Правовое регулирование налоговых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение налогов и сборов в РФ и их систему.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование налоговых отношений.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

15. Система налогов  и сборов РФ

Заключение………………………………………………………………………….20 
 
Библиографический список………………………………………………………...21 
Введение 
 
Созданная целостная система налогообложения четко и недвусмысленно устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним. 
 
Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. 
 
Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов.1

 
Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно – правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируется также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов между людьми. Налоговая система в РФ практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе.  
 
Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и др.2

 
1Закон РФ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах налоговой системы в РФ” от 21 мая 1993 года № 5006-1 
 
2Глава 2 Налогового Кодекса РФ 
 
Целью данной работы является изучение налогов и сборов в РФ и их систему. 
 
При написании данной работы мной были использованы такие правовые акты как: 
 
1.  НК РФ 
 
2.  Законы РФ, 
 
а также учебная литература. 
1.     
Понятие, сущность налогов и сборов в РФ
 
 
Налоги и сборы являются системообразующимикатегориями налогового права, на основе которых формируется все налоговое право России. 
 
Уяснение сущности налогов и сборов – средство познания природы налогового права и его содержания. При этом не следует отождествлять понятия “налог” и “сбор”, поскольку между ними существует разница как юридического, так и экономического характера. 
 
До принятия Налогового Кодекса определения налога не существовало. Ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991г. “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”определяла, что под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет существующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.  
 
На сегодняшний день, несмотря на наличие законодательного определения понятия налога существует множество доктринальных определений этого понятия, что лишний раз подтверждает актуальность и сложность решения проблемы, связанной с определением понятия налога. 
 
Законодательное определение налога содержит ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.4 
 
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. 
 
При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. 
 
Элементы налога: 
 
1.     объект налогообложения; 
 
2.     налоговая база; 
 
3.     налоговый период; 
 
4.     налоговая ставка; 
 
5.     порядок исчисления налога;

 
6.     порядок и сроки уплаты налога. 

 
3Закона РФ от 27 декабря 1991г. “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” 4Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, п.1 ст.8

 
В необходимых случаях при установлении налога в актах законодательства  

о налогах и сборах могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания для  их использования  налогоплательщиком.

Налоговый Кодекс Российской Федерации определяет сбор, как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).5

 
Общие и отличительные признаки налогов и сборов. 
 
К общим признакам относят: 
 
1.         обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды; 
 
2.         адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены; 
 
3.         изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления; 
 
4.         возможность принудительного способа изъятия; 
 
5.         контроль единой системы налоговых органов 
 
Среди отличительных признаков выделяют цели установления; обстоятельства, служащие основанием уплаты; характер обязанности; периодичность, их значение. 
 
При уплате пошлин и сборов всегда присутствует специальная цель и специальные интересы, при этом не могут рассматриваться как платежи по обязательствам договорные платежи.6 
 
Представляется, что законодательное регулирование установления налогов и сборов должно быть идентичным. Само по себе различное определение понятий “налог” и “сбор” не меняет их сущностной характеристики. Налоги и сборы, по сути, являются финансово – правовыми обязательствами (обязанностями), которые устанавливает в одностороннем порядке государство, и обеспечиваются мерами государственного принуждения. Указанные финансово – правовые обязательства  имеют односторонний характер, т.е. налогоплательщики и плательщики сборов не получают взамен какого – либо удовлетворения.

 
Процесс становления налоговой системы, в более менее цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. 
 
 В течение 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, п.2 ст.8

Цинделин И.А – “Налоговое право России”: учебник / М.: Эксмо, 2008, с. 71

 
и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых  поступлений в государственный  бюджет. Прямые налоги, основная составляющая всех сумм, поступающих, в настоящее время, в бюджет от сбора налогов, в то время составляли примерно 7% всего бюджета. 
 
Поступление податей до 1885 г. контролировала Казённая палата, учреждённая ещё в 1775 г. Контроль этот заключался лишь в учёте налогов, поступающих в казну. Аппарата, который имел бы не только учётные функции, не было. Сбором налогов занималась полиция. Однако, в 1885 г., исходя из необходимости постоянного податного надзора на местах, был учреждён институт податных инспекторов при Казённой палате в количестве 500 человек, на которых был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России. Податные инспекторы были наделены довольно таки широкими полномочиями, сходными по объему с полномочиями сегодняшних налоговых инспекций.  
 
Как было сказано выше, основная масса налоговых платежей приходилась на долю акцизов, в связи с этим основная масса нарушений выявлялась в этой сфере податных отношений. Нарушения эти проявлялись, в основном, в реализации подакцизных товаров без соответствующих ярлыков, свидетельствующих об уплате продавцом акцизного сбора. Ответственность за акцизные нарушения предусматривалась в Уставе об акцизных сборах 1883 г.7 
 
В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличии от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. В таком государстве человек редко когда скажет: "Я гражданин этой страны", скорее он скажет: "Я налогоплательщик". Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России. Именно вокруг налогов, в странах западной Европы, разгоралась борьба между королём и парламентом. Парламент именно тогда получил законодательную власть, когда получил сначала власть в области финансов, т.е. соглашаться или не соглашаться с королём по вопросам установления и сбора налогов. 

 
К тому же, у российского законодателя всегда была склонность к достаточно большим ставкам налогов, что в свою очередь, опять же, не прибавляло популярности налогам. И не всегда налоги использовались (и используются) в качестве источника доходов для бюджета.  
 
Надо сказать, что с октября 1917 г., в связи с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности и запрещением частной собственности были уничтожены почти все возможные объекты налогообложения. 
 
Налоговая политика новой власти сводилась только лишь к принудительному сбору с крестьянства, так называемой продразвёрстки, которая не носила даже характер налога. По декрету от 30.10.1918 г. принудительно изымались все излишки сельскохозяйственной продукции сверх необходимого минимума для собственного 

 
7Кучеров И. И. – “Налоговые преступления – 1997”, с. 15-19 
 
потребления. Лишь с переходом государства к новой экономической политике, в мае 1921 г., возникла необходимость создания новой налоговой системы. Был введён общегражданский налог, к уплате которого привлекалось всё трудоспособное население, поделённое на разряды.  
 
В 1923 г. была проведена реформа налогообложения крестьянства, установлен единый сельскохозяйственный налог, промысловый и подоходный налоги, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, гербовый сбор. Но высокие налоговые ставки явились одной из главных причин постепенного сокращения частной торговли и промышленности, они привели к резкому неприятию частными налогоплательщиками нового налогового законодательства и, как следствие вышеуказанных причин, повлекли массовое уклонение плательщиков от уплаты налогов. Государство, в свою очередь, пытаясь искоренить указанные явления, усилило меры уголовной репрессии за правонарушения подобного рода. Уклонение от налоговых платежей рассматривалось, как сокрытое противодействие советской налоговой политике, направленное на срыв мероприятий советской власти. Тем не менее, количество выявляемых налоговых правонарушений не уменьшалось. 8 
 

 
Цинделин И.А – “Налоговое право России” : учебник / М.: Эксмо, 2008, с. 22 
 
2. Современная система налогов и сборов в РФ 
 
  Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится разнообразить вводимые налоги. Обращаясь к истории дореволюционной (до 1917 г.) России, встречаются немалое число налогов. Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько имущественно - подоходных налогов - поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др.Создание социалистического государства, индустриализация и развитие постепенно видоизменило налоговую систему страны. Это, прежде всего, проявилось в переходе от преобладания имущественно - доходных поступлений от населения, производственников и купцов к платежам от производственно - хозяйственной деятельности развивающегося производственного и непроизводственного секторов экономики. 
 
После распада СССР в Российской Федерации была установлена новая система налогов и сборов, введенная в действие Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»10. Данный закон изменил налоговую систему в стране и включил в нее перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды. Этим Законом было введено понятие “налоговая система” - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Соответственно названному Закону в налоговую систему вошли, помимо налогов, государственная и таможенная пошлины, различные сборы - целевые, лицензионные и др. 
 
В целом налоговая система - сложный и эффективный механизм регулирования хозяйственной конъюнктуры, гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности и эффективности национальных экономик. Однако для налоговой политики государства (которая заключается в манипулировании видами и ставками налогов) характерен эффект запаздывания в отличие, например, от кредитно-денежной политики, в частности - операций Центрального банка на открытом рынке. Дело в том, что любое изменение налогов должно принимать форму законодательного акта, что связано с потерями времени при прохождении через парламентское обсуждение и утверждение. Кроме того, изменения в налоговом законодательстве вступают в силу, как правило, с начала нового года.

Информация о работе Правовое регулирование налоговых отношений