Представление о налоговом бремени

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не существует общепринятой методики исчисления на-логовой нагрузки, соответственно нет и официальной статистики этого показателя. С целью определения совокупного налогового бремени используются разрозненные измерители, которые в косвенной форме дают представление о налоговом бремени. В то же время, работа по снижению налоговой нагрузки на предприятия требует точной оценки влияния изменения того или иного налога на общую налоговую нагрузку.
Цель курсовой работы: обосновать представление о налоговом бремени и выявить основные направления совершенствования развития оптимизации налогового бремени в РФ.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены сле-дующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы и показатель налогового бремени;
- изучить зарубежный опыт минимизации налогового бремени;
- выявить проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях и предложить пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в процессе налогообложения в РФ.
При этом предметом исследования являются нормы права, регулирующие налоговое бремя в РФ, а также научные взгляды, зарубежный опыт, судебная практика.
При написании курсовой работы использовались следующие методы:
- метод системно-структурного анализа (проводится анализ нескольких видов налогообложения);
- формально-логический.
Источниками информации для написания работы по данной теме послужили нормативная база, базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Оптимизация налогового бремени в РФ», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
В ходе написания теоретической части работы использовались источники нормативной базы:
Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ (ред. от 31.12.2001, с изм. от 19.06.2003) "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"
Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ (ред. от 24.07.2002) "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"
Федеральный закон от 13.07.2001 N 99-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"
Федеральный закон от 25.07.1998 N 129-ФЗ "Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость.
Постановление Правительства РФ от 23.06.2006 N 391.
Постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 7623/06 по делу N А63-5647/2005-С4, А63-6787/2005-С4 .
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П.
Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 (ред. от 24.03.2001) "О налоге на добавленную стоимость".
Так же использовались труды таких ученых как: В. А. Абрамов; И.М. Александров; Н.Н. Тютюрюков; Д. Г. Черник и др.

Работа содержит 1 файл

курсовая со Штампом на 15 16.12.11.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

     Сущность  упрощенной системы налогообложения  заключается в том, что уплата ряда налогов налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, заменяется уплатой единого налога, исчисляемого в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

     При этом следует иметь в виду, что  для организаций и индивидуальных предпринимателей перечень заменяемых налогов несколько отличается. Это связано с тем, что при применении общего режима налогообложения эти категории налогоплательщиков уплачивают разные налоги.

     Применение  упрощенной системы налогообложения  организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

     Организации, применяющие упрощенную систему  налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Иные  налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

     Переход к упрощенной системе налогообложения  или возврат к общему режиму налогообложения  осуществляется организациями и  индивидуальными предпринимателями  добровольно в порядке, предусмотренном  Налоговым кодексом РФ.

     Необходимо отметить, что обязать налогоплательщика применять упрощенную систему налоговое законодательство на сегодняшний день не может. Поэтому переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном законом (при соблюдении всех необходимых условий).

     Исходя  из того, применение упрощенной системы  налогообложения - это особый налоговый  режим, обусловленный действием  налогового законодательства, к нему применяются общие принципы налогообложения, установленные первой частью Налогового кодекса РФ.

     В соответствии с п.2 ст.1 Налоговый  кодекс РФ устанавливает систему  налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения.

     Таким образом, установление упрощенной системы  налогообложения направлено на ведение организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения в определенном порядке налогового учета, под которым подразумевается определенная система накопления, обработки и обобщения информации, необходимой для исчисления организациями и индивидуальными предпринимателями соответствующих налогов и исполнения обязанности по их уплате в бюджет.

     В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации система налогообложения виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, введенная гл. 26.3 НК, является специальным налоговым режимом, который должен применяться налогоплательщиками если этот режим введен на территории региона РФ

     Согласно  ст. 346.26 НК РФ уплата организациями  единого налога предусматривает замену уплаты следующих налогов:

- налога на прибыль организаций (но только в части прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

- налога на имущество предприятий (но только в части имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;

- налога на добавленную стоимость (в отношении операций, являющихся объектами обложения налогом на добавленную стоимость, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

     Согласно  ст. 346.32 п. 2 Налогового кодекса РФ сумма  единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.

     При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

     Система налогообложения в виде ЕНВД может  применяться в следующих случаев:

1) оказание бытовых услуг;

2) оказание ветеринарных услуг;

3) оказание услуг по ремонту автотранспорта;

4) розничной торговли;

5) оказание услуг общественного питания;

6) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;

7) оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

8) распространение и размещение печатной и полиграфической наружной рекламы;

9)распространение и размещение наружной рекламы посредством световых и электронных табло.

     При осуществлении нескольких видов  предпринимательской деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

     Налогоплательщикам  являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта РФ, в котором введен ЕНВД, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные гл. 26 НК РФ и законом субъекта РФ.

     Объектами налогообложение является вмененный  доход. Налоговой базой признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физ. показателя, характеризующего данный вид деятельности.

     Налоговым периодом по ЕНВД является квартал.

     Ставка  устанавливается в размере 15% вмененного дохода. Уплата налога производится не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

     Единый  налог на вмененный налог - на первый взгляд, кажется самым благоприятным. Жесткое требование к обязательному переходу на уплату единого налога на вмененный доход лишает налогоплательщика выбора, а применение льгот дело добровольное. Кроме того, налог исчисляется от суммы базовой доходности, и на его величину не влияют ни численность промышленного персонала, ни размер полученной выручки, ни иные показатели деятельности предприятия.

2.2 Зарубежный опыт минимизации налогового бремени

     По  оценке Организации экономического сотрудничества и развития, в 2010 году налоговое бремя в Великобритании достигло 42,4 процента ВВП в сравнении с 42,1 процента в Германии. В 2011 году Великобритания обойдет Германию по уровню государственных расходов: они увеличатся до 45,7 процента ВВП против 45 процентов в Германии. В 2009г. налоговое бремя в Великобритании составляло 40,7 процента ВВП, в Германии - 46,7 процента. Аналитики лондонского Сити считают, что Великобритании угрожает замедление темпов экономического роста, рост безработицы и падение уровня иностранных инвестиций. Министерство финансов Великобритании отвергает негативные прогнозы, утверждая, что налоговое бремя будет ниже уровня, прогнозируемого экспертами ОЭСР. «Если взглянуть на среднюю семью или средний бизнес в Великобритании, можно заметить, что они начинают с лучших позиций, чем в Германии, и они платят меньше налогов.

     Распределение общего бремени налогов по видам  их оснований (сферам деятельности) и  категориям плательщиков реализуется через конкретные виды налогов, организацию механизмов их построения и функционирования, приданию каждому налогу той или иной доли в общей сумме налоговых сборов.

     К настоящему времени по налогу на доходы корпораций и налогу на доходы физических лиц бремя в рассматриваемых странах оценивается как более или менее стабильное. Особых претензий к нагрузке по ним не предъявляется ни со стороны плательщиков, ни со стороны налоговых теоретиков-экономистов.

     Различные схемы налоговой оптимизации распространены не только в России, но и за рубежом. Причем иностранные налогоплательщики зачастую используют недобросовестные схемы минимизации налоговых платежей.

     Некоторые страны, такие как Великобритания, Австралия, Канада, Германия, приняли поправки в национальное налоговое законодательство и ввели общие правила противодействия минимизации налогового бремени. В ближайшем будущем их примеру последуют и другие государства.

     В странах, где способы оптимизации  и уклонения от уплаты налогов  законодательно разграничены, возможность использования элементарных схем минимизации налогов отсутствует. Как следствие - схемы оптимизации настолько усложнились, что воспользоваться ими могут только состоятельные люди и крупные корпорации.

     Получается, что наиболее обеспеченные налогоплательщики, то есть те, которые в состоянии воспользоваться услугами консультантов, могут провести операцию, уменьшив свои налоговые обязательства. Разумеется, такая ситуация неприемлема. В разных странах урегулирование на законодательном уровне минимизации налогового бремени происходит по-разному. Это объясняется различием в правовом устройстве, отношением судей к данной проблеме и законотворческими традициями.

     Например, во Франции, Германии и Нидерландах  в основе правовой системы лежит концепция предотвращения злоупотребления правом. Суды, как правило, применяют указанную концепцию при толковании и применении налогового законодательства в спорах, когда может быть доказано, что какая-либо операция представляет собой случай злоупотребления нормами законодательства или их неправильного применения. В этих странах власти не считают необходимым вносить поправки в законодательство, с тем, чтобы разграничивать легальные способы минимизации. Исключение составляет только Германия, которая приняла соответствующие поправки.

     В странах, где подобной концепции  противодействия злоупотреблению  правом не существует, суды, как правило, не выходят за пределы текста законов, чтобы определить, имела место фактическая минимизация налогового бремени или нет. Однако суды США, в меньшей степени суды Великобритании, разработали свои правила толкования законодательства при рассмотрении некоторых элементов сделок по минимизации налогов. Суды Великобритании установили эти правила в начале 80-х годов при рассмотрении дел, связанных с применением сложных и запутанных схем. Приходится констатировать, что в настоящее время нет такой страны, в которой налогоплательщики не изобретали бы более изощренные схемы выведения доходов из-под налогообложения.

     За  пределами США и Великобритании попытки нанести удар по схемам через суды успеха не имели. Налоговые органы этих государств, стали оказывать давление на правительство, с тем, чтобы принять законы по противодействию схемам минимизации налогового бремени. В итоге в некоторых странах были приняты правила противодействия минимизации налогового бремени, которые обозначаются аббревиатурой GAAR. Проработанные варианты этих правил были законодательно закреплены в 1981 году в Австралии и в 1988 году в Канаде.

     Правила GAAR, применяемые в настоящее время в Австралии, изложены в части IV А Закона «О начислении подоходного налога» от 1936 года. Эти правила заменили положения, которые применялись для противодействия использования схемам минимизации налогов ранее. В соответствии с прежними нормами любые договоры, соглашения или договоренности объявлялись недействительными для целей налогообложения, если они предусматривали:

- изменение  объекта налогообложения;

- освобождение  от обязанности уплачивать подоходный  налог или подавать налоговую декларацию;

Информация о работе Представление о налоговом бремени