Проблемы и пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование проблем налогообложения индивидуальных предпринимателей.
В рамках данной работы будут решены следующие задачи:
Рассмотрена роль индивидуального предпринимательства в экономике;
Рассмотрены аспекты налогообложения индивидуальных предпринимателей в российской налоговой системе;
Рассмотрены проблемы и пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 5
1.1. РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЦ В ЭКОНОМИКЕ 5
1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПИНИМАТЕЛЕЙ 25
2.1 ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИВИЖУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 25
2.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….50
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ КУРСОВОГО ПРОЕКТА…………………………………51

Работа содержит 1 файл

Налогообложение ИП.docx

— 390.34 Кб (Скачать)

Важно отметить, что крупное производство не должно противопоставляется малому. Их взаимодействие является одной из причин успешного  развития малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляютмалые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Следующей характерной чертой малого предпринимательства является ограниченные масштабы производства, и небольшое количество занятых работников обуславливают простоту и эффективность управления. Однако характерное для малого бизнеса совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина (индивидуального предпринимателя), установление личных связей с наемными работниками, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - ксамо эксплуатации и сверхурочным работам.

Сектор  малого предпринимательства динамично  осваивает новые виды продукции  и экономические ниши, развивается  в отраслях, непривлекательных для  крупного бизнеса, формирует конкурентную среду и т.д. Важнейшей его особенностью является способность к ускоренному  освоению инвестиций. Еще одной характерной  чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Социальная  значимость малых предприятий определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и  их наемных работников, общая численность  которых является одной из наиболее существенных характеристик любой  страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения  обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и  услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие  важнейшие социальные факторы:

  • развитие малых предприятий способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
  • занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
  • объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
  • сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места. При этом важно отметить, что МП нередко используют труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.);
  • массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения.

Все эти  и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в ряд важнейших  государственных задач, делают его  неотъемлемой частью реформирования экономики  России. Место малых предприятий  предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно  примерно одинаково вне зависимости  от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

Однако  малый бизнес отдельных стран  может иметь свои характерные  черты. К отличительным особенностям малых предприятий в России можно  отнести следующие:

  • совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на одно-продуктовую модель развития;
  • стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть малых зарубежных предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;
  • общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
  • высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
  • низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
  • высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества;
  • неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий;
  • стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
  • работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.

1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСИЕ АСПЕТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ

Прежде  всего, необходимо остановиться на методологических вопросах общего порядка: сущность, функции  и принципы организации налогов, что даст возможность в дальнейшем осуществить переход к налогообложению  индивидуальных предпринимателей.

Научные исследования сущности налогов российскими  и зарубежными экономистами показывают, что многие из ученых предпочитают видеть в налогах преимущественно практическую форму движения денежных средствот плательщиков к государству, платеж, которому присущи свои формальные отличительные признаки.

Обычно  выделяют следующие три отличительных  признака платежей налогового плана:

  1. исключительно законодательно-правовой статус отчуждения денежных средств в бюджет или во внебюджетный фонд;
  2. обязательность и определенность сроков уплаты и размеров платежа;
  3. фиксированное норм изъятия денежных средств по отношению к объекту обложения, их долговременность и стабильность.

Первый  признак означает, что никакие  структуры государственного управления, кроме законодательной власти, не вправе устанавливать новые, отменять или изменять действующие налоги.

Второй  признак предполагает равную и строгую  налоговую ответственность всех плательщиков за выполнение своих обязательств перед бюджетом и внебюджетными  фондами в полном объеме и в  определенный срок.

Последний признак должен обеспечивать экономические (финансовые) гарантии при стабильности установленных норм в течение  не менее трех лет и стимулы  налогоплательщикам при экономически обоснованном уровне налогового бремени.

По мнению автора, ближе других к истине при  исследовании налогов стоит Ф.В. Брызгалин. Он пишет что: "основным методом перераспределения ВОП  стало прямое изъятие государством определенной части ВОП (валовой  общественный продукт - Р.С.) в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета, что и  составляет финансово-экономическую  сущность налогообложения). Это перераспределение  осуществляется непосредственно из ВНД (валовой национальный доход - Р.С.), который выступает единственным источником налоговых платежей независимо от объекта"

Авторами  учебного пособия под редакцией  А.В. Брызгалина выделяются такие существенные признаки налогов, характеризующие  их, как, во-первых, отношения перераспределения  ВНД, во-вторых, как изъятия для  формирования бюджета.

Как известно, наиболее полно сущность той или  иной категории проявляется в  ее функциях. В результате реализации ее функций происходит соединение абстрактной  сущности категории с практическими  формами ее проявления.

Так как  реально существуют категории в  категориях, то возможно и существование  частных форм проявления сущности одной  категории в рамках общих функций  категории более высокого порядка. Нас интересуют частные (целевые) формы  проявления и реализации сущности категории  налогов в функциях более общей  категории государственных (централизованных) финансов и экономической категории  финансов вообще.

Категория налогов, будучи частью более общего для нее понятия государственных  финансов, а точнее, доходов, естественно, включает в себя все признаки и  формы проявления этих общих категорий. Однако они свойственны не только налоговым отношениям, но и, например, государственным займам. Поэтому  в рамках описанных нами общих  функций государственных финансов существует своя, частная специализация  налоговых отношений, позволяющая  окончательно отделить налоги от всех прочих форм мобилизации государственных  доходов. Эта особенность выражается в частных (специальных) функциях налогов. Подчеркиваем, что они должны вытекать, быть естественным продолжением, конкретизацией породивших их общих форм проявления сущности государственных финансов (доходов). В противном случае функции  будут надуманными, не способными раскрыть внутреннее содержание налогов, они  будут отражать лишь отдельные стороны  их влияния на процесс воспроизводства, то есть не сами функции, а результат  их использования или роль налогов.

Вопрос  о функциях налогов по сей день является дискуссионным. Обычно в различных  комбинациях называются следующие  функции налогов: фискальная (аккумуляция части ЧД общества), экономическая, распределительная, перераспределительная, учетная, поощрительная, стимулирующая, регулирующая (экономического воздействия и выравнивания условий хозяйствования), контрольная.

Большинство современных российских экономистов  совершенно справедливо придерживаются мнения, что налоги выполняют, по крайней  мере, две функции: фискальную и регулирующую (стимулирующую). Близки к этой точке  зрения и экономисты, которые в  отношении платежей в бюджет выделяют функции аккумуляции части ЧД общества (прототип фискальной функции), обеспечения экономического воздействия  на плательщиков и выравнивания условий  хозяйствования (расшифровка регулирующей функции). Однако следует заметить, что аккумуляция государством части  ЧД общества может происходить и  в неналоговой форме. Поэтому  термин "фиск" - обязательный денежный платеж в казну государства, более  точно отражает специфику налоговых  платежей. Немалые основания существуют в поддержку тех специалистов, которые отмечают в налогах контрольную  функцию.

Автор считает, что налогам, как объективной  категории, присущи три функции: фискальная, регулирующая и контрольная,

Основная  функция налогов - фискальная. Она  непосредственно произрастает из функции  государственных финансов образования  централизованных денежных фондов (доходов) и контролирует ее какфискальный  платеж - обязательный взнос в государственный  бюджет и внебюджетные фонды. Тем  самым обеспечивается преемственность  частной категории налогов в  более общих категориях государственных  доходов, государственных финансов и финансов в целом, а также  последовательность, единство и специфика  выражения друг в друге форм проявления экономической сущности каждой из них. Это дает полные основания на истинность фискальной функции, по сравнению с  другими функциями налогов, рассмотренными нами ранее.

Контрольная функция создает условия и  возможность эффективного воздействия  государства на процесс производства, обмена, распределения и потребления путем осуществления финансового контроля соответствующих государственных органов. В этом единство и отличие контрольной функции категории государственных финансов и финансового контроля, как функции государственных органов. Но контрольная функция не может существовать сама по себе, изолированно от двух других функций финансов - образования и использования денежных фондов (доходов). Нас интересует, прежде всего, связь контрольной функции и функции образования централизованных денежных фондов (доходов). Первая является производной от второй. Любое денежное отношение, попадающее в сферу действия государственных финансов, одновременно реализуется и в функции образования фондов (доходов), и в контрольной функции. Это относится и к налоговым отношениям.

Контрольная функция государственных финансов в процессе образования и использования  централизованных фондов (доходов) создает  возможность целенаправленного, сознательного  воздействия государства через  налоги и составляющие их элементы платежа на все стадии процесса общественного  воспроизводства, на пропорции распределения  и перераспределения стоимости  ВВП и темпы накопления и потребления, на совокупный спрос и совокупное предложение, на экономическое поведение  налогоплательщиков. В этом выражается природа и форма проявлениярегулирующей сущности налогов. Таким образом, функция  образования централизованных денежных фондов (доходов) через контрольную  функцию государственных финансов порождает регулирующую функцию  категории налогов, а сама контрольная  функция финансов непосредственно  лежит в основе налоговой регулирующей функции. На практике она проявляется  в двух разнонаправленных, но тесно  взаимосвязанных формах: в виде налоговых  льгот и налоговых санкций. Существует мнение, что только налоговые санкции  есть проявление контрольной функции  финансов, с чем трудно согласиться.

Во-первых, финансовый контроль существует не ради санкций - это лишь средство экономического воздействия на поведение налогоплательщиков. Во-вторых, автор искусственно разрывает на две самостоятельные части методологическую основу единой регулирующей функции налогов. Не могут части одного целого иметь разную природу, а значит и налоговые льготы, и налоговые санкции имеют свое происхождение от контрольной функции государственных финансов. Тем самым обеспечивается последовательная преемственность форм проявления абстрактной сущности категорий финансов, централизованных финансов, государственных доходов и налогов.

Информация о работе Проблемы и пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей