Проблемы современной налоговой системы РФ и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система РФ предоставлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существует государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счёт целевых отчислений.

Содержание

Введение 3

1. Сущность налоговой системы. 4

1.1. Экономическая сущность налогообложения. 4

1.2. Определение налога и сбора. Элементы налогообложения. 7

2. Функции налоговой системы. 10

3. Структура налоговой системы. 15

3.1. Налоговые отношения как основа налогообложения. Объекты и субъекты налогообложения. 15

3.2. Законодательство о налогах и сборах. 17

4. Этапы формирования налоговой системы. 21

4.1. Становление и развитие системы налогообложения. 21

4.2. Характеристика и организационные принципы налоговой системы РФ на современном этапе. 25

5. Проблемы современной налоговой системы РФ и пути ее совершенствования. 27

Заключение 41

Список литературы: 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 76.59 Кб (Скачать)

Департамент образования и науки

 

Оглавление

     Введение 3

     1. Сущность налоговой системы. 4

     1.1. Экономическая сущность налогообложения. 4

     1.2. Определение налога и сбора. Элементы налогообложения. 7

     2. Функции налоговой системы. 10

     3. Структура налоговой системы. 15

     3.1. Налоговые отношения как основа налогообложения. Объекты и субъекты налогообложения. 15

     3.2. Законодательство о налогах и сборах. 17

     4. Этапы формирования налоговой системы. 21

     4.1.  Становление и  развитие системы  налогообложения. 21

     4.2. Характеристика и организационные принципы налоговой системы РФ на современном этапе. 25

     5. Проблемы современной налоговой системы РФ и пути ее совершенствования. 27

     Заключение 41

     Список  литературы: 42 

 

     Введение

       Налоги, как  и  вся  налоговая  система,  являются  одним  из  главных инструментов управления экономикой  в  условиях  рынка.  Применение  налогов является  одним  из   экономических   методов   управления   и   обеспечения взаимосвязи  общегосударственных  интересов   с   коммерческими   интересами предпринимателей, предприятий  независимо  от  ведомственной  подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы  предприятия.  С  помощью налогов  определяются  взаимоотношения  предпринимателей,  предприятий  всех форм  собственности  с  бюджетами   всех   уровней.   При   помощи   налогов регулируется   внешнеэкономическая   деятельность,    включая    привлечение иностранных инвестиций, а также формируется  хозрасчетный  доход  и  прибыль предприятия.

       Но  основная  роль  налогов  заключается  в  том,  что  они   призваны формировать  финансовые  ресурсы  государства,  аккумулируемых  в  бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых  для  осуществления  собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.) То есть  все  налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, входящие в  налоговую  систему РФ, «питают» бюджетную систему.

     Следует отметить, что в основе  доходов  бюджета  лежат  прежде  всего налоговые поступления. В  последнее  время   наблюдается недостаток средств и государственном бюджете, что говорит  о  несовершенстве налоговой системы и проводимой налоговой политике. 

  1. Сущность налоговой системы.
    1. Экономическая сущность налогообложения.

       Государство,   выражая   интересы   общества   в   различных    сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет  соответствующую  политику  – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  др. При  этом  в качестве  средства  взаимодействия  объекта  и   субъекта   государственного регулирования  социально-экономических  процессов  используются   финансово- кредитный  и ценовой механизмы.

       Финансово-бюджетная   система   охватывает   отношения    по    поводу формирования и  использования финансовых ресурсов  государства  –  бюджета  и  внебюджетных  фондов.  Она  призвана  обеспечивать  эффективную   реализацию социальной, экономической оборонной  и  других  функций  государства.  Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной  системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством,  разделение  общества на  классы  и  появление  государства,  которому  требовались  средства   на содержание армии, судов, чиновников и другие  нужды.  «В  налогах  воплощено  экономически   выраженное   существование   государства»,   -    справедливо подчёркивал  К. Маркс. В эпоху становления  и  развития  капиталистических  отношений значение налогов стало  усиливаться: для содержания армии  и  флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья, и  сбыта  готовой продукции, казне  нужны были дополнительные средства.

       Изъятие государством в пользу общества  определённой  части  стоимости  валового внутреннего продукта  в  виде  обязательного  взноса  и  составляет сущность  налога,  и,  следовательно,  налоговой  системы  в  целом.  Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом  создающие  материальные  и  нематериальные блага и получающие определённый доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы  капитала,  действующие  в  сфере предпринимательства.

       За  счёт  налоговых  взносов,  сборов,  пошлин   и   других   платежей формируются  финансовые  ресурсы   государства.   Экономическое   содержание налогов   выражается,   таким   образом,   взаимоотношениями   хозяйствующих субъектов и граждан, с оной стороны, и государства,  с  другой  стороны,  по поводу формирования государственных финансов.

       А. Смит в своём  классическом  сочинении  «Исследование  о  природе  и  причинах богатства  народов»  считал  основными  принципами  налогообложения  всеобщность,   справедливость,   определённость   и   удобность.   Подданные государства, отмечал  его  российский  последователь  Н.И.  Тургенев,  должны давать «средства  к достижению  цели  общества  или  государства»  каждый  по возможности и соразмерно своему доходу  по  заранее  установленным  правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для  плательщика.  Со  временем это  перечень  был   дополнен   принципами   обеспечения   достаточности   и подвижности  налогов (налог может быть увеличен или сокращён  в  соответствии с объективными нуждами  и  возможностями  государства),  выбора  надлежащего  источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

       Перечисленные принципы налогообложения учитывались  и при  формировании новой налоговой  системы России, адекватной рыночным преобразованиям.

       Налоговая система  РФ  предоставлена  совокупностью  налогов,  сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном  порядке  с  плательщиков – юридических  и физических лиц на  территории  страны.  Все  налоги,  сборы, пошлины  и  другие  платежи  «питают»  бюджетную  систему  РФ.  Кроме  того, существует государственные внебюджетные  фонды,  доходная  часть  которых  формируется за счёт целевых отчислений.  Источником  этих  отчислений  также является  произведённый  ВВП,  за  счёт  которого  на   стадии   образования первичных   доходов   формируется   соответствующая   часть   платежей    во внебюджетные фонды социального  назначения  по  тарифам  страховых  взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.

 

       

    1. Определение налога и сбора. Элементы налогообложения.

       Что такое налог? Налог - это то, что  мы привыкли платить  за  всё.  За всё,  что потребляем, получаем или  чем  пользуемся.  Например,  только  для того чтобы заработать деньги на буханку хлеба и  купить  её  мы  уже  платим налоги с  зарплаты, налоги которые входят в  потребительскую стоимость  товара - хлеба и др. И с учётом налогов, установленных  государством  выходит,  что мы фактически должны заработать  в  2  и  более  раз  больше  потребительной стоимости хлеба.

       Налог, а также  сбор,  пошлина  -  это  обязательные  взносы  в  бюджет соответствующего   уровня   или   во   внебюджетный   фонд,   осуществляемые плательщиками  в  порядке  и на  условиях,  определённых   законодательными актами.

       Налоги  возникли вместе товарным производством, разделением общества  на классы  и  появлением  государства,   которому   требовались   средства   на содержание армии, флота, чиновников и других нужд.

         «В   налогах   воплощено    экономически    выраженное    существование государства», - справедливо  подчёркивал К. Маркс.

       Изъятие  государством  в  свою  пользу  определённой   части   валового внутреннего продукта в  виде  обязательного  взноса  и  составляет  сущность налога.

       Налоговая система базируется  на  соответствующих  законодательных  актах государства,  которыми  устанавливаются  конкретные  методы   построения   и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

         К ним относятся :

    1. субъект  налога  или  налогоплательщик   -  лицо,  на  которое   законом возложена  обязанность  уплачивать  налог.  Однако  через  механизм   цен налоговое  бремя   может   перекладываться   на   другое   лицо   поэтому рассматривают и
    2. носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;
    3. объект  налога  -  доход  или  имуществ,  с  которого  начисляется  налог  (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое  имущество,  товары и т.д.);
    4. источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;
    5. ставка налога  -  важный  элемент  налога,  который  определяет  величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода,  единица  земельной площади, единица измерения товара и т.д.).

       Различают,  твердые,  пропорциональные,  прогрессивные   и   регрессивные налоговые ставки .

    1.  Твердые  ставки  устанавливаются   в  абсолютной  сумме   на   единицу обложения, независимо от размеров дохода (например,  на  тонну  нефти  или газа ).

    2. Пропорциональные -  действуют  в  одинаковом  процентном  отношении  к объекту   налога   без   учета   дифференциации   его   величины   (например, действовавший  в СССР до 1 июля 1990 г. налог  на заработную плату  в  размере 13 %) .

    3. Прогрессивные  - средняя ставка  прогрессивного  налога  повышается  по мере  возрастания   дохода.   При   прогрессивной   ставке   налогообложения  налогоплательщик выплачивает не  только большую абсолютную сумму   дохода,  но и большую его  долю.

    4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного  налога понижается по  мере  роста дохода. Регрессивный налог  может приносить большую  абсолютную  сумму, а может и не приводить  к росту абсолютной  величины  налога  при  увеличении доходов.

       За  счёт налоговых взносов формируются  финансовые  ресурсы  государства, аккумулируемые  в   его   бюджете   и   внебюджетных   фондах   (социального страхования, пенсионный фонд, фонд занятости населения,  фонд  обязательного медицинского страхования).

       Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в  обществе.

       Развитие  и изменение форм государственного устройства всегда  сопровождается преобразованием налоговой системы.  В  настоящее  время  налоги  -  основная форма доходов государства.

       Помимо  этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм  используется для экономического воздействия  государства  на  общественное  производство, его  динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

 

       

  1. Функции налоговой системы.

       Сущность  налогов находит свое проявление в выполняемых ими функциях.

       Функции  налогов  –  это  такие   их   свойства,   которые   позволяют использовать   налоги   в   качестве   инструментов   формирования   доходов государства,  распределения,  перераспределения   доходов   в   обществе   в интересах   обеспечения   жизнедеятельности   государства,    экономического развития  и  решения  социальных  проблем  страны.  Функция  налога  -   это проявление его сущности в действии, способ выражения  его  свойств.  Функция показывает,  каким  образом  реализуется  общественное   назначение   данной экономической  категории  как  инструмента  стоимостного   распределения   и перераспределения доходов.

Информация о работе Проблемы современной налоговой системы РФ и пути ее совершенствования