Прокуратура. Прокурорский надзор

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в целом.
Прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов прокуратуры. Согласно ст. 126 Конституции Республики Беларусь органы прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Прокуратура, как государственный орган, строится в соответствии с административным устройством страны, установленный Конституцией Республики Беларусь (ст. 9) и другими законодательными актами.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 3
1. Структура органов прокуратуры, их компетенция……………… 5
2. Принципы деятельности органов прокуратуры………………….12
3. Виды прокурорского надзора……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………..28

Работа содержит 1 файл

К Р Тема 18 Прокуратура.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Обеспечению принципа независимости прокурорских работников содействует порядок из назначения на должность, гарантированный законом срок пребывания в должности (ст. 15 указанного Закона), а также ограниченный круг оснований для освобождения от должности: освобождение Генерального прокурора Республики Беларусь от должности в течение срока полномочий может иметь место лишь в случаях совершения им преступления, в связи с невозможностью исполнения обязанностей по службе по состоянию здоровья, а также по собственному желанию.

Компетенция, организация  и порядок деятельности органов  прокуратуры определяются законодательством (статья 128 Конституции РБ).

В статье определено, что Компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством, т.е. круг актов, которые составляют правовую основу деятельности Прокуратуры, не ограничивается законами, он шире. Понятие "законодательство", как это определено в ст. 1 закона о нормативных правовых актах Республики Беларусь, включает всю систему нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения.

Основным специальным  актов, определяющим статус данного  органа государственной власти, является Закон от 29 января 1993 г. "О Прокуратуре Республики Беларусь" с последующими изменениями и дополнениями.

Законом определены виды актов органов Прокуратуры. Основная их часть имеет правоприменительный  характер. К актам прокурорского надзора следует относить протесты, представления, постановления, предписания, официальные предупреждения.

Одним из наиболее действенных актов прокурорского  реагирования является протест. Согласно ст. 35 Закона о Прокуратуре протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В таком же порядке приносится протест на противоречащие закону акт или действие должностного лица.

В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права.

Протест прокурора  подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами депутатов - на очередных сессиях. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания заранее сообщается прокурору, который вправе принять участие в его рассмотрении. О результатах рассмотрения протеста письменно сообщается прокурору. Принесение протеста приостанавливает действие противоречащего закону акта до его рассмотрения.

Закон предусматривает, что в случае нерассмотрения протеста в установленный срок либо его отклонения прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта. Вместе с тем вопрос относительно конституционности нормативных актов может рассматривать только Конституционный Суд. Поэтому Закон «О Прокуратуре Республики Беларусь» нуждается в приведении в соответствие с Конституцией. Полагаем также необходимым наделить Генерального прокурора правом обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь.

Протест на постановление  судьи по делу об административном правонарушении приносится судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в трехдневный срок.

Порядок опротестования судебных решений по гражданским и уголовным делам регламентируется настоящим Законом и соответствующим процессуальным законодательством.

Представление прокурора об устранении нарушений  закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.

Прокурор в  зависимости от характера нарушения  закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований.

Постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочными налагать административное взыскание, в сроки и в порядке, установленные для рассмотрения протокола об административном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного  производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.

Иные постановления  прокурора подлежат рассмотрению и  исполнению в установленный им срок.

Письменное  предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нарушение.

Предписание выносится  в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина.

В предписании  должны содержаться указание на норму  закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по восстановлению законности. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.

При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

В целях предупреждения правонарушений при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях  прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину официальное предупреждение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в официальном  предупреждении, лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

При несогласии с официальным предупреждением  лицо, которому оно объявлено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы  деятельности органов прокуратуры

Слово «принцип»  происходит от латинского слова исходно  означающего начало, основание, основное положение какой-либо теории, учения и т.д.

Принципы определяют государственное назначение прокуратуры. Закреплены они в Конституции и Законе о прокуратуре.

Принципы:

1) законности,

2) единства органов  прокуратуры, 

3) централизации,

4) независимости органов прокуратуры и подчинения их только закону;

5) взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными и иными государственными органами;

6) гласности в деятельности органов прокуратуры.

В ст. 4 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» среди принципов организации и деятельности прокуратуры указано, что органы прокуратуры «принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения». Представляется, что назвать эту деятельность принципом организации и деятельности прокуратуры нельзя. Принципы законности либо независимости органов прокуратуры и подчинения их только закону также определяют суть всего надзора. Вместе с тем следует иметь в виду, что любой из принципов - это такое общее, руководящее положение, в соответствии с которым построена организация органов прокуратуры либо осуществляется ее деятельность. Положения п. 3 ст. 4 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь» о том, что органы прокуратуры «принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения», являются правовыми средствами по осуществлению задач прокурорского надзора.

В юридической  литературе высказана точка зрения, что к принципам организации  и деятельности прокуратуры относится деполитизация в организации и деятельности органов прокуратуры. По нашему мнению, деполитизация органов прокуратуры не является самостоятельным принципом организации и деятельности прокуратуры. В нашей стране деполитизирована не только прокуратура. В соответствии со ст. 36 Конституции не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели, не только прокурорские работники но и судьи, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие. Эта конституционная норма обеспечивает независимость в деятельности этих органов и должностных лиц, служение только народу и государству, а не политическим партиям и другим общественным объединениям, преследующим политические цели. Поэтому можно говорить о том, что деполитизация органов прокуратуры является частью содержания принципа независимости органов прокуратуры и подчинения их только закону. Деполитизация ограждает прокуратуру от каких бы то ни было влияний и обеспечивает независимость работников прокуратуры в их деятельности по надзору за исполнением законодательства, обеспечению законности в стране.

Принцип законности. В соответствии со ст. 7 Конституции в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Согласно ст. 52 Конституции каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы.

Принцип законности включает в себя:

  1. строгое соблюдение прокурорами законов в своей надзорной деятельности;
  2. обеспечение прокуратурой исполнения законов всеми поднадзорными субъектами.

В соответствии с этим принципом органы прокуратуры в первую очередь сами обязаны строго руководствоваться действующими законами, другими актами законодательства. Как указано в ст. 127 Конституции Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры руководствуются законодательством. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в строгом соответствии с Конституцией, законами, другими актами законодательства Республики Беларусь.

Органы прокуратуры  не должны выходить за пределы своих  полномочий в надзорной деятельности и вместе с] тем не оставлять ни один случай нарушения закона без  соответствующего реагирования. Прокурорский надзор  направлен на установление единой законности в государстве, на обеспечение соблюдения законов, иных нормативных актов всеми государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Из принципа законности вытекает ряд требований к деятельности прокуроров по обеспечению  законности. Прокуроры обязаны:

  1. знать законы, другие нормативные акты, исполнение которых проверяется;
  2. полно выявлять все обстоятельства совершенных нарушений закона, иных актов законодательства. Неполнота выявления указанных обстоятельств препятствует правильному применению закона;
  3. правильно квалифицировать выявленные нарушения законности. Только надлежащая оценка действий и] актов поднадзорных субъектов позволяет правильно определить все связанные с ними правовые последствия;
  4. применять действенные меры по устранению нарушений законов, иных нормативных актов, причин, вызывающих нарушения, и условия, способствующие их] совершению.

Осуществляя надзор за соблюдением законов,  нормативных актов, прокуроры должны действовать инициативно. Невыявление нарушений законов, иных актов законодательства или несвоевременное их выявление является условием, способствующим совершению других нарушений.

Принцип единства органов прокуратуры. В соответствии со ст. 126 Конституции органы прокуратуры представляют собой единую и централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором.

Единство органов  прокуратуры означает, что все  территориальные и специализированные прокуратуры, существующие на территории Республики Беларусь, составляют единую систему и каждая из них при осуществлении своих полномочий действует от лица всей системы. Все прокуроры, за некоторыми исключениями, наделены одинаковыми полномочиями, правовыми средствами их реализации.

Лишь некоторые  специальные, предусмотренные в  законодательстве полномочия закреплены за определенными прокурорами. Только Генеральному прокурору, например, предоставлено право вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь представления о даче ими судам в соответствии со своей компетенцией разъяснений по вопросам применения законов при рассмотрении дел (ст. 32 Закона «О Прокуратуре Республики Беларусь»). Лишь определенный круг прокуроров наделен правом принесения надзорных протестов на решения судов, участия в судебных заседаниях судов надзорных инстанций.

Для устранения нарушений законов, иных актов законодательства прокурорами используются одни и те же разовые средства: принесение протестов, внесение предложений, вынесение постановлений    Горная деятельность каждого прокурора составлять деятельности всей прокуратуры. Единство органов прокуратуры действует во всех отраслях.Единство выражается в том, что все органы прокуратуры осуществляют свою деятельность на основе одних и тех же принципов, преследуют одни и те же цели и выполняют одни и те же задачи по обеспечению законности в масштабах всей страны.

Информация о работе Прокуратура. Прокурорский надзор