налогоплательщиков. Т.е. процедура рассмотрения жалобы не регламентирована детально. Согласно указанной статье, жалоба рассматривается  вышестоящим налоговым органом (вышестоящим  должностным лицом), по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий  налоговый орган (вышестоящее должностное  лицо) вправе: оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа, отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении, изменить решение или вынести новое решение.

  При этом  в данной статье  ничего не сказано об извещении  налогоплательщика о рассмотрении  жалобы, а также о наличии права  на участие в рассмотрении  жалобы. Согласно ст.45 Конституции  каждый вправе защищать свои  права всеми не запрещенными  законом способами. Налогоплательщик  имеет право представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по  актам проведенных налоговых  проверок (п.7 ст.21 НК РФ).

Не  извещение плательщика о времени  и месте рассмотрения жалоб вышестоящим  органом (т.е. не обеспечение возможности  плательщику участвовать в процессе рассмотрения) как показывает судебная практика, является одним из оснований  для удовлетворения исков плательщиков судами. Суды расценивают не обеспечение  возможности плательщику участвовать  в рассмотрении жалобы как нарушение  права плательщика и грубое процессуальное нарушение со стороны налогового органа.

В целях  устранения нарушения прав плательщиков и как следствие, исключения случаев  удовлетворения судом исков по процессуальным основаниям, следует установить четкую процедуру рассмотрения жалоб налогоплательщиков, предусмотрев обязательное извещение  плательщика  о времени и месте  рассмотрения жалобы

Дополнительные  предложения:

1. В  связи с тем, что ст. 101.4 НК  РФ не определён срок составления  акта об обнаружении фактов, свидетельствующих  о предусмотренных настоящим  Кодексом налоговых правонарушениях  (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и  123), что создаёт неопределённость  в сроках привлечения к ответственности  в порядке, предусмотренном данной  статьёй, изложить п. 1 ст. 101.4 НК  РФ в следующей редакции:

«1. При обнаружении фактов, свидетельствующих  о предусмотренных настоящим  Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом  налогового органа не позднее трёх месяцев со дня обнаружения должен быть составлен в установленной  форме акт, подписываемый этим должностным  лицом и лицом, совершившим такое  налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая  запись в этом акте.»

2. Поскольку  в практической работе для  истребования у налогоплательщиков  документов не всегда имеется  возможность обнаружить место  его фактического нахождения, либо  обеспечить явку в налоговый  орган для вручения требования  о представлении документов, изложить  п. 1 ст. 93 НК РФ в следующей редакции:

«1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы  посредством вручения или передачи иным способом, свидетельствующим о  дате получения указанным лицом (его представителем), требования о  представлении документов.»

Сводные показатели эффективности  налогового контроля ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска за 2008 г.

Таблица 1

Вид проверки

Количество проверок

Смма налогов доначисленных

Сумма налогов взысканных

Сумма налогов не взысканных

1

2

3

4

5

Выездные 

78

156272

20165

133460

Камеральные

5462

33580

21697

11883


 

В 2009 г. сумма взысканных налогов по отношению  к доначисленных составляет 64% по камеральным и 13% по выездным проверкам.

Представим  сводные показатели  эффективности  налогового контроля за 2010 г. в табл. 2.

 

       Таблица 2

Сводные показатели эффективности налогового контроля ИФНС России по Калининскому району г. Челябинска за 2010 г.

Вид проверки

Количество проверок

Сумма налогов доначисленных

Сумма налогов взысканных

Сумма налогов не взысканных

1

2

3

4

5

Выездные 

37

365 712

20165

133460

Камеральные

6441

28 828

21697

11883


 

В 2010 г. сумма взысканных налогов по отношению  к доначисленных составляет 75% по камеральным и 5% по выездным проверкам.

По  состоянию на 1 января 2011 года дополнительно  начислено 511 518 тыс. руб. Пени, начисленные  в КРСБ – 116 978 тыс. руб. или 22,9 % от общих  доначислений.

По   сравнению  с  аналогичным   периодом  прошлого года   сумма  доначислений  по  выездным  проверкам  увеличилась  на  209 167 тыс. руб.  или  на 69,2  %,  в  т. ч.  по  организациям  увеличилась  на  208 329 тыс. руб.,  по  ИП уменьшилась  на  - 8 358 тыс. руб. 

По  итогам камеральных проверок организаций  и индивидуальных предпринимателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма доначислений уменьшилась  на 7 052 тыс. руб. Представлено 4471 уточненные налоговые декларации на сумму уточнений  - 217 279 тыс. руб.

В 2010 г. проведены  дополнительные мероприятия  налогового контроля:

- проверки  2  филиалов,  созданных  организациями,  место нахождения которых   находится на территории другого  субъекта Российской Федерации,   нарушения  в  ходе  проверок  филиалов не  установлены;

- допросы  свидетелей  произведены в 30-ти  организациях,  доначисления  в   результате  проведенных опросов   составили -  2819, взыскано –  342 т.руб..  

- встречные  проверки  проведены в 37-ми  организациях,  по  результатам   которых  доначислено –  104732 т.руб.,  взыскано – 6001 тыс.руб.  

-  проведена  экспертиза  по 3-м   организациям, по результатам проведенных   экспертиз  доначислено – 2477 т.руб.;

-  осмотры  проведены  у  9-ти  организаций;

-  выемка  документов  произведена   в 3-х предприятиях.

В ходе  выездных  проверок  проведены  дополнительные мероприятия налогового контроля:

- за  2010г.  проверен 1 филиал,  созданный   организацией место нахождение  которой  находится  на  территории  другого  субъекта  РФ ( «Филиал  Ордена Ленина ГРЭС» ОАО «Фортум»);

- допрос свидетелей  произведен в 17-ти организациях  и у 9-ти  предпринимателей,  по результатам которых доначислено -  91452 т.руб.,  взыскано – 538 т.руб.; 

- встречные  проверки  проведены в ходе  ВНП  25-ти  организаций  и  9-ти индивидуальных  предпринимателей,  по  результатам  встречных  проверок доначислено – 163884 т.руб., взыскано – 540 т.руб.; 

  -  осмотры проведены у 8-ми организаций и 6-ти  предпринимателей,  доначислено – 34622 т.р., взысканных сумм нет;

- по  результатам проведенных экспертиз  по 7-ми организациям доначислено  – 15504 т.руб., взысканных сумм нет;

- выемка  произведена в 7-ми  организациях.

Количество  представленных  налогоплательщиками  возражений  по  актам  проверок   за  отчетный  период – 86, за  2009 года – 139.  Сумма  доначисленных  платежей,  подлежащая  обжалованию  – 241 358 тыс. руб., что на 94 622 тыс. руб. больше аналогичного периода 2009 года.  В  результате  рассмотрения  по  20 материалам  проверок  приняты  возражения  налогоплательщика  на  сумму – 1 680,0 тыс. руб.,  по  18  материалам  отказано  налогоплательщикам  в  принятии  их  возражений  на  сумму -  18 293 тыс. руб.

Таким образом, эффективность налогового контроля растет из года в год. Что  отражается не только результативностью  одной камеральной или выездной налоговой проверки, но и суммами  дополнительно взысканных в бюджет налогов.

Для повышения эффективности и совершенствования  налогового контроля на примере ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска необходимо на основе выделенных в  главе 2 и п. 3.1 проблемных участков проведения налогового контроля разработать мероприятия  по его совершенствованию.

К факторам, снижающим эффективность налогового контроля на примере ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска относятся низкая производительность сотрудников инспекции  и высокая доля удовлетворения возражений налогоплательщиков по доначисления, выявленным в результате выездных и  камеральных проверок.

Снижение  производительности труда сотрудников  ИФНС РФ по Калининскому району г. Челябинска является следствие нескольких причин, таких как:

- направление  сотрудников на деятельность  в иной сфере, кроме выездных  и налоговых проверок по приказу  вышестоящих налоговых органов;

- увеличением  объемов, необходимых для анализа  и проведения одной камеральной  или выездной налоговой проверки  и т.д. 

Так, как для устранения данных факторов необходимо более глубокое рассмотрение политики и ее эффективности проведения со стороны вышестоящих налоговых органов, то для выработки мероприятий по совершенствованию налогового контроля для ИФНС  РФ по Калининскому району г. Челябинска они рассматриваться не будут.

Следующим фактором снижающим эффективность  налогового контроля является высокая  доля удовлетворения возражений налогоплательщиков по доначисления, выявленным в результате выездных и камеральных проверок.

 

3.3 Актуальные проблемы налоговых  споров и пути их решения  в практике ИФНС по калининскому  району

 

Налоговая сфера в силу изначальной диаметральной  противоположности и разбалансированности интересов налогоплательщиков и  налоговых органов неизбежно  порождает многочисленные конфликтные  ситуации. Исследование законодательства и судебной практики позволяет выделить три актуальных проблемы налоговых  споров в практике ИФНС по Калининскому району и пути их решения в будущем.

1. Ограничение  срока на подачу налогоплательщиком  заявления в арбитражный суд.  Такое ограничение трехмесячным  сроком установлено ч. 3 ст. 198 АПК  РФ. В статье декларируется, что  указанный срок при наличии  уважительных причин может быть  восстановлен. Однако на практике, как правило, арбитражный суд  восстанавливает срок, если период  его пропуска незначителен и  заявителем является налогоплательщик - индивидуальный предприниматель.  Для налогоплательщика-организации  восстановление пропущенного срока  представляется крайне затруднительным.  При этом правовым последствием  пропуска срока, установленного  ч. 3 ст. 198 АПК РФ, является решение  арбитражного суда об отказе  в удовлетворении заявления налогоплательщика.

Информация о работе Повышение эффективности налогового контроля как фактор совершенствования налогового законодательства в части разрешения налоговых спо