Прокуратура. Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.
Прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов прокуратуры. Согласно ст. 126 Конституции Республики Беларусь органы прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Прокуратура, как государственный орган, строится в соответствии с административным устройством страны, установленный Конституцией Республики Беларусь (ст. 9) и другими законодательными актами.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
1. Структура органов прокуратуры, их компетенция……………… 5
2. Принципы деятельности органов прокуратуры………………….12
3. Виды прокурорского надзора……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………..28

Работа содержит 1 файл

К Р Тема 18 Прокуратура.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

К Р Тема 18 Прокуратура 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

 

                                                                                                                          Стр. 

 

Введение………………………………………………………………  3

1. Структура  органов прокуратуры, их компетенция……………… 5

2. Принципы деятельности органов прокуратуры………………….12

3. Виды прокурорского надзора……………………………………..20

Заключение……………………………………………………………27

Список использованных источников………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Происходящие  в Беларуси демократические преобразования, курс на строительство правового государства, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как централизованного надзорного органа в укреплении законности и правопорядка в стране, охране конституционных прав и свобод граждан.

Вся многогранная правоохранная деятельность белорусской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.

Важнейшими  предпосылками успешного осуществления  деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и  следователями специфики и особенностей разносторонней работы прокуратуры, своих  полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления деятельности органов прокуратуры.

Любой юрист  обязан хорошо знать, как построены  и действуют органы, активно участвующие в реализации законов и других правовых предписаний. Эти знания нужны не только для будущей профессиональной практики во всех сферах юридической деятельности после окончания учебного заведения и получения соответствующего диплома. Ими должен владеть судья и прокурор, следователь и дознаватель, адвокат и юрист, работающий в законодательном или исполнительном учреждении, в государственной или частной коммерческой либо производственной организации.

Вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.

Прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов прокуратуры. Согласно ст. 126 Конституции Республики Беларусь органы прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Прокуратура, как государственный орган, строится в соответствии с административным устройством страны, установленный Конституцией Республики Беларусь (ст. 9) и другими законодательными актами.

Органы прокуратуры Республики Беларусь имеют чёткую систему. Систему прокуратуры образуют республиканская прокуратура, являющаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры. Прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам. В систему органов прокуратуры входят Белорусская военная прокуратура и транспортная прокуратура.

Целью данной работы является - дать четкое представление о том, как строятся и какие выполняют функции органы прокуратуры, каковы принципы деятельности органов прокуратуры, как они взаимодействуют друг с другом, иными государственными и негосударственными организациями, каково их социальное предназначение.

Для этого необходимо рассмотреть и решить задачи о  правовом регулировании органов  прокуратуры, рассмотреть их систему и структуру, а также раскрыть понятие прокуратуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Структура  органов прокуратуры, их компетенция

Прокуратура (от лат. procurare - заботиться) - это самостоятельный государственный орган, осуществляющий от имени государства высший надзор за исполнением законов.

В условиях нашего государства прокуратура и выполняет функции одного из элементов системы «сдержек противовесов».  Она устанавливает и  принимает меры устранению   любых   нарушений   законов.   Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти. Все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура.

Правовой основой  организации и деятельности органов  Прокуратуры Республики Беларусь являются Конституция Республики Беларусь, Закон  Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-3 «О Прокуратуре Республики Беларусь»1.

Статья 125 Конституции  Республики Беларусь устанавливает, что «надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров».

Закон «О Прокуратуре Республики Беларусь» устанавливает, что прокуратура Республики Беларусь - единая централизованная система органов,   осуществляющих имени государства надзор за точным и единообразным выполнением  нормативных  правовых   актов  на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» систему органов Прокуратуры Республики Беларусь образуют:

  1. Генеральная прокуратура;
  2. прокуратуры областей, г. Минска;
  3. прокуратуры районов, районов в юродах, городов, межрайонные прокуратуры;
  4. специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, г. Минска, прокуратурам районов, районов в городах, городов, межрайонным прокуратурам;
  5. иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь2.

Таким образом, в Республике Беларусь установлена трехзвенная система органов прокуратуры, которую образуют территориальные и специализированные прокуратуры.

Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.

Так, например, Указом Президента Республики Беларусь от 3 августа 2006 г. № 482 «О создании государственного учреждения»3 создан Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры Республики Беларусь, который входит в систему органов прокуратуры, является юридическим лицом и непосредственно подчиняется Генеральному прокурору Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 17 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» Генеральная прокуратура Республики Беларусь является центральным органом системы органов прокуратуры. Ее возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь, который имеет заместителей, в том числе одного первого4.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь: контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности; анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь; взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка; организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников; участвует в нормотворческой деятельности; представляет органы прокуратуры в международных отношениях; выполняет иные функции, предусмотренные Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и иными законодательными актами.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь. Положение о Научно-консультативном совете при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь и его состав утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь.

 

Согласно ст. 126 Конституции РБ, единую и централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

Прокуратуру Республики Беларусь образуют республиканская  прокуратура - центральный аппарат  системы органов прокуратуры; прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов) межрайонным прокуратурам.

Республиканская прокуратура является центральным  аппаратом системы органов прокуратуры.

Согласно Закону «О Прокуратуре Республики Беларусь»  вопрос о создании либо упразднении территориальных и специализированных прокуратур решается Парламентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь5.

Освобождение  Генерального прокурора Республики Беларусь от должности в течение  срока полномочий может иметь место лишь в случаях совершения им преступления, в связи с невозможностью исполнения обязанностей по службе по состоянию здоровья, а также по собственному желанию.

Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним  прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь, ему подчинены и подотчетны.

Прокуроры районов (городов), межрайонные прокуроры  и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Республики Беларусь, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности других прокурорских работников определяется Положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь, которое утверждается Парламентом Республики Беларусь.

Срок полномочий Генерального прокурора Республики Беларусь и всех нижестоящих прокуроров - пять лет.

Генеральный прокурор Республики Беларусь руководит деятельностью всех органов прокуратуры и осуществляет силами аппарата контроль за их работой, в соответствии с законами издает приказы, указания, распоряжения, утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками органов Прокуратуры Республики Беларусь.

Генеральный прокурор Республики Беларусь утверждает в пределах бюджетных ассигнований организационную  структуру и штатное расписание органов прокуратуры.

В республиканской  прокуратуре образуется коллегия в  составе Генерального прокурора Республики Беларусь (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников. Персональный состав коллегии утверждается Парламентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.

В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников. Персональные составы коллегий утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора.

Коллегия является совещательным органом при соответствующем  прокуроре и рассматривает наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений, обсуждает проекты важнейших приказов и указаний, отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других прокурорских работников. На заседаниях коллегий могут заслушиваться сообщения и объяснения руководителей органов государственного управления и контроля, предприятий, учреждений и организаций, иных должностных лиц по вопросам исполнения законов.

Согласно статье 127 Конституции РБ, Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту.

Согласно Конституции  и Закону «О Прокуратуре Республики Беларусь» (ст. 6) органы прокуратуры независимы в осуществлении своей деятельности. Воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов государственной власти, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность.

Прокурорские  работники не могут заниматься политической деятельностью и в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.

Требования  прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение должностными лицами и гражданами законных требований прокурора влечет предусмотренную законом ответственность.

Информация о работе Прокуратура. Прокурорский надзор