Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период
налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования
экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным
предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой
критики.

Содержание

Введение.......................................................................3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной
экономики........... 4
1.1. Сущность налога....................................................4
1.1.1. Функции налогов.........................................................5
1.1.2. Виды налогов...........................................................5
1.2 Налоговая система России...................................................6
1.2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым
рынком.......................................................................
.................................................................. 6
1.2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации............8
2. Противоречия действующей налоговой системы России........................27
2.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы..................27
2.2. Взгляд российских ученых-экономистовна проблемы реформы..................29
2.3. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации........31
2.4. Нестабильность налоговой системы России..................................32
3. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации...............35
3.1. Пути реформирования правовой базы........................................35
3.2. Предложения российских экономистов.......................................35
3.3. Налоги и инвестиции......................................................39
3.4. Теоретический и практический опыт в налогообложении стран с развитым
рынком 40
3.4.1. Теоретическое наследие.................................................40
3.4.2. Льготы.................................................................42
3.4.3. Налогообложение предприятий Сирии.....................................43
3.4.4. Шведская модель налоговой системы......................................44
Заключение....................................................................47
Список использованной литературы.....

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 143.22 Кб (Скачать)

существующих  социально-политических проблем, не ущемляя  интересов каких-либо

групп  общества  и не нанося  ущерба экономике  как по линии

производительности  труда, так и  в  отношении  конкурентоспособности

шведских предприятий.

Каким же путем  Шведские лидеры  хотят  добиться  своей цели?

То, что легко  предположить: повышенный уровень налогообложения. Общая сумма

взимаемых в Швеции налогов превышает половину величины ВНП,  тогда как в

других развитых странах с рыночной  экономикой колеблется в пределах от 30 и

не более 45%.

В результате  налоговой  реформы 80-х-90-х годов сократился размер части

прямых налогов,  налогов на дивиденды  с акций  и другие формы помещения

капитала, к снижению некоторых показателей подоходного  налогообложения и др.

Следует заметить, что шведская система налогообложения  весьма  разветвлена  и

включает  многочисленные  прямые  и косвенные налоги и  сборы.  Основными

прямыми налогами являются национальный и коммунальный (местный) подоходные

налоги и национальный имущественный налог.  Кроме того, существует,  как уже

говорилось,  широкая  система  обязательных предпринимательских  выплат на

социальное обеспечение.

Основные косвенные  налоги - налог на добавленную стоимость  и акцизные сборы

на некоторые  товары. Косвенные налоги и социальные взносы служат  главным

источником  доходов  для бюджета  центрального  правительства,  а  прямые  -

для местных органов  управления.

Система налогообложения  -  как  центрального,  так  и  местного, -

устанавливается шведским рейхстагом,  но  размер взимаемых налогов местные

власти определяют сами.

Налог на трудовые  доходы  физических  лиц  составляет примерно 31%,  если

речь идет о  суммах,  не превышающих за год 170 тыс.  крон,  в том числе

национальный - 100 крон, а остальная сумма  идет  в местный бюджет.  С суммы

более

170 тыс. крон  взимается коммунальный налог  в размере 31%  и национальный  в

размере 100 крон плюс 20%, общий налог составляет, таким  образом, примерно

51%.

Имущественный налог  взимается главным образом с  физических лиц.  Налог

является прогрессивным  и составляет: при нетто-имуществе (за вычетом

задолженности) до 800 тыс. крон - 0%,  800-1600 тыс.  крон - 1,5%, 1600-3600

тыс. крон - 12 тыс. крон плюс 2,5%,  более 3600 тыс.  крон - 62 тыс.  крон

плюс 3%.

Акционерные общества выплачивают национальный корпорационный налог,  с них не

взимаются имущественный  и  коммунальные налоги.  С  1991 года размер

корпорационного налога уменьшен до 30%.

Как видим,  преобладающую  долю составляют налоги с конечных доходов различных

социальных групп  населения и меньшую - поступления  от налогов, выплачиваемых

частными компаниями и банками.

3.4.5.  В итоге

Подводя итоги,  определим  основные  цели  современноналоговой  политики

государств  с  рыночной экономикой. Они ориентированы  на следующие основные

требования:

- налоги,  а   также затраты на их взимание  должны быть по возможности

минимальными.  Это условие  наиболее  тяжело дается законодателям  и

правительствам  в их стремлении сбалансировать бюджеты.  Но так очень легко

свести  налоговую  систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о

необходимости расширения налоговой базы,  о функциях стимулирования

производственной  и  предпринимательской деятельности,  поддержки свободной

конкуренции;

- налоговая система  должна соответствовать структурной  экономической

политике,  иметь  четко  очерченные  экономические  цели;

- налоги должны  служить более справедливому   распределению доходов,  не

допускается двойное  обложение налогоплательщиков;

- порядок  взимания  налогов должен предусматривать  минимальное вмешательство

в частную жизнь  налогоплательщика;

- обсуждение проектов  законов о налогообложении должно  носить открытый и

гласный характер.

Этими основными   принципами  необходимо  руководствоваться  и нам при

создании  новой  налоговой  системы.  При этом,  разумеется, речь идет не о

механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся  на глубокое

изучение истории  развития и современного состояния  российской экономики.

Таким образом  существует огромный, причем теоретически обобщенный и

осмысленный, опыт взимания и использования налогов  в странах Запада. Но

ориентация на их практику весьма затруднена,  поскольку  было бы совершенно

неразумно не уделять  первостепенное внимание специфике  экономических,

социальных  и  политических условий сегоднящней  России,  ищущей лучшие пути

реформирования  своего народного хозяйства.

Но выше  сказанное  не говорит о том,  что надо вообще игнорировать

теоретическое наследие многих  поколений  ученых-экономистов. Уже

сформированы важнейшие  требования, которым должны отвечать налоговые системы

вне зависимости  от развитости в стране рыночных отношений,  уровня зрелости

ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования

всесторонне  подтверждены  практикой  и  безусловно должны учитываться и

нами.  Они,  кстати,  не исключают,  а напротив, предполагают  отличия  между

разными странами по структуре, набору налогов,  способам их взимания,

ставкам, фискальным полномочиям различных уровней  власти,  налоговым льготам

и другим важным элементам.

Но при  этом  любая  налоговая система,  где  бы она ни применялась и какими

конкретными чертами  ни  характеризовалась, должна  отвечать определенным

кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это  соблюдение принципа

равенства  и  справедливости.  Это прежде всего  означает:  тяжесть налогового

бремени должна распределяться между  всеми в равной  (не  одинаковой) мере,

и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо  определенную долю

в  казну государства.

Вторым непременным  требованием,  которому должна отвечать налоговая система,

является эффективность  налогообложения. Реализация этого  требования

предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние  на принятие

экономических решений,  либо оно должно быть минимальным;  во-вторых, что

налоговая система  обязана содействовать проведению политики стабильности  и

успешного развития экономики страны. Понятно, что по отношению к нашей

стране, экономика  которой находится в глубоком кризисе, это обстоятельство

имеет исключительно  важное значение. Обязательным условием эффективности

налоговой  системы  является и то,  чтобы она не допускала произвольного

толкования, была понятна налогоплательщикам и принята  большей частью

общества. К сожалению  ни одно из выше перечисленного не имеет  место  быть  в

нашей  стране. И последнее условие реализации требования эффективности

налогообложения:  административные  расходы,  которые  нужны для управления

налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.

    

     

Заключение 

Под налогом, пошлиной, сбором понимается  обязательный взнос  в  бюджет или во

внебюджетный фонд,  осуществляемый в порядке, определенном законодательными

актами. Налоги бывают прямыми  и косвенными они различаются  по объекту

налогообложения и по механизму расчета и взимания,  по их роли  в

формировании доходной части бюджета.

Существует ряд  общепризнанных принципов  налогообложения, важнейшие их них:

реальная возможность  выплаты налога, его прогрессивный,   однократный

обязательный   характер, простота и гибкость.

Основные функции  налогов -  фискальная,  социальная  и регулирующая.

Налоговая политика государства осуществляется при  помощи предоставления

физическим  и  юридическим  лицам налоговых  льгот  в  соответствии  с целями

государственного  регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных  элементов рыночной экономики является налоговая система.

Она выступает  главным инструментом воздействия  государства  на  развитие

хозяйства,  определения  приоритетов экономического и социального  развития.  В

связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была

адаптирована к  новым общественным отношениям,  соответствовала мировому

опыту.

Нестабильность  наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества

налогов, льгот  и т. д. несомненно играет отрицательную  роль,  особенно в

период перехода  российской экономики  к рыночным отношениям,  а также

препятствует инвестициям  как отечественным,  так и иностранным.

Нестабильность  налоговой системы на сегодняшний  день - главная проблема

реформы налогообложения.

Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора  на чисто фискальную

функцию налоговой  системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая

тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских  идей в области налогов в основном показывает, что

выдвигаемые предложения  касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов

налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых  льгот и

привелегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на

другие).  Предложений  же  о  принципиально  иной  налоговой системе,

соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода,

практически нет. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно

развернуть только на серьезной  теоретической  основе коей у нас в России еще

нет.

На сегодняшний  день существует огромный, причем теоретически обобщенный и

осмысленный, опыт взимания и использования налогов  в странах Запада. Но

ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно

неразумно  не  уделять  первостепенное внимание специфике  экономических,

социальных  и  политических  условий   сегоднящней  России,  ищущей лучшие

Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации