Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период
налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования
экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным
предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой
критики.

Содержание

Введение.......................................................................3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной
экономики........... 4
1.1. Сущность налога....................................................4
1.1.1. Функции налогов.........................................................5
1.1.2. Виды налогов...........................................................5
1.2 Налоговая система России...................................................6
1.2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым
рынком.......................................................................
.................................................................. 6
1.2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации............8
2. Противоречия действующей налоговой системы России........................27
2.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы..................27
2.2. Взгляд российских ученых-экономистовна проблемы реформы..................29
2.3. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации........31
2.4. Нестабильность налоговой системы России..................................32
3. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации...............35
3.1. Пути реформирования правовой базы........................................35
3.2. Предложения российских экономистов.......................................35
3.3. Налоги и инвестиции......................................................39
3.4. Теоретический и практический опыт в налогообложении стран с развитым
рынком 40
3.4.1. Теоретическое наследие.................................................40
3.4.2. Льготы.................................................................42
3.4.3. Налогообложение предприятий Сирии.....................................43
3.4.4. Шведская модель налоговой системы......................................44
Заключение....................................................................47
Список использованной литературы.....

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 143.22 Кб (Скачать)

60% (до 500 руб/год)  до 11725.00+90% (свыше 15000 руб/год).

Шкала для индивидуальной трудовой деятельности начиная с 3000 руб/год (250

руб/мес) отклонялась  от основной шкалы в жесткую сторону  и достигала потолка

в 1332.40+60% уже при  суммах свыше 6000 руб/год (500 руб/мес).

Для прочих доходов - от 10% с превышения (300-360 руб/год) до 1976.40+60%

(свыше 5000 руб/год).

б) Война налогов

С декабря 1990 года в рамках "войны законов", начавшейся объявлением

государственного  суверенитета РСФСР 12 июня 1990 года, происходила "война

налогов".

2 декабря 1990 принят  Закон РСФСР "О порядке применения  на територии РСФСР в

1991 году Закона  СССР "О подоходном налоге с  граждан СССР, иностранных

граждан и лиц  без гражданства" (N392-I). В нем  статьи союзного закона о

подоходном налоге были изложены в другой редакции.

Необлагаемый минимум  приравнен к минимальной зарплате, которая к тому времени

в рамках конкурентной гонки союзного и российского  правительств составляла в

РСФСР 150 руб.

В таблице для  сумм от 151 до 200 руб. цифры были такими: 151 руб - 20 коп,

152 - 50 коп, 153 - 90 коп, 154 - 1р40к, 155-200 руб. - 40% с суммы,

превышающей 150 руб.

                             С 1 января 1991                            

руб/мес     ставка налога

200 -1000   20.00 + 13% с суммы, превышающей 200 руб

1001 -1200  124.00 + 15% с  превышения

1201 -1400  154.00 + 20% с  превышения

1401 -1600  194.00 + 30% с  превышения

1601 -3000  254.00 + 40% с  превышения

свыше 3000  814.00 + 50% с превышения

Ставки обложения  остальных доходов были ужесточены "снизу" и ослаблены

"сверху" по  сравнению с союзными ставками:

Доходы от внешатной  работы, а также дивиденды и  матпомощь лицам, не состоящим

в штате предприятий  в суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от

3% до 13%), а начиная  с 1000 - по стандартным ставкам.

Шкала для авторских  гонораров составила от 3% (для  сумм до 180 руб/год) до

9768.00+50% (свыше 36000 руб/год).

Шкала для индивидуальной трудовой и предпринимательской  деятельности не имела

необлагаемого минимума, и вплоть до 19200 руб/год (1600 руб/мес) шла

параллельно основной с опережением на 6 руб/мес, а затем  останавливалась на

35%:

руб/год    руб/мес     ставка налога

до 12000   до 1000         13%

12001-14400   до 1200  1560 + 15% с превышения

14401-16800   до 1400  1920 + 20% с превышения

16801-19200   до 1600  2400 + 30% с превышения

свыше 19200   св.1600  3120 + 35% с превышения

Статьи о налогообложении  прочих доходов вообще заменены пометкой "На

территории РСФСР  не применяется".

     19 апреля 1991 года, когда Союз готовился к реформе розничных цен, а

Россия - к первым президентским выборам, ставки налогов  в России были изменены

даже не законом, а постановлением Президиума Верховного Совета.

Необлагаемый минимум  повышен до 210 руб.

Прогрессивная шкала  съехала вниз на 21 руб.30 коп:

    

С 1 апреля 1991 

руб/мес        ставка налога

210 -1000           13% с суммы, превышающей 210 руб

1001 -1200  102.70 + 15% с  превышения

1201 -1400  132.70 + 20% с  превышения

1401 -1600  172.70 + 30% с  превышения

1601 -3000  232.70 + 40% с  превышения

свыше 3000  792.70 + 50% с превышения

Шкала для доходов  и выплат не по месту основной работы в пределах от 5 до

1000 руб/мес сократилась  с 6 до 4 ставок (от 2% до 13%), а начиная  с 1000 шла

параллельно общей  шкале, опережая ее на 16.80 (т.е. на 4.50 меньше прежних

ставок этой шкалы).

Шкала для авторских  гонораров из 9 ставок была ослаблена  снизу - 2% для сумм

до 360 руб/год вместо 3% для сумм до 180 руб/год, проценты для  максимума

остались прежними - 9714.00+50% для сумм свыше 36000 руб/год.

Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской  деятельности до

12000 руб/год (1000 руб/мес) приравнивалась к основной  или внештатной - в

зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 12000 -

осталась прежней  для граждан имеющих место  основной работы, а для неимеющих -

шла с отставанием  на 327р60к/год (27р30к/мес), исходя из необложения  первых

210 рублей.

     11 июня 1991 в ответ на это союзный парламент принял поправки к закону о

подоходном налоге, которыми ввел в действие с 1 апреля еще более низкие ставки,

установив верхний  предел в 30%, а нижнюю ставку уменьшив с 13 до 12%.

Необлагаемый минимум, правда, остался ниже российского - 160 руб.

Прогрессивная шкала:

    

С 1 апреля 1991 

руб/мес     ставка налога

161 -1000           12% с суммы, превышающей 160 руб

1001 -2000  100.80 + 15% с  превышения

2001 -3000  250.80 + 20% с  превышения

свыше 3000  450.80 + 30% с превышения

Доходы от внешатной  работы и матпомощь лицам, не состоящим  в штате

предприятий в  суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 6 ставкам (от 2% до

12%), а начиная  с 1000 - по стандартным ставкам.

Потолок для авторских  гонораров тоже снижен до 30%. Шкала  составила от 2%

(для сумм до 120 руб/год) до 5409.60+30% (свыше 36000 руб/год). Для

наследников авторов  шкала осталась прежней - от 60% (до 500 руб/год) до

11725.00+90% (свыше 15000 руб/год).

Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской  деятельности до

6000 руб/год (500 руб/мес)  приравнивалась к основной или  внештатной = в

зависимости от наличия/отсутствия места основной работы. Свыше 6000 -

полностью совпадала  с основной и внешатной.

     3 июля 1991 Россия догнала Союз, приняв поправки к своему Закону "О

порядке применения на територии РСФСР в 1991 году Закона СССР "О подоходном

налоге с граждан  СССР, иностранных граждан и лиц  без гражданства" (Закон

1534-I). Поправки  вводились в действие с 1 апреля 1991, т.е. одновременно с

союзным законом.

Прогрессивная шкала  отличалась от новой союзной лишь наличием своего,

российского минимума в 210 руб. и вытекающим из него отставанием  на 6 руб. во

всех ставках:

    

С 1 апреля 1991 

руб/мес      ставка налога

201 -1000           12% с суммы, превышающей 160 руб

1001 -2000   94.80 + 15% с превышения

2001 -3000  244.80 + 20% с  превышения

свыше 3000  444.80 + 30% с превышения

Доходы от внешатной  работы, дивиденды и матпомощь  лицам, не состоящим в штате

предприятий в  суммах от 5 до 1000 руб/мес облагались по 4 ставкам (от 2% до

12%), а начиная  с 1000 - по стандартным ставкам  с опережением на 16 руб.20

коп.

Шкала для авторских  гонораров составила от 2% (для  сумм до 360 руб/год) до

5532.00+30% (свыше 36000 руб/год).

Шкала для индивидуальной и коллективной предпринимательской  деятельности была

изложена в годовом, а не месячном исчислении, но при  пеерсчете совпадала с

основной или  внештатной - в зависимости от наличия/отсутствия места основной

работы.

в) Чисто российские ставки

С началом гайдаровских реформ российская шкала сначала  стала заметно

прогрессивнее (т.е. социалистичнее).

     7 декабря 1991 года, за день до подписания Беловежских соглашений,

Верховный Совет  принял Закон РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц"

(N1998-I), который  вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован

только в марте (!) 1992 года.

Необлагаемый минимум  приравнен к установленному законом  минимальному размеру

оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала - 900

руб).

Вместо множества  шкал введена единая прогрессивная  шкала:

    

С 1 января 1992 

руб/год         руб/мес       ставка налога

до 42.000       до 2.500           12%

42.001- 84.000   2.500- 5.000   5.040 + 15% с превышения

84.001-120.000   5.000-10.000  11.340 + 20% с превышения

120.001-180.000  10.000-15.000  18.540 + 30% с превышения

180.001-300.000  15.000-25.000  36.540 + 40% с превышения

300.001-420.000  25.000-35.000  84.540 + 50% с превышения

свыше 420.000   свыше 35.000 144.540 + 60% с превышения

     16 июля 1992 Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую

систему России (N3317-I) ставки задним числом - опять же с 1 января 1992 года -

были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:

    

С 1 января 1992 

руб/год руб/мес  ставка налога

до 200.000      до 16.667           12%

200.001-400.000  16.667-33.333  24.000 + 20% с превышения

400.001-600.000  33.333-50.000  64.000 + 30% с превышения

свыше 600.000   свыше 50.000 124.000 + 40% с превышения

     6 марта 1993 года Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в законы

РСФСР "О государственных  пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества, переходящего

в порядке наследования или дарения", законы Российской Федерации "О

государственной пошлине", "О налоге на имущество  предприятий", "О налоге на

добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц" (N4618-I)

Верховный Совет  сократил шкалу до 3 ставок - 12, 20 и 30%. Такой (хотя

абсолютные цифры  менялись) она оставалась до начала 1996 года.

    

С 1 января 1993 

руб/год            руб/мес     ставка налога

до 1.000.000       до 83.333            12%

1.000.000-2.000.000  83.333-166.667  120.000 + 20% с превышения

свыше 2.000.000   свыше 166.667  320.000 + 30% с превышения

После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным  менять ставки

налогов указами, что и сделал за день до выбров и  референдума по новой

Конституции - 11 декабря 1993 года. Указом N2129 "О регулировании

некоторых вопросов налогообложения юридических лиц" он снизил ступеньки налога

втрое за весь прошедший 1993 год и впятеро - на будущее, с 1994:

    

С 1 января 1993 

руб/год          руб/мес    ставка налога

до 3.000.000       до 250.000            12%

3.000.000-6.000.000  250.000-500.000  360.000 + 20% с превышения

Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации