Проблемы современной налоговой системы РФ и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система РФ предоставлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существует государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счёт целевых отчислений.

Содержание

Введение 3

1. Сущность налоговой системы. 4

1.1. Экономическая сущность налогообложения. 4

1.2. Определение налога и сбора. Элементы налогообложения. 7

2. Функции налоговой системы. 10

3. Структура налоговой системы. 15

3.1. Налоговые отношения как основа налогообложения. Объекты и субъекты налогообложения. 15

3.2. Законодательство о налогах и сборах. 17

4. Этапы формирования налоговой системы. 21

4.1. Становление и развитие системы налогообложения. 21

4.2. Характеристика и организационные принципы налоговой системы РФ на современном этапе. 25

5. Проблемы современной налоговой системы РФ и пути ее совершенствования. 27

Заключение 41

Список литературы: 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 76.59 Кб (Скачать)

       Налоговая реформа  Сорокина А.В.

       По  мнению Сорокина А. В., в рамках   осуществления  налоговой  реформы должны быть достигнуты следующие цели:

    • ослабление  общего  налогового   бремени   на   законопослушных налогоплательщиков  путем   более   равномерного   распределения налоговой  нагрузки  на  всех  налогоплательщиков,   продолжения начатого курса на  дальнейшее  постепенное  снижение  ставок  по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки  на фонд оплаты труда;
    • усиление справедливости налоговой системы за  счет  выравнивания условий  налогообложения  для  всех  налогоплательщиков,  отмены неэффективных  и  оказывающих  наиболее  негативное  влияние  на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов  применения  налогов  и  сборов  тех  норм,   которые искажают их экономическое содержание;
    • упрощение налоговой системы за счет установления  исчерпывающего перечня  налогов  и  сборов  с  сокращением  их  общего   числа, минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность,  а также  за  счет  максимальной  унификации  действующих   режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;
    • обеспечение   стабильности   налоговой   системы,   а    также определенности    в    объемах    налоговых     платежей     для налогоплательщиков на длительный период;
    • существенное повышение уровня собираемости налогов и сборов.

       Одним из  приоритетных  направлений  налоговой  реформы  должно  стать реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику. Однако для  того  чтобы такое снижение не привело  к  значительному  уменьшению  налоговых  доходов, должны быть предусмотрены меры, направленные на общее  расширение  налоговой базы,  в  том  числе  за  счет  перекрытия  имеющихся   каналов   ухода   от налогообложения и общего улучшения работы налоговых и  иных  государственных органов по контролю за уплатой налогов и сборов налогоплательщиками.

       Также в рамках приоритетных  направлений  совершенствования  налоговой системы России должно быть  предусмотрено  ее  упорядочение  и  отмена  ряда неэффективных и оказывающих наиболее  негативное  влияние  на  хозяйственную деятельность налогов и сборов.

     Проект  налоговой реформы, предложенный Похмелкиным  В.В.

     В данном проекте налоговая системы  ориентирована  на  налогообложение ресурсов, используемых в ходе осуществления  хозяйственной  деятельности.  В связи  с  этим  основная  налоговая  нагрузка   переносится   на   обложение имущества.  Похмелкин  В.В.  предлагает  отменить   налог   на   добавленную стоимость и  налог  на  прибыль.  При  этом  предусматривается  существенная модификация состава поимущественного налогообложения. Он предлагает  систему имущественных налогов, которая будет включать:

    • налог за использование фондов (который,  по  мнению  Похмелкина  В.В., будет составлять 69% всех налоговых поступлений);
    • налог на имущество физических лиц;
    • налог на использование товарно-материальных ценностей;
    • налог на капитал.

       Подоходный  налог с граждан автор предлагает взимать  по  прогрессивной шкале с верхним пределом обложения до 50%.

       Существенная  прогрессия  подоходного  налога,  которую  предлагает  В. Похмелкин,  может  привести  к  падению  его  собираемости  и  сокрытию   от налогообложения   крупных    доходов.    Можно    предположить    уменьшение налогооблагаемой базы и, соответственно, поступлений в  бюджет  по  основным видам налогов в связи с резким увеличением налогового  бремени  на  основные фонды. Но в этом случае  под  угрозой  окажется  инвестиционная  политика  и модернизация технологических процессов.

       Предложенный  проект направлен на коренное изменение  налоговой системы, так как предлагается сместить акценты в налогообложении:  снизить  налоговое бремя потребителям (отмена НДС) и перенести основную тяжесть на  предприятия – производителей товаров, работ, услуг.

       Похмелкин  В.В.  подчеркивает  выгодность   применения   налогов,   не зависящих от эффективности деятельности налогоплательщика. Но в этом  случае возникает  опасность  введения  дискриминационного  режима  по  отношению  к фондоемким отраслям. Так,  процветающими  станут  торговые  фирмы,  банки  и другие  участники  финансовых  рынков,  то  есть  фирмы,   не   занимающиеся производственной  деятельностью  и   не   имеющие   поэтому   дорогостоящего оборудования.

       Автор   проекта   предусматривает    установления    особого    режима налогообложения производителей сельхозпродукции –  продовольственный  налог, уплачиваемый в натуральной форме. Но следует заметить, что такой  шаг  может вызвать негативные последствия в  виде  стимулирования  сделок  на  условиях бартера,  ограничение  свободного  рынка   отечественных   продовольственных товаров,  и  следовательно,  обострение  проблем  финансирования   бюджетных потребностей, особенно в  регионах.  «Натурализация»  налогообложения  также затруднит  интеграцию  России  в  международную   систему   правовых   норм, регулирующих налогообложение.

       В то время как Похмелкин В.В.  предлагает  отменить  НДС  и  налог  на прибыль, он умалчивает о том, как будут возмещаться эти  выпадающие  доходы, ведь  это  не  может   произойти   за   счет   доходов   от   имущественного налогообложения. В настоящее  время  проблемы  оценки  имущества,  и  прежде всего земли, не решены. Причем и само имущество распределено не  равномерно, особенно недвижимость граждан (по территориям и по группам собственников).

       В области  межбюджетных  отношений  предлагается  изменение  структуры распределения налоговых поступлений, а также  отнесения  налогов  к  разряду федеральных, региональных и местных. Так, налог на имущество физических  лиц должен быть отнесен к  категории  федеральных,  а  подоходный  —  к  местным налогам.  При  этом  сохраняется   принцип   закрепленных   и   регулирующих источников  формирования  различных  уровней  бюджетной  системы.  В   общей сложности   в   федеральный   бюджет   будет   зачисляться   48,9%   доходов консолидированного бюджета. В  то  же  время,  по  мнению  Похмелкина  В.В., существует  возможность  определенной  дифференциации  как  между  бюджетами разного уровня, так и для отдельных субъектов РФ, то есть предлагается  идея избирательного  подхода   в   регулировании   государственных   вертикальных финансовых потоков.

       Среди недостатков этого проекта следует  отметить  то,  что  в  нем  не решена проблема имущественных вычетов,  фактически  превращающая  подоходный налог в налог с оборота по результатам  финансовых  сделок  физических  лиц. Такого рода обложение создает дестимулирующий эффект, например, в  отношении физических лиц — участников рынка ценных бумаг.

       Предлагаемая  шкала подоходного налога тоже не совсем удобна,  так  как предполагает расчеты по формуле, содержащей  три  переменные  (в  том  числе показатель  инфляции),  а  такое  исчисление  требует  затрат  по   времени, денежных средств и труда.

       В данном проекте при исчислении  общей  суммы  налоговых  обязательств вводится понятие «сумма налога по предприятию». При этом эта величина также должна рассчитываться по определенной    формуле. Рассмотрение предлагаемой системы  подоходного  налогообложения  физических лиц дает основание утверждать, что она направлена  на  серьезное  увеличение налогового  бремени  и  усложнение  процедуры  исчисления  окладной   суммы. Применение подобных налоговых реформации в отношении  подоходного  налога  с граждан и  их  поимущественного  обложения  несомненно  приведет  к  падению собираемости данных налогов и ухудшению налоговой дисциплины.

     Заключение

     В настоящее время во  всем  мире  наблюдается  тенденция  к  упрощению  налоговой системы. Чем проще  налоговая система, тем проще  определять экономический  результат,  меньше  забот  при составлении  отчетных   документов  и   тем  больше   остается   времени   у предпринимателей на обдумывание  того,  как снизить себестоимость  продукции, а не на то, как снизить  налоги.  Налоговым  же  органам  проще  следить  за правильностью  уплаты налогов, что позволяет  уменьшить  число  работников  в финансовых органах. В нашей же стране система  налогов имеет очень сложную  структуру. В ней присутствуют различные  налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые  по  сути почти ничем  друг от друга не отличаются. Кроме  того многие законы, в  которых  установлены  ставки  налогов,  и доходы из которых  они  отчисляются,   очень  не   однозначно  указывают  все необходимые  элементы  налогов.  Поэтому   спустя  несколько  месяцев  после  опубликования  Закона  (который   тоже   не  всегда  можно  найти)  начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями  того,  как  этот налог  правильно  считать. Еще один недостаток нашей  налоговой системы - это ее   нестабильность. Налоги вводятся и  тyт же отменяются,  не проработав и года. Несомненно вся эта неразбериха  с  налогами  приводит  к  нестабильному  положению в нашей экономике  и еще больше  усугубляет  экономический  кризис. Поэтому я считаю, что  для выхода  из  кризисного  состояния  необходимо  как можно  скорее наладить налоговую систему, что позволит предприятиям  работать в нормальных условиях. 
 

 

       

       Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Налоги и налогообложение: учебник/С.В. Барулин, О.С. Кириллова, Т.В. Муравлева. – М.: Экономитсъ, 2006. – 398 с.
  3. Налоги и налогообложение: учебник для вузов/А.Э. Сердюков, Е.С. Вылкова, А.Л. Тарасевич. – СПб.: 2005. – 752 с.
  4. Налоги и налогообложение в России/В.А. Парыгина, К.Браун, Дж. Масгриев, А.А. Тодеев.- М.: Эксмо, 2006. – 640 с.
  5. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник/В.Г. Пансков – М.: Финансы и статистика, 2006. – 464 с.
  6. История налогообложения в России: учебное пособие/Н.Е. Петухова. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 416 с.
  7. http://www.minfin.ru
  8. http://www.nalvest.com/n-izdania/documents/pages/1524.shtml
  9. http://www.nalvest.com/n-izdania/documents/pages/1729.shtml
  10. http://www.nalog.ru/news/anons01/00184.shtml
  11. http://politeconomy.ng.ru/finances/2001-04-03/2_reform.html
  12. http://www.epicenter.ru/Union/Program/ep-24.html
  13. http://www.businesspress.ru/newspaper/article.asp?aId=100490&mId=36

Информация о работе Проблемы современной налоговой системы РФ и пути ее совершенствования