Проблемы и пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование проблем налогообложения индивидуальных предпринимателей.
В рамках данной работы будут решены следующие задачи:
Рассмотрена роль индивидуального предпринимательства в экономике;
Рассмотрены аспекты налогообложения индивидуальных предпринимателей в российской налоговой системе;
Рассмотрены проблемы и пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 5
1.1. РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЦ В ЭКОНОМИКЕ 5
1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПИНИМАТЕЛЕЙ 25
2.1 ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИВИЖУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 25
2.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….50
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ КУРСОВОГО ПРОЕКТА…………………………………51

Работа содержит 1 файл

Налогообложение ИП.docx

— 390.34 Кб (Скачать)

Кроме ограничений  по видам деятельности существуют также:

  • Ограничение по величине дохода.

Организации имеют право перейти на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение 9 месяцев текущего года их доходы от реализации (внереализационные  доходы здесь не учитываются) не превысили 11 млн. рублей (с 2006 года- 15 млн. руб.) (НК РФ, ст.346.12,п.2) в соответствии с требованием данного пункта доходы определяются в соответствии со статьей 249 НК РФ. Требование настоящего пункта не относится к индивидуальным предпринимателям, поэтому они могут подать заявление на применение упрощенной системы вне зависимости от величины дохода в текущем году. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с п.4 ст.246.13 НК РФ, начиная с квартала, в котором доходы налогоплательщика с начала года превысят 15 млн. рублей (с 2006 года - 20 млн. руб.), он теряет право на применение упрощенной системы и переводится на общий режим налогообложения. Это положение относится и к индивидуальным предпринимателям. Для организаций в состав доходов при этом включаются также внереализационные доходы.

  • Ограничение по структуре организации.

Не вправе применять упрощенную систему организации, имеющие филиалы и (или) представительства. Однако данное требование не запрещает  применение системы налогоплательщиками, имеющими дочерние или зависимые  общества.

  • Ограничение по составу учредителей.

Упрощенную  систему налогообложения не могут  применять организации, в которых  доля непосредственного участия  других организаций составляет более 25%. Данная форма не относится к  организациям, уставный капитал которых  полностью состоит из вкладов  общественных организаций инвалидов. При этом среднесписочная численность  инвалидов среди работников данной организации не должна быть менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда  должна составлять не менее 25%.

  • Ограничение по списочной численности.

На упрощенную систему не могут переходить организации  и индивидуальные предприниматели, списочная численность которых  за налоговый период превышает 100 человек.

  • Ограничение по стоимости имущества, находящегося в собственности.

Если  в собственности организации  находится имущество, стоимость  которого превышает 100 млн. рублей, данная организация не имеет право применять  упрощенную систему налогообложения (НК РФ ст.346.13, п.З, пп.16). Если стоимость  имущества организации превысит 100 млн. рублей, она считается переведенной на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение (НК РФ ст.346.13, п.4), данная норма не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Для предприятий  и предпринимателей сохраняется  действующий порядок ведения  кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, не освобождаются  от исполнения обязанностей налоговых  агентов, предусмотренных НК РФ.

Организации, применяющие упрощенную систему  налогообложения, с 01.01.2003 на основании  п.З ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» освобождаются  от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета объектов основных средст (ОС) и нематериальных активов (НМА). При этом организация, перешедшая с общепринятой системы  налогообложения на УСНО, как и  до перехода, может продолжать вести  бухгалтерский учет по правилам, установленным  законодательством РФ о бухгалтерском  учете.

Налогоплательщики могут самостоятельно выбрать один из двух объектов налогообложения (НК РФ ст.346.14) - доходы от реализации или  доходы, уменьшенный на величину расходов. Данное изменение относится к  тем субъектам, которые раньше не имели такого права.

Объект  налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего  срока применения упрощенной системы.

При использовании  налогоплательщиком в качестве объекта  доходы, уменьшенные на величину расходов, возможен вариант уплаты минимального налога. Он исчисляется в размере 1% от величины доходов. Минимальный  налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного налога меньше суммы  минимального налога. Разница между  суммой минимального налога и суммой действительного налога может быть отнесена на расходы в будущем  налоговом периоде, в том числе  и на увеличение убытков.

Организации, применяющие УСНО, учитывают для  целей налогообложения доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249, 250 НК РФ, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ (п.1 ст. 346.17 НК РФ).

В соответствии со ст. 249 НК РФ доходами от реализации являются:

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
  • выручка от реализации ранее приобретенных товаров;
  • выручка от реализации имущественных прав.

Таким образом, в определении налоговой базы по единому налогу при УСНО участвуют  все доходы (как в денежной, так  и в натуральной форме), полученные от реализации любого имущества или  имущественных прав налогоплательщика, а также за выполненные им работы или оказанные услуги. Доходом  от реализации являются также полученные от покупателей денежные средства (имущество) в виде предварительной оплаты (авансы).

Индивидуальные  предприниматели при определении  объекта налогообложения учитывают  доходы, полученные от предпринимательской  деятельности.

Расширен  список расходов, уменьшающих доход. Теперь в их состав включены: расходы  на оплату труда, на приобретение основных средств, нематериальных активов и  т.д. (ст.346.15 НК РФ).

Кому  выгодно переходить на упрощенную систему  налогообложения? Чтобы ответить на этот вопрос предприниматель должны проанализировать налоговую нагрузку и выбрать оптимальную систему  налогообложения.

Во-первых, необходимо убедиться, что предприниматель  может перейти на упрощенную систему (ограничения рассмотрены выше).

Во-вторых, необходимо рассчитать налоговое бремя, которое будет нести индивидуальный предприниматель при выборе того или иного варианта. Так как  упрощенная система подразумевает  замену только ряда налогов, а не всех, то для анализа необходимо принять  во внимание налоговую нагрузку только этих налогов (НДФЛ, НДС, налог на имущество, ЕСН). Для расчетов необходимо оценить предполагаемые суммы вышеуказанных налогов в том году, в котором планируется перейти на упрощенную систему. Если это сделать трудно, тогда можно использовать налоговые декларации за прошлые периоды (например, за прошлый год).

При определении  величины конкретного налога необходимо учитывать, что суммы, уплаченные хозяйствующим  субъектом в качестве налоговогоагента, не должны приниматься в расчет, т.е. подлежат вычету из общей величины налога. Налоговые расходы можно  определить по формуле:

HP = НДФЛпр + НДС + Ним + ЕСНпр + ЕСНфл,

где НДФЛпр - сумма подлежащего уплате за год  налога на доходы физических лиц, получаемого  от осуществления предпринимательской  деятельности;

ЕСНпр - сумма подлежащего уплате за год  ЕСН с доходов, получаемых от осуществления  предпринимательской деятельности;

НИм - сумма  подлежащего уплате за год налога на имущество;

ЕСНфл - сумма подлежащего уплате за год  ЕСН с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц.

Для расчета  величины налоговой нагрузки необходим  показатель дохода в предстоящем  году. Если предприниматель реализует  товары покупателям, у которых нет  необходимости в получении зачета по НДС при покупках (например, физические лица), тогда в величину дохода следует  включить суммы налога, т.к. при переходе на упрощенную систему отпускные  цены останутся неизменными. Если же для покупателей получение счетов-фактур с суммами входящего НДС имеет  существенное значение (например, если организация занимается оптовой  торговлей и не имеет льготы по налогу), тогда величину дохода необходимо принимать без учета НДС. В  этом случае вся сумма недополученного  дохода будет являться для хозяйствующего субъекта упущенной выгодой и  должна увеличить сумму налоговых  расходов при применении упрощенной системы.

Применение  упрощенной системы налогообложения  предполагает значительное снижение налогового бремени и многие налогоплательщики  используют данный режим для снижения сумм налоговых обязательств в первую очередь по единому социальному  налогу и налогу на прибыль.

Таким образом, очевидно, что упрощенная система  налогообложения обладает набором  характеристик, который позволяет  предположить резкое снижение налоговой  базы не только тех плательщиков, которые  ранееплатили налоги в общеустановленном  порядке, но и тех плательщиков, которые  платили единый налог при упрощенной системе учета и отчетности. Конечно, общая сумма налога должна резко  увеличиться, но это произойдет не из-за увеличения платежей по отдельным плательщикам, из-за резкого увеличения количества этих плательщиков. Также планируется  увеличение контингента плательщиков за счет выхода предпринимателей из «тени», что является достаточно сомнительным.

2.2. СОВЕРЕШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов сохранятся ранее определенные приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики – создание эффективной налоговой системы, сохранение налоговой нагрузки на уровне, позволяющем обеспечить исполнение бюджетных обязательств. При этом действия государства в области налоговой политики будут в среднесрочной перспективе направлены на противодействие негативным последствиям экономического кризиса, а также на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. С учетом кризиса важнейшим фактором проводимой в среднесрочной перспективе налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Современное наследственное право Российской Федерации развивается  на основании нескольких важных принципов  как основополагающих начал:


- универсальность  наследственного правопреемства;

- свобода завещания;

- охрана прав, а также интересов близких  наследодателю лиц, которая осуществляется  в сочетании с правами, интересами  всех других лиц;

- свобода наследования;

- полное обеспечение  исполнения воли наследодателя.

Первым из названных  является принцип универсальности  наследственного правопреемства. Этот принцип проявляется в первую очередь в том, что наследство переходит непосредственно от наследодателя  к его наследникам. Наследство переходит  в неизменном виде, это единое целое, которое передается в один и тот  же момент. Закон подразумевает, что  наследники становятся правопреемниками своего наследодателя не только в  отношении вещей, имущественных  прав, но и в отношении иного  имущества (среди которого и обязательства  наследодателя).

Свобода завещания  – принцип, который проявляется  в предоставлении гражданину, отвечающему  требованиям законодательства, возможности  распоряжаться своим имуществом на случай смерти. Это распоряжение происходит строго в порядке, который  определяется законом. При этом свобода  завещания подразумевает под  собой возможность распоряжаться  как всем принадлежащим гражданину имуществом, так и его частью (имуществ, имеющегося у него на момент завещания  и того, которое появится в будущем). Свобода завещания вместе с тем  позволяет гражданину определить самостоятельно круг своих наследников вместе с  причитающимися им всем долями в наследстве.

Свобода завещания  имеет несколько ограничений:

  1. Наличие правомерных условий наследования, предусмотренных законом.
  2. Волеизъявление, выраженное в завещании, не должно ограничивать права наследников. Существенным ограничением свободы завещания можно назвать правила, касающиеся обязательной доли в наследстве. Как только в наследственных правоотношениях появляются так называемые необходимые наследники, сразу же на первые позиции с точки зрения значимости выходит другой принцип. Это принцип охраны прав, а также интересов близких наследодателю лиц, которые сочетается с охраной прав и интересов других лиц.

Названный выше принцип свое выражение находит  в нескольких нормах. В первую очередь  это нормы, направленные на обеспечение  интересов всех необходимых наследников. Во-вторых – установленные в законе правила очередности призвания  к наследованию. Нормами закона, таким образом, восполняется полностью  «пробельная», невыраженная воля наследодателя. Закон, закрепляя эти положения, преследовал основную цель, - имущественное  обеспечение самых близких к  наследодателю лиц. Охрану интересов  членов семьи наследодателя, а вместе с ними и других близких к нему лиц необходимо соотносить с реальными  возможностями наследодателя. Нельзя не учитывать при этом права, интересы кредиторов, других заинтересованных лиц (к примеру, сособственники; лица, которые проживают в жилых  помещениях, принадлежавших на вещном праве наследодателю). Рассматриваемый  принцип (в части оптимального и  справедливого сочетания интересов  лиц) свое непосредственное выражение  находит при решении вопросов о разделе наследственного имущества. Плюс к этому стоит сказать  и о вопросах возмещения за счет наследственного имущества нужных расходов, мерах по охране, управлению наследственным имуществом.

Свобода наследования – принцип, который находит свою реализацию в виде возможности для  наследников, призванных к наследованию, решать самостоятельно вопрос относительно принятия наследства, а также отказа от него. При призвании к наследованию наследника одновременно по нескольким основаниям он имеет право принять  наследство, которое причитается  ему:

Информация о работе Проблемы и пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей