Проблемы современной налоговой системы РФ и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система РФ предоставлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существует государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счёт целевых отчислений.

Содержание

Введение 3

1. Сущность налоговой системы. 4

1.1. Экономическая сущность налогообложения. 4

1.2. Определение налога и сбора. Элементы налогообложения. 7

2. Функции налоговой системы. 10

3. Структура налоговой системы. 15

3.1. Налоговые отношения как основа налогообложения. Объекты и субъекты налогообложения. 15

3.2. Законодательство о налогах и сборах. 17

4. Этапы формирования налоговой системы. 21

4.1. Становление и развитие системы налогообложения. 21

4.2. Характеристика и организационные принципы налоговой системы РФ на современном этапе. 25

5. Проблемы современной налоговой системы РФ и пути ее совершенствования. 27

Заключение 41

Список литературы: 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 76.59 Кб (Скачать)

       Итак, основные функции налогов следующие:

  • Фискальная
  • Регулирующая
  • Контролирующая

       Фискальная  функция

       Фискальная  или  бюджетная   функция   первична   в   историческом   и содержательно аспектах.

       После возникновения государства потребовались  средства для  выполнения им тех или иных функций.  Содержательная  же  функция  –  это  необходимость обеспечения  возможности  экономического  существования  государства.  Таким образом,   суть   фискальной   функции    заключается    в    финансировании государственных расходов, в формировании  финансовых  ресурсов  государства, необходимых для осуществления им своих функций. Суть направлена  на  изъятие части  доходов  предприятий  и  граждан  для   содержания   государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального  производства,  не  имеющей собственных  источников  доходов.  Формирование   доходов   государственного бюджета на основе стабильного и  центрального  взимания  налогов  превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

       Из  фискальной функции налогов вытекает их  распределительная  функция. То есть происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц  в интересах  реализации  крупных  народнохозяйственных,  социальных,   научно-технических, экономических программ. Это  может  быть связано с развитием производственной и социальной  инфраструктуры,   фондоемких отраслей с длительными сроками окупаемости   капиталовложений, с необходимостью формирования  и  развития  социально  ориентированной рыночной экономики.

       Значительная  часть  бюджетных  средств  направляется  на  социальные  нужды населения,  полное  или   частичное   освобождение   от   налогов   граждан, нуждающихся в социальной защите.

       Регулирующая  функция

       Регулирующая  функция  имеет  первостепенную  значимость   по   своему воздействию   на   национальную   экономику.   Трудно    представить    себе нерегулируемую государством экономическую систему.  Налоговое  регулирование представляет  собой  комплекс  мероприятий,  направленных  на  вмешательство государства в рыночную  экономику  в  соответствии  с  концепцией  развития. Регулирующую   роль   играет   сама   система   налогообложения,   избранная правительством.   Через   налоги   власти   воздействуют   на   общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также  социально-экономические процессы в обществе.

       Регулирующая   функция   налогов   осуществляется   путем   применения отлаженной  системы  налогообложения,  выделения  из   бюджета   капитальных вложений   и    дотаций,    государственных    закупок    и    осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п.  При   помощи  налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности  (повышая   или понижая  налоги), направлять развитие тех или иных отраслей  промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей,  сбалансировать платежеспособный  спрос  и  предложение,  регулировать  количество  денег  в обращении. Так предоставление налоговых  льгот отраслям  промышленности  или отдельным  предприятиям стимулирует их подъём  и  развитие.  Назначая  более высокие налоги на сверхприбыль, государство  контролирует  движение  цен  на товары и услуги.

       Предоставляя   льготы,    государство    решает    серьезные,    порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть  прибыли,  идущую на внедрение  новой  техники,  оно  поощряет  технический  прогресс.  А,  не облагая налогами часть прибыли, идущей  на  благотворительную  деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

       Таким  образом,  здесь  ярко  выражена  стимулирующая   направленность функции, которая реализуется через систему льгот,  исключений,  преференций. Стимулирование  может  проявляться  в  изменении   объема   налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой  ставки  или  в  полном освобождении от налогов.

       Налогами  можно и ограничивать деловую  активность,  а,  следовательно, развитие  тех  или  иных  отраслей  деятельности.  Налогами  можно   создать предпосылки     для     снижения     издержек     производства,     повысить конкурентоспособность предприятий, проводить протекционистскую политику.

       Еще одна направленность  регулирующей функции - социальная  функция  – поддержание  социального  равновесия путём   изменения   соотношения   между доходами  отдельных социальных  групп  с   целью   сглаживания   неравенства между  ними.

       Самыми  социально  несправедливыми  являются  косвенные   налоги,  так как   они   перекладываются   через   цены   на   потребляемые   товары    в одинаковой  степени  на  лиц  с  высокими  и  низкими   доходами.  В   целях смягчения  социального  неравенства  государственные  органы   предоставляют отдельным  группам  населения  налоговые  льготы.

       Особое  место   занимает   воспроизводственное   назначение,   которое направлено  на  компенсацию  и  возмещение  потребляемых   ресурсов.   Такую нагрузку несут в себе  плата  за  воду,  пользование  природными  ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.

       Контролирующая  функция

       Контролирующая  функция   позволяет   установить   соотношение   между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых  ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать  движение ресурсов,  внося  изменения  в  действующую  налоговую  систему.  Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины  - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

       Финансовые  органы на всех уровнях управления  анализируют  поступление налогов,  тенденции  развития  налогооблагаемой  базы,  прогнозируют  объемы платежей в бюджет. Неотъемлемой  частью  такого  анализа  и  прогнозирования является  корректировка  законодательства,   регулирующего   взаимоотношения хозяйствующих субъектов  между  собой.  Своевременно  внесенные  предложения способствуют  устранению  негативных  явлений  в  экономике   и   увеличению доходной части бюджета.

       Предметом анализа в рамках  налогооблагаемой  базы  является  динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень  оплаты труда, изменения количественного и качественного состава предприятий и др.

       Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых  поступлений  в  бюджет,  т.е. реализация  фискальной  функции,  создает   материальную   возможность   для осуществления регулирующей функции налогов. В то  же  время,  достигнутое  в результате  экономического  регулирования   ускорение   развития   и   роста доходности производства,  позволяет  государству  получить  больше  средств. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его  кругооборота.  Если  при выполнении фискальной  функции  они  оказывают  влияние  лишь  при  переходе капитала  из  его  товарной  формы  в  денежную,  и  наоборот,  то   система регулирования  воздействует  и  на  стадии   производства,   и   на   стадии потребления.   Налоговое   регулирование   затрагивает   и   социальную,   и экологическую сферы.

       Налоги  олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых  отношений, которая  связана с формированием денежных доходов государства  (бюджетных  и внебюджетных фондов), необходимых ему для  выполнения  собственных  функций.

       Как  составная  часть  экономических  отношений  налоги  (через   финансовые отношения) относятся к экономическому базису.  Налоги  являются  объективной необходимостью,  ибо  обусловлены  потребностями  поступательного   развития общества.  То,  что  налоги,  как  форма  изъятия  части  первичных  доходов хозяйствующих  субъектов  и  работающего  населения  в  пользу  государства, объективно необходимы, по-видимому, не вызывает сомнения у членов  общества. Государству собираемые  средства  нужны  для  выполнения  принятых  на  себя функций, и требовать уничтожения налогов значило  бы  требовать  уничтожения самого общества.

 

       

  1. Структура налоговой системы.
    1. Налоговые отношения как основа налогообложения. Объекты и субъекты налогообложения.

       Субъект налогообложения – это лицо, на котором лежит юридическая обязанность  уплатить налог за счет собственных  средств.

       С понятием "субъект налогообложения" тесно  связано  понятие  "носитель налога" - лицо, которое несет тяжесть  налогообложения в итоге.

       Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения.  Однако, от имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем).

       Важную   роль   в   налоговом   праве   играют   экономические    связи налогоплательщика с государством, строящиеся на основе принципа  постоянного  местопребывания   (резидентства).   Налогоплательщиков    подразделяют    на резидентов (имеющих постоянное местопребывание в  определенном  государстве) и нерезидентов (не имеющих  в нем постоянного местопребывания). У  резидентов налогообложению  подлежат  доходы,  полученные  как  на  территории  данного государства, так и вне его (полная налоговая  обязанность), у нерезидентов  -только доходы, полученные из источников в  данном  государстве  (ограниченная налоговая обязанность).

       Для  юридических  лиц  существенное  влияние  на  порядок   и   размеры налогообложения имеют  организационно-правововая  форма  предприятия,  форма собственности,  численность  работающих  на   предприятии,   а   также   вид хозяйственной деятельности. Например,  малые  предприятия  имеют  льготы  по налогу на прибыль, НДС.

       В соответствии с ГК РФ  (ст.128)  к  объектам  гражданских  прав относятся  вещи (недвижимое и движимое  имущество),  включая  ценные  бумаги, имущественные  права, работы и услуги, информация, результат интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность, нематериальные блага.

       Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством  (основанием) взимания налога, так как он позволяет  владельцу получить определенный доход, прибыль и т.п.

       Согласно  существующему налоговому законодательству Российской Федерации к объектам  налогообложения относят:   материальные  объекты – это часть объектов материального мира, имеющая стоимость и являющаяся предметом права собственности.

  1. Имущество физических и юридических лиц.
  2. Доходы физических лиц.
  3. Прибыль юридических лиц.

       Наряду с материальными существуют нематериальные объекты, которые также подлежат налогообложению.

       Нематериальные  объекты – это объекты, используемые  в течение долгосрочного периода  в хозяйственной деятельности и  приносящие  доход. (Например,  право  пользования  земельными   участками   и   природными ресурсами, патенты, лицензии, «ноу-хау», авторские права  и т.д.).

 

       

    1. Законодательство  о налогах и сборах.

       Законодательство  РФ  о  налогах  и  сборах   —   совокупность   норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих  систему налогов и  сборов, общие  принципы налогообложения и  сборов,  основания  возникновения,  изменения  и прекращения отношений  собственников  и  государства  по  уплате  налогов  и сборов, формы и методы налогового  контроля,  ответственность  за  нарушения налоговых обязательств.

       Статья 57  Конституции  РФ  определяет,  что  «каждый  обязан  платить  законно установленные налоги и  сборы». Разновидности  налогов  и  сборов, а также порядок их  уплаты  определяются  законодательными  органами  в  форме законов  и  не  могут  быть  установлены  подзаконными нормативными  актами.

       Конституция не допускает взимания налога или  сбора на  основе  указа, постановления, распоряжения или другого акта органа  исполнительной  власти. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «установить налог  или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона,  не  могут считаться «законно установленными».

Информация о работе Проблемы современной налоговой системы РФ и пути ее совершенствования