Правовое регулирование налоговых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение налогов и сборов в РФ и их систему.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование налоговых отношений.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

  Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

  Согласно  ст. 39 Федерального закона “Об общих  принципах организации местного самоуправления” местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

  Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан  или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения  могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.

  Земельный налог и налог на имущество  физических лиц устанавливаются  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.

  Земельный налог и налог на имущество  физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

  Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ.

  Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК.

  При установлении местных налогов представительными  органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

  Иные  элементы налогообложения по местным  налогам и налогоплательщики  определяются НК РФ.

  Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

  К местным налогам относятся:

  1) земельный налог;

  2) налог на имущество физических  лиц.

  Общие условия установления налогов и  сборов

  Налог считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  1) объект налогообложения;

  2) налоговая база;

  3) налоговый период;

  4) налоговая ставка;

  5) порядок исчисления налога;

  6) порядок и сроки уплаты налога.

  В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

  При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения  применительно к конкретным сборам.

 

  3. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ  ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ  И СБОРОВ  

  3.1 Взыскание налога, сбора, пени за  счет денежных  средств, имущества,  находящихся на  счетах налогоплательщика

  НК  РФ исходит из того, что обязанность  по уплате налогов и сборов должна исполняться налогоплательщиком добровольно. Однако по отношению к налогоплательщикам (плательщикам сборов), не исполняющим добровольно свои обязанности по уплате налогов (сборов), НК РФ предусматривает возможность принудительного исполнения этой обязанности.

  Согласно  п. 1 ст. 45 НК РФ взыскание налога с  организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено  НК РФ. Взыскание налога с организации  не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

  1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком  с третьими лицами;

  2) юридической квалификации статуса  и характера деятельности налогоплательщика.

  В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 и 48 НК РФ.

  Статья 47 НК РФ устанавливает ряд условий для обращения взыскания налога, а также пеней за счет имущества налогоплательщика.

  Взыскать  недоимки по налогам может только налоговый орган, при недостаточности  или отсутствии денежных средств  на счетах налогоплательщика (или налогового агента) или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента), и только в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

  Обоснованное  решение об обращении взыскания  на имущество организации выносится  руководителем (его заместителем) налогового органа. В этом решении необходимо указать на то, что налогоплательщик имеет неисполненную обязанность по уплате налога и сбора и что взыскать эту задолженность за счет денежных средств, находящихся на счетах данной организации, не представляется возможным из-за отсутствия на них необходимого денежного остатка.

  3.2 Обеспечение исполнения  обязанностей по  уплате налогов  и сборов

  В целях обеспечения уплаты налогов  и сборов, срок оплаты которых был  изменен, в соответствии с решением о его изменении срок переносится под залог имущества либо при наличии поручительства. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения устанавливаются гл. 9 НК РФ.

  Исполнение  обязанности по уплате налогов и  сборов может обеспечиваться следующими способами:

  1) залогом имущества;

  2) поручительством;

  3) пеней;

  4) приостановлением операций по  счетам в банке;

  5) наложением ареста на имущество  налогоплательщика.

  Залог имущества. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.

  При неисполнении налогоплательщиком или  плательщиком сбора обязанности  по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих  пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества  в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству РФ. Предметом залога по договору между налоговым органом и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем. К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

  Поручительство. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ, ГК РФ, договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. По исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.

  Правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства РФ, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Указанные правила применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.

  Пеня. Пеня - это денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46-48 НК РФ. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном порядке.

  Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента - организации, плательщика  сбора - организации  или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя. Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Фактическим основанием приостановления операций по расчетным счетам в банке является:

  1) неисполнение налогоплательщиком-организацией  в установленные сроки обязанности  по уплате налога;

  2) непредставление этими налогоплательщиками  налоговой декларации в налоговый  орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации;

  3) отказ от представления налогоплательщиком-организацией  и налогоплательщиком - индивидуальным  предпринимателем налоговых деклараций. В этом случае приостановление  операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.

  Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации  по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

  Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации  по его счетам в банке направляется налоговым органом в банк с  одновременным уведомлением налогоплательщика- организации и передается под  расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение указанным лицом решения о взыскании налога. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа. Указанные правила применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банке налогового агента - организации и плательщика сбора - организации. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Информация о работе Правовое регулирование налоговых отношений