Представление о налоговом бремени

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не существует общепринятой методики исчисления на-логовой нагрузки, соответственно нет и официальной статистики этого показателя. С целью определения совокупного налогового бремени используются разрозненные измерители, которые в косвенной форме дают представление о налоговом бремени. В то же время, работа по снижению налоговой нагрузки на предприятия требует точной оценки влияния изменения того или иного налога на общую налоговую нагрузку.
Цель курсовой работы: обосновать представление о налоговом бремени и выявить основные направления совершенствования развития оптимизации налогового бремени в РФ.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены сле-дующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы и показатель налогового бремени;
- изучить зарубежный опыт минимизации налогового бремени;
- выявить проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях и предложить пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в процессе налогообложения в РФ.
При этом предметом исследования являются нормы права, регулирующие налоговое бремя в РФ, а также научные взгляды, зарубежный опыт, судебная практика.
При написании курсовой работы использовались следующие методы:
- метод системно-структурного анализа (проводится анализ нескольких видов налогообложения);
- формально-логический.
Источниками информации для написания работы по данной теме послужили нормативная база, базовая учебная литература, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Оптимизация налогового бремени в РФ», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
В ходе написания теоретической части работы использовались источники нормативной базы:
Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ (ред. от 31.12.2001, с изм. от 19.06.2003) "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"
Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ (ред. от 24.07.2002) "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"
Федеральный закон от 13.07.2001 N 99-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"
Федеральный закон от 25.07.1998 N 129-ФЗ "Об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость.
Постановление Правительства РФ от 23.06.2006 N 391.
Постановление Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 7623/06 по делу N А63-5647/2005-С4, А63-6787/2005-С4 .
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П.
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П.
Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 (ред. от 24.03.2001) "О налоге на добавленную стоимость".
Так же использовались труды таких ученых как: В. А. Абрамов; И.М. Александров; Н.Н. Тютюрюков; Д. Г. Черник и др.

Работа содержит 1 файл

курсовая со Штампом на 15 16.12.11.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

- аннулирование  обязанностей или обязательств, возложенных в соответствии с  Законом «О начислении подоходного налога», либо уклонение от них законными или противозаконными способами;

- исключение  возможности применения Закона  «О начислении подоходного налога».

     Из-за нечеткости указанных положений  в ходе рассмотрения дел суды были вынуждены ввести ограничения на их толкование. Например, в одном  из таких дел суд постановил, что  положения закона не распространяются на договоренность о передаче какому-либо лицу права получения дохода из источника, принадлежащего налогоплательщику, если участники сделки действуют добросовестно. После принятия ряда судебных решений о праве налогоплательщика выбирать ту форму сделки, которая обеспечит ему освобождение от налогообложения, стало очевидно, что положения закона неэффективны. Кроме того, налоговые органы не имели возможности оспаривать рассматриваемую сделку и переводить ее в разряд сделок, подлежащих налогообложению.

     В связи с этим в закон была введена  часть IV А, содержащая правила GAAR. Основное правило гласит: если налогоплательщик получил или может получить налоговую льготу в результате применения схем, подпадающих под действие части IV А, налоговые органы вправе принять одно из следующих решений:

- полностью  или частично включить суммы налога в налогооблагаемый доход налогоплательщика, если налоговая льгота может быть отнесена к сумме, исключаемой из его годового налогооблагаемого дохода;

- отказать  в принятии вычета полностью  или частично, если налоговая  льгота может быть отнесена к сумме, принимаемой к вычету из годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика;

- отказать  в отнесении капитальных расходов  полностью или частично, если  налоговая льгота может быть отнесена к капитальным расходам, понесенным налогоплательщиком в течение года, или к их части;

- отказать  в применении налогового кредита,  если налоговая льгота может  быть отнесена к кредиту по  иностранным налогам, применяемому  налогоплательщиком.

     В двух разделах части IV А перечислены  признаки схем, подпадающих под действие этой части. В соответствии с данными разделами схемой признаются любые явно выраженные или подразумеваемые соглашения, договоренности или обязательства, которые могут быть доказаны в суде. Даже планы, предложения, действия могут быть признаны схемой, если налогоплательщик при их использовании получил или мог получить налоговые льготы, описанные в законе. В законе также приведены обстоятельства сделок, которые налоговые органы должны изучить в каждом случае выявления схемы.

     В соответствии с частью IV А к схеме, используемой налогоплательщиком для минимизации налогов, относятся сделки, которые преследуют несколько целей. При условии, что цели оптимизации налогов в этих сделках являются доминирующими.

     В пользу налоговых органов. По признанию налоговых органов Австралии новые нормы закона о доходах, в которых более четко сформулированы признаки схем оптимизации, позволяют безошибочно выявлять незаконные схемы ухода от налогообложения. И это несмотря на то, что воздействие нововведений на коммерческие операции в некоторой степени нейтрализуется существующей в Австралии системой предварительных судебных решений.

     В сложившихся условиях налогоплательщики  полагаются на то, что налоговые органы не будут преследовать компании по делам, в которых четко не установлено использование схем для получения налоговых льгот. В связи с этим в свое время налоговые органы Австралии заявили, что разъяснения по делам, касающимся применения положений части IV А, будет давать старший консультант центров налогового консультирования. При Австралийском налоговом управлении действуют два консультационных центра. Они занимаются исключительно тем, что консультируют налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства.

     Как выявляют схему:

     Чтобы заявить о том, что налогоплательщик недобросовестно использовал схему, налоговый орган изучает:

1) способ  инициирования и реализации схемы;

2) форму  и содержание схемы;

3) время  начала и период реализации  схемы;

4) влияние  реализации схемы на размер  налоговых обязательств;

5) любое  изменение финансового положения  налогоплательщика, которое было, будет или может быть обусловлено реализацией схемы;

6) любое  изменение финансового положения  имеющего или имевшего деловые,  семейные или иные отношения  с налогоплательщиком лица, которое было, будет или может быть обусловлено реализацией схемы;

7) любые  иные последствия инициирования  и реализации схемы для налогоплательщика или любого иного лица;

8) характер  деловых, семейных или иных  отношений между налогоплательщиком  и любым иным лицом.

     Таким образом, основные цели налоговой политики в зарубежных странах формулируются  достаточно ясно. Они заключаются  в укреплении рыночных принципов  построения и функционирования налоговых  систем, снижении общего бремени налогов  и оптимизации его распределения по отдельным категориям налогоплательщиков, по отдельным видам хозяйствования и налогов. Эти принципы более или менее успешно реализуются на практике. Достаточная прозрачность и ясность целей и действий налоговой политики вместе с другими факторами приводят к тому, что высокое бремя налогов и недостатки в его распределении по налогоплательщикам не оказывают большого противодействия активизации хозяйственной деятельности в рассматриваемых странах, противодействия экономическому росту.

     Налоговая политика развитых зарубежных стран направлена в первую очередь на то чтобы для юридических лиц налоги было бы выгодно платить, а не искать путей ухода от налогообложения.

     Здесь же нужно отметить, что часть налогового бремени в зарубежных странах  перенесена на физические лица и это основано на исторически сложившейся ситуации.

     Резюмируя, выше сказанное, отметим, что юридические  лица в развитых зарубежных странах не подвергаются такому же налоговому бремени как в нашей стране. Ситуация складывающаяся в экономике этих стран для юридических лиц стимулирует и благоприятствует развитию предприятий, акционерных обществ, страховых организаций и других хозяйствующих субъектов.

     Указанное способствует возможности получению  юридическими лицами высокой прибыли, что в результате увеличивает налоговые поступления в бюджет.

2.3 Пути оптимизации применения специальных налоговых режимов 

     По  официальным данным вклад российского  малого предпринимательства в ВВП  оценивается в 11 -12%, а доля занятых  в секторе малого предпринимательства- 15-17%. По уровню занятости в секторе малого предпринимательства Россия отстает от США и развитых стран Европы (50-55%), Японии - (80%). В Китае малый бизнес формирует до 60% ВВП, а число занятых в нем составляет до 70%. В странах ЕС и США на 1000 жителей приходится 30-35 малых предприятий в России - около 7.

     Вместе  с тем, при сопоставлении вклада российских малых предприятий в  ВВП, страны с вкладом европейского и американского малого бизнеса следует учитывать, что критерии, применяемые в России, странах ЕС и США несопоставимы. Так, в России к категории малых относятся предприятия с предельной численностью от 30 до 100 чел., в зависимости от вида деятельности. В странах ЕС Союза и США оценивается общий вклад микропредприятий (до 10 чел.), малых (от 11 до 50 чел.) и средних предприятий (от 51 до 250 чел - в ЕС, от 51 до 500 чел. - в США).

     Высокий уровень развития малого бизнеса  в экономически развитых странах был бы невозможен без реализации системы мер государственной поддержки, включая меры налогового стимулирования.

     В большинстве европейских стран  налоговые льготы для малых предприятий предоставляются в форме специальных (пониженных) ставок. Льготные налоговые ставки чаще всего применяются в рамках прогрессивной шкалы налогообложения. При этом абсолютно отдельная, специально для субъектов малого предпринимательства, система правил определения налогооблагаемой прибыли, явление достаточно редкое.

     В ряде стран субъектам малого предпринимательства  разрешается единовременное списание (в определенных пределах) инвестиций в основные фонды. В других применяется ускоренная амортизация. В США предоставляются специальные налоговые льготы на венчурные инвестиции в малые предприятия отдельных категорий, а также действуют льготные ставки налога на прирост капитальной стоимости в части реализации акций малых предприятий.

     Итальянские предприниматели получили упрощенную и ускоренную систему возврата НДС. В Австралии к субъектам малого предпринимательства применяется упрощенная система налогообложения, направленная на снижение административного бремени соблюдения налогового законодательства.

     В России сложилась другая ситуация - упрощенная система налогообложения для малого предпринимательства предусматривает абсолютно иные правила, заключающиеся в замене основных налогов одним налогом.

     Упрошенная  система налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства была введена  с 01 января 1996 г., то есть применяется уже более 10 лет и первоначально этот льготный налоговый режим применялся наряду с налоговыми льготами для малых предприятий по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость. Однако с введением в действие части второй НК РФ, в том числе гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» гл. 25 «Налог на прибыль организаций» налоговые льготы для малых предприятий по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость были отменены.

     С 01 января 2003 г. часть вторая НК РФ была дополнена гл. 26! «Упрощенная система налогообложения» (далее -УСН), которая заменила действовавший до этого аналогичный специальный налоговый режим, который в значительной степени был усовершенствован. Последующие поправки в эту главу НК РФ, вступившие и силу с 01 января 2006 г., сделали этот специальный налоговый режим еще более льготным и привлекательным для малого бизнеса.

     Совершенствование УСН привело за период с 2002 г. по 2005 г. к росту количества налогоплательщиков, применяющих УСН, со 197,2 тыс. ед. до 1059,0 тыс. ед. или в 5,4 раза, в том числе: организаций - с 66,8 до 491,2 или в 7,4 раз; индивидуальных предпринимателей со 130,4 до 567,8 или в 4,4 раза.

     Применение  УСН для субъектов малого предпринимательства  в России имеет уже достаточно длительную историю, что позволяет  выявить проблемы, связанные с  функционированием этого специального налогового режима.

     Одной из наиболее острых проблем является определение критериев, дающих право на применение УСН.

     В последнее время совершенствование  этого специального налогового режима шло по пути увеличения размера доходов, позволяющих перейти на УСН, а также расширения перечня расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы. Однако эти меры не сопровождались одновременным ведением норм в гл. 265 НК РФ, направленных на предотвращение искусственного дробления предприятий на более мелкие единицы в целях получения доступа к этому налоговому режиму.

     Для каждой категории предприятий предусмотрена  своя система отчетности того уровня детализации, который соответствует  размерам предприятия.

     В силу того, что до сих пор между  европейскими странами есть различия в определении сектора микро-, малого и среднего бизнеса (SME), общеевропейские программы фактически адресованы лишь части SME в каждой отдельной стране.

     Свои собственные определения SME использовали Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд. В целях унификации определений SME, действующих в разных европейских странах и на уровне Европейского Союза, Европейская Комиссия приняла следующее определение микро-, малых и средних предприятий, которые в совокупности составляют сектор SME в экономике западноевропейских стран:

     Чтобы в соответствии с приведенной  классификацией ЕС, предприятие считалось микро-, малым или средним, оно должно соответствовать критерию численности и одному из двух финансовых критериев. Наряду с этим, предприятие должно быть экономически независимым. Это означает, что предприятию или группе предприятий, не принадлежащих сектору SME, может принадлежать не более 25 % собственности предприятия из сектора SME. Верхние границы годового оборота и балансовой стоимости активов, указанные в определении, должны регулярно, обычно 1 раз в 4 года, пересматриваться, чтобы учесть изменения, происходящие в экономике стран-участниц ЕС (изменение уровня цен, рост производительности труда). Среди критериев отнесения к SME основной - количество занятых, финансовые критерии необходимы для определения реальной значимости предприятия и его позиции среди конкурентов. Критерий по числу занятых учитывает как полную, так и частичную занятость на предприятии.

Информация о работе Представление о налоговом бремени