Прокуратура. Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.
Прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов прокуратуры. Согласно ст. 126 Конституции Республики Беларусь органы прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Прокуратура, как государственный орган, строится в соответствии с административным устройством страны, установленный Конституцией Республики Беларусь (ст. 9) и другими законодательными актами.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
1. Структура органов прокуратуры, их компетенция……………… 5
2. Принципы деятельности органов прокуратуры………………….12
3. Виды прокурорского надзора……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………..28

Работа содержит 1 файл

К Р Тема 18 Прокуратура.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Единство органов  прокуратуры проявляется и в том, что в прокурорской системе действует признак взаимозаменяемости. Любой прокурор при осуществлении своих полномочий по надзору за исполнением законов и иных нормативных актов может быть вышестоящим прокурором заменен другим прокурором. Вышестоящий прокурор может принять на себя выполнение обязанностей нижестоящего прокурора, а также поручить выполнение своих обязанностей нижестоящему прокурору, кроме случаев, специально оговоренных в законе. Например, вышестоящий прокурор не может поручить районному прокурору принести протест в порядке надзора на решение районного суда, вступившее в законную силу, поскольку закон не предоставляет права районному прокурору принесения надзорных протестов.

В силу единства органов  прокуратуры вышестоящий прокурор вправе давать нижестоящим прокурорам обязательные для исполнения указания, изменять или отменять любые решения нижестоящего прокурора, поручать выполнение тех или иных обязанностей одного прокурора другому, отозвать протест, принесенный нижестоящим прокурором. В то же время каждый прокурор выступает как представитель единой прокурорской власти и, действуя в пределах своей компетенции, самостоятельно осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов, иных нормативных актов.

Вся прокурорская система и каждое ее звено в  отдельности функционирует под руководством единого центра в лице Генерального прокурора и республиканской прокуратуры. Вместе с тем каждый прокурор сохраняет обеспечиваемую законом самостоятельность в принятии решений.

Принцип централизации органов прокуратуры. Централизация - это Подчинение нижестоящего органа вышестоящему, независимо от того, является ли вышестоящий орган единоличным или коллегиальным. Сущность централизации состоит в том, что подчиненность органов прокуратуры идет только по вертикали: нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему, а все прокуроры Генеральному прокурору Республики Беларусь. В системе органов прокуратуры неприменим принцип «двойного» подчинения, действующей в системе органов управления и заключающийся в Подчинении как по вертикали центру, так и по горизонтами местным органам.

Централизация органов прокуратуры предусматривает такую форму образования этих органов, как назначаемость. Генеральный прокурор назначается Президентом с согласия Совета Республики  Национального Собрания Республики Беларусь. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным Прокурором

Централизация позволяет  обеспечивать оперативное руководство  всей деятельностью всех звеньев  прокурорской системы. Для всех органов прокуратуры обязательными являются приказы, Указания, распоряжения Генерального прокурора, утверждаемые им инструкции.

С централизацией связаны  структура органов прокуратуры, порядок назначение прокуроров на должность и прохождения ими службы, освобождения от должности, поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д.

Централизация также означает, что руководство  в системе органов прокуратуру  строится на основе единоначалия, сущность которого состоит в том, что соответствующий прокурор разрешает все вопросы, относящиеся к его компетенции, единолично. Все единоличные приказы и распоряжения вышестоящего прокурора являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор вправе единолично отменить решение нижестоящего прокурора

Единоначалие  проявляется и в том, что единым руководителем прокуратуры Республики Беларусь является Генеральный прокурор, осуществляет руководство всеми звеньями прокурорской системы. Прокуроры областей, города Минска и приравненных к ним прокуратур, прокуроры районов, городов, межрайонные прокуроры и приравненные к ним прокуроры являются единоличными руководителями соответствующих прокуратур и обладают всей полнотой прокурорской власти в данном органе прокуратуры и в отношении нижестоящих прокуратур. Руководитель соответствующего звена прокуратуры несет ответственность за деятельность работников аппарата прокуратуры и нижестоящих прокуроров.

Единоначалие  в органах прокуратуры сочетается с коллегиальным обсуждением  наиболее важных вопросов деятельности прокуратуры. В соответствии со ст. 20 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» в республиканской прокуратуре, в прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии в составе руководителей соответствующих прокуратур, их заместителей (по должности) и других прокурорских работников. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения. Однако коллегиальное обсуждение прокурорской деятельности и принятие коллегиальных решений не заменяет единоначалия в системе органов прокуратуры. Коллегии являются совещательным органом при руководителе соответствующей прокуратуры. Руководитель прокуратуры согласно ст. 20 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» является председателем коллегии. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами соответствующего прокурора. В прокуратурах районов, городов, межрайонных и приравненных к ним прокуратурах коллегии не создаются, но для коллегиального обсуждения текущих вопросов деятельности прокуратуры созываются оперативные совещания.

Принцип независимости органов прокуратуры  и подчинения их только закону. В соответствии со ст. 127 Конституции Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством. В своей деятельности Генеральный прокуpop подотчетен лишь Президенту. Принцип независимости конкретизирован в п. 2 ст. 4 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь», где указано, что органы прокуратуры осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» воздействие в какой  бы то ни было форме  должностных лиц органов государственной власти и управления, представителей политических партий и иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного  решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность.

Гарантией независимости  прокуратуры служит также закрепленное в ч. 2 этой же статьи Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» положение о том, что прокурорские работники не могут заниматься политической деятельностью и в своей служебной деятельности не связаны с решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.

Каждый прокурорский работник осуществляет возложенные на него функции только на основе Конституции и законов Республики Беларусь, руководствуясь при этом приказами и указаниями Генерального прокурора. Будучи подчиненным и подконтрольным вышестоящему прокурору, каждый прокурорский работник решает вопросы, отнесенные к его компетенции, по своему внутреннему убеждению.

Независимость органов прокуратуры обеспечивается также требованием ч. 6 ст. 40 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» о том, что оказание прокурорскими работниками платных юридических услуг, занятие предпринимательской деятельностью, а также совместительство их службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях не допускаются. Исключение составляет научная, педагогическая и творческая деятельность.

Важной гарантией  обеспечения независимости прокурорских работников при осуществлении ими своих полномочий является наделение их законом служебным иммунитетом. Как указано в ст. 44 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» прокурорские работники являются представителями государственной власти, при исполнении служебных обязанностей неприкосновенны и находятся под особой защитой государства.

Принцип взаимодействия органов прокуратуры  с другими правоохранительными  и иными государственными органами. В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» органы прокуратуры взаимодействуют другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка. Органы прокуратуры, осуществлять задачу укрепления законности и правопорядка, взаимодействуют с другими правоохранительными и иными государственными органами (органами внутренних дел, государственной безопасности, а также органами финансовых расследований, государственного контроля, таможенными и налоговыми органами, пограничными войсками, иными государственными органами). Прокурор в своей деятельности по обеспечению законности и укреплению правопорядка взаимодействуют также с общественными организациями и трудовыми коллективами.

Формы взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами, иными государственными органами складываются в зависимости от целей и задач, стоящих перед тем или иным органом. Наиболее распространенными формами взаимодействия являются следующие:

1) организация  и проведение межведомственных вещаний по вопросам борьбы с преступностью, иным" правонарушениями, укрепления правопорядка;

7) взаимная информация  о состоянии законности в   регионе, органе, предприятии, организации учреждении;

  1. совместная разработка плана мероприятий по борьбе с нарушениями законов;
  2. организация и проведение совместных проверок исполнения законов.

При осуществлении  взаимодействия каждый из участвующих органов сохраняет свою самостоятельность, осуществляет только свойственному этому органу полномочия в пределах своей компетенции, не подменяя другие органы.

Органы прокуратуры  участвуют в проведении совместных мероприятий, направленных на укрепление правопорядка, с наблюдательными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних исполкомов, другими общественными формированиями. Прокуроры могут привлечь представителей общественности к проверкам по выявлению нарушений законности, использовать возможности общественности по проведению профилактических мероприятий по устранению и предупреждению правонарушений.

Принцип гласности в деятельности органов  прокуратуры. Осуществляя свою деятельность по обеспечению законности, прокуроры выступают с докладами и сообщениями на собраниях трудовых коллективов, по месту жительства граждан о результатах этой деятельности, выступают с сообщениями по радио, телевидению, в печати.

В целях обеспечения принципа гласности в деятельности органов прокуратуры в структуре аппарата республиканской прокуратуры образован отдел информации и общественных связей, на который возложена обязанность информировать через средства массовой информации граждан, общественность о состоянии законности, о принимаемых прокуратурой мерах по борьбе с преступностью и другими правонарушениями. В областных прокуратурах, в прокуратуре г. Минска связь с прессой осуществляют старший помощник прокурора облает г. Минска.

Проведение в жизнь принципа гласности в деятельности прокуратуры способствует укреплению связей органов прокуратуры с общественностью, воспитанию у граждан уважения к закону, соблюдению норм морали нравственности.

Между тем в действующих нормативных актах  установлено, что некоторые сведения не подлежат разглашению.

В соответствии со ст. 28 Конституции «каждый имеет  право на защиту от незаконного вмешательства в  личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство». Поэтому установленные -ходе прокурорских проверок исполнения законодательства, рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб граждан обстоятельства их личной жизни не могут быть разглашены без согласия заинтересованных лиц.

В ст. 5 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь отмечено, что не допускается разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, порочащих его честь и достоинство или могущих повредить его правам и законным интересам, если исполнение предусмотренных законом обязанностей не требует иного. Граждане вправе получать от органов прокуратуры разъяснения, информацию по поводу ограничения их прав и свобод, знакомиться с имеющимися в отношении их материалами после завершения проверки или расследования. Лицо, полагав что действиями прокурорского работника ущемлены его права, свободы и законные интересы, вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, а в случаях, предусмотренных законом, - в суд .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды прокурорского  надзора

Отрасль прокурорского  надзора — это предусмотренная законом отдельная область деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением действующего законодательства, имеющая родовой объект и предмет надзора, а также непосредственные задачи и полномочия прокурора.

Отраслями прокурорского  надзора являются первые четыре вида деятельности, предусмотренные ч. 2 ст. 2 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь». Все отрасли прокурорского надзора объединены тем, что в совокупности они представляют собой единую государственную деятельность прокуратуры по обеспечению законности на территории всей страны.

В каждой отрасли  прокурорского надзора имеются  свои родовые объект и предмет  надзора, а также специальные задачи и полномочия.

Если объектом прокурорского надзора в целом  является точное и единообразное исполнение всех законодательных актов государства, то родовым объектом является исполнение определенного круга законов, декретов, указов, иных нормативных актов, которыми регламентируется деятельность поднадзорных субъектов по отраслям.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» одной из отраслей прокурорского  надзора является надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 297 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК), ст. 190 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (ХПК), ст. 350 УПК постановления, решения, приговоры, вынесенные судами при рассмотрении дел по первой инстанции, должны быть законными и обоснованными. Прокуроры, осуществляя надзор за законностью судебных решений и придя к выводу, что решение суда является необоснованным либо незаконным в связи с существенными нарушениями норм материального или процессуального права, приносят в пределах своей компетенции кассационные (а по хозяйственным делам и апелляционные) и надзорные протесты. Таким образом, прокуроры и в этой отрасли осуществляют надзор за исполнением судами требований действующего законодательства при принятии ими решений по гражданским, хозяйственным, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Информация о работе Прокуратура. Прокурорский надзор