Проблемы и пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование проблем налогообложения индивидуальных предпринимателей.
В рамках данной работы будут решены следующие задачи:
Рассмотрена роль индивидуального предпринимательства в экономике;
Рассмотрены аспекты налогообложения индивидуальных предпринимателей в российской налоговой системе;
Рассмотрены проблемы и пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 5
1.1. РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЦ В ЭКОНОМИКЕ 5
1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПИНИМАТЕЛЕЙ 25
2.1 ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИВИЖУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ 25
2.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….50
ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ КУРСОВОГО ПРОЕКТА…………………………………51

Работа содержит 1 файл

Налогообложение ИП.docx

— 390.34 Кб (Скачать)

Как уже  отмечалось, комплекс мер налогового планирования, осуществляемого индивидуальным предпринимателем, не должен сводиться  только к выбору системы налогообложения. Минимальные требования кведению бухгалтерского учета должны компенсироваться грамотной  налоговой политикой, проводимой предпринимателем.

Основные  подходы к организации налогового планирования должны осуществляться на тех же основах, что и на предприятиях. Безусловно, налоговое планирование предпринимателей имеет свою специфику, в первую очередь, связанную с  использованием специальных налоговых  режимов, В настоящее время многие организации и предприниматели  используют эти режимы (в первую очередь, упрощенную систему налогообложения) для уменьшения сумм своих обязательств по единому социальному налогу и  налогу на прибыль. Кроме того, при  УСНО и ЕСхН установлен очень выгодный порядок списания расходов на приобретение основных средств, представляющий собой  ускоренную амортизацию. Этот момент видится  выгодным для стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, что крайне значимо в современных  условиях отсутствия льгот инвестиционного  и инновационного характера.

Кроме того, использование специальных налоговых  режимов предполагает снижение уровня налогового бремени. Исключение здесь  составляет организация взимания ЕНВД, когда платеж носит обязательный фиксированный характер, не зависящий  от результатов финансово-хозяйственной  деятельности субъекта.

Для индивидуальных предпринимателей уплата единого налога при всех режимах предусматривает  замену НДФЛ, налога на имущество физических лиц, ЕСН по обоим основаниям. Данная замена применяется соответственно только в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, имущества, используемого для осуществления  предпринимательской деятельности, выплат и иных вознаграждений, начисляемых  физическим лицам в связи с  ведением предпринимательской деятельности.

Также индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, не признаются плательщиками  налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможеннуютерриторию РФ. Естественно, что и данное правило  действует только в отношении  операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности.

Иные  налоги и сборы, не перечисленные  выше, предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД, исчисляют и уплачивают в соответствии с общим режимом  налогообложения.

Кроме того, плательщики единого налога продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Данные  взносы предприниматель уплачивает как с выплат, производимых в пользу наемных работников, так и за себя лично.

Несмотря  на то, что обязательное пенсионное страхование является разновидностью обязательного страхования, страховые  взносы по нему являются, по сути дела, дополнительным налогом.

Во-первых, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ правоотношения, связанные  с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе осуществление  контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах  и сборах (если иное не предусмотрено  указанным федеральным законом).

Во-вторых, объект обложения и база для начисления определяются в порядке, установленном  для исчисления объекта налогообложения  и налоговой базы по единому социальному  налогу. Однако второе замечание справедливо  только в отношении взносов за наемных работников. Взносы, уплачиваемые предпринимателем за себя лично, являются фиксированным платежом и не зависят  от размера реально полученного  предпринимателем дохода.

Плательщики единого налога также должны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев напроизводстве и профессиональных заболеваний. Это  предусмотрено Федеральным законом  от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний». Размер страхового тарифа определяется по группам отраслей экономики в соответствии с классами профессионального риска.

В отношении  не всех специальных налоговых режимов  прямо указано на то, что лица, переходящие на уплату единого налога, обязаны продолжать исполнять обязанности  налогового агента, предусмотренные  НК РФ. Однако предпринимателям следует  знать, что, даже перейдя на специальный  режим, они не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Базовое определение понятия налогового агента для целей налогообложения  дано в статье 24 НК РФ. В соответствии с ней налоговыми агентами признаются лица, на которых налоговым законодательством  возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению в соответствующий  бюджет налогов.

Это означает, что, хотя налоговый агент и обязан исчислить и уплатить налоги в  бюджет, делает он это не за счет собственных  средств, а за счет средств реальных налогоплательщиков. Причем такие обязанности  должны быть установлены непосредственно  самим НК РФ.

Выбор между  системами налогообложения осуществляется исключительно самими предпринимателями. Первоначально такой выбор гражданин  делает одновременно с его регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляемой соответствующим территориальным  органом ФНС России.

Если  одновременно с заявлением о регистрации  в качестве предпринимателя гражданин  не подает в налоговый орган заявление  о переходе на упрощенную систему  налогообложения, то автоматически  считается, что он использует обычный  порядок налогообложения.

Добровольно изменить этот режим предприниматель  может только с начала следующего календарного года.

Каждая  из четырех перечисленных выше систем налогообложения имеет свою структуру  налоговых платежей и особые сроки  их уплаты.

С 1 января 2003 года главой 263 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ введен специальный налоговый режим, предусматривающий уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Он не является принципиально новым. До указанной  даты система ЕНВД также существовала, но ее применение регулировалось Федеральным  законом от 31.07.98 М° 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Однако старая и новая система ЕНВД имеют  существенные различия между собой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346 главы 26' НК РФ ЕНВД вводится в действие и становится обязательным к уплате на соответствующей  территории субъекта РФ только после  принятия в данном регионе соответствующего закона.

Данные  страховые взносы индивидуальные предприниматели  платят как за себя лично (по фиксированным  ставкам), так и с сумм оплаты труда  наемных работников. При этом сумма  таких взносов уменьшает сумму  ЕНВД, то есть является вычетом по этому  налогу. Однако этот вычет не может  снизить размер ЕНВД более чем  на 50%.

Плательщиками признаются юридические лица и предприниматели  без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность в строго определенных сферах. По сравнению с ранее действовавшим  порядком перечень таких видов деятельности существенно сократился. С 2006 года, согласно пункту 2 статьи 346 НК РФ, платят ЕНВД только те налогоплательщики (организации  и предприниматели), которые занимаются следующими видами деятельности:

  • оказание бытовых услуг;
  • оказание ветеринарных услуг;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • розничная торговля, осуществляемая через магазины и па вильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
  • распространения и (или) размещения наружной рекламы;
  • распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
  • оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 м2;
  • оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей;
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Порядок введения в действие ЕНВД на территории конкретного субъекта РФ определяется законами соответствующих субъектов  РФ. Пока такой закон конкретным субъектом РФ не принят, глава 26 НЕС РФ на его территории считается не действующей.

Именно  субъекты РФ определяют виды деятельности (в пределах указанного в НК РФ перечня), в отношении которых вводится данный налог.

Причем, подчеркнем это еще раз, переход  на ЕНВД по предусмотренным законами субъектов РФ видам деятельности является не добровольным, а обязательным для всех налогоплательщиков, осуществляющих эти виды деятельности на данной территории.

Законодательные (представительные) органы государственной  власти субъектов РФ могут только уменьшить перечень сфер предпринимательской  деятельности, при осуществлении  которых обязателен переход на уплату единого налога, по сравнению с  перечнем статьи 346 НК РФ (пп. 2 п. 3 ст. 346). При этом не допускается и расширительное толкование определений видов деятельности, содержащихся в данном перечне. Поэтому  в случае нарушения региональным законом о введении ЕНВД на конкретной территории норм Налогового кодекса  РФ предприниматель может не платить  данный налог, а продолжать использовать обычную систему налогообложения.

Вместе  с тем следует учитывать, что  признание одного законодательного документа противоречащим другому  с более высоким статусом —  прерогатива только суда. В связи  с этим, как показывает практика введения и применения еще старой системы ЕНВД, налоговые органы на местах наверняка будут требовать  от вас уплаты ЕНВД, даже если указанное  выше противоречие будет очевидным. При принятии же вами иного решения  свою правоту придется доказывать только в суде.

Особо следует  обратить внимание на тот факт, что  при анализе норм законодательства по единому налогу следует четко  придерживаться буквальных толкований видов деятельности, приведенных  в пункте 2 статьи 34626 НК РФ.

Так, например, в числе видов деятельности, приведенных  в ней, указан и такой, как оказание бытовых услуг физическим лицам. Следовательно, если предприниматель оказывает бытовые услуги (например, ремонт и обслуживание компьютеров и оргтехники или изготовление и ремонт мебели) юридическим лицам, то данный его вид деятельности не попадает в перечень, предусмотренный пунктом 2 статьи 34626 НК РФ. Поэтому налогообложение предпринимателя в рамках такой его деятельности должно производиться в общеустановленном порядке, то есть по обычной или упрощенной системе налогообложения по выбору налогоплательщика.

Глава 26 НК РФ по целому ряду моментов выгодно  отличается от ранее действовавшего Федерального закона от 31.07.98 № 148-ФЗ, регулировавшего  порядок взимания ЕНВД до 2003 года.

В первую очередь большим плюсом явилась  унификация видов деятельности для  всех категорий налогоплательщиков. В отличие от ранее действовавшего порядка они стали едиными  как для предпринимателей, так  и для юридических лиц (предприятий  и организаций). Это отвечает принципу экономической справедливости и  равенства налогообложения для  всех налогоплательщиков.

Однако  устранить данные недостатки можно  только путем внесения изменений  в главу 263 НК РФ. В частности, предусмотреть возможность уплаты налога хотя бы за один месяц, в котором налогоплательщик продавал товары на другой территории, а не за весь квартал. Правда, и в этом случае налог придется заплатить за весь месяц независимо от количества дней, в которые он вел свою деятельность.

С 1 января 2003 года «упрощенка» применяется  на основе правил главы 262 «Упрощенная системы налогообложения» части второй НК РФ. Действующая система пришла на смену упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, применяемой в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Применять упрощенную систему налогообложения  могут как организации, так и  предприниматели без образования  юридического лица. Переход на нее  производится в добровольном порядке. Однако сфера применения системы  ограничена рядом критериев, которые можно сгруппировать по видам и показателям деятельности.

Упрощенную  систему налогообложения не могут  применять:

  • банки;
  • страховщики;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • организации и предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  • организации и предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; И) организации и предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых;
  • организации и предприниматели, переведенные на уплату единого налога не вмененный доход;
  • организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Информация о работе Проблемы и пути оптимизации налогообложения индивидуальных предпринимателей