Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период
налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов,
основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования
экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит
эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным
предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой
критики.

Содержание

Введение.......................................................................3
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной
экономики........... 4
1.1. Сущность налога....................................................4
1.1.1. Функции налогов.........................................................5
1.1.2. Виды налогов...........................................................5
1.2 Налоговая система России...................................................6
1.2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым
рынком.......................................................................
.................................................................. 6
1.2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации............8
2. Противоречия действующей налоговой системы России........................27
2.1. Основные группы проблем правовой базы налоговой системы..................27
2.2. Взгляд российских ученых-экономистовна проблемы реформы..................29
2.3. Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации........31
2.4. Нестабильность налоговой системы России..................................32
3. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации...............35
3.1. Пути реформирования правовой базы........................................35
3.2. Предложения российских экономистов.......................................35
3.3. Налоги и инвестиции......................................................39
3.4. Теоретический и практический опыт в налогообложении стран с развитым
рынком 40
3.4.1. Теоретическое наследие.................................................40
3.4.2. Льготы.................................................................42
3.4.3. Налогообложение предприятий Сирии.....................................43
3.4.4. Шведская модель налоговой системы......................................44
Заключение....................................................................47
Список использованной литературы.....

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 143.22 Кб (Скачать)

свыше 6.000.000    свыше 500.000  960.000 + 30% с превышения

    

С 1 января 1994 

руб/год       руб/мес ставка налога

до 5.000.000       до 416.667              12%

5.000.000-10.000.000  416.667-833.333    600.000 + 20% с превышения

свыше 10.000.000    свыше 833.333  1.600.000 + 30% с превышения

К концу 1994 года ставки были установлены Федеральным законом (74-фз от 23

декабря 1994) - и опять с 1 января почти закончившегося года:

    

С 1 января 1994 

руб/год              руб/мес            ставка налога

до 10.000.000         до 833.333              12%

10.000.001-50.000.000  833.333-4.166.667  1.200.000 + 20% с прев.

свыше 50.000.000    свыше 4.166.667  9.200.000 + 30% с прев.

Ставки, установленные  Федеральным законом 22-фз от 5 марта 1996 (шкала

стала 5-ступенчатой  и максимальная ставка поднялась):

    

С 1 января 1996 

руб/год            руб/мес     ставка налога

до 12.000.000  до 1.000.000               12%

12.000.001-24.000.000 1 млн  - 2 млн   1.440.000 + 20% с прев.

24.000.001-36.000.000 2 млн  - 3 млн   3.840.000 + 25% с прев.

36.000.001-48.000.000 3 млн  - 4 млн   6.840.000 + 30% с прев.

свыше 48.000.000   свыше 4 млн  10.440.000 + 35% с прев.

Ставки, установленные  Федеральным законом 159-фз от 31 декабря 1997 - с

учетом деноминации  рубля в 1000 раз:

    

С 1 января 1998 

руб/год         руб/мес      ставка налога

до 20.000       до 1.667           12%

20.000- 40.000  1.667 - 3.333   2.400 + 15% с прев.

40.000- 60.000  3.333 - 5.000   5.400 + 20% с прев.

60.000- 80.000  5.000 - 6.667   9.400 + 25% с прев.

80.000-100.000  6.667 - 8.333  14.400 + 30% с прев.

свыше 100.000    свыше 8.333  20.400 + 35% с прев.

    

    

ПРОЕКТЫ ВРЕМЕН КИРИЕНКО 

Правительство Кириенко и поддерживавшие его думские  фракции, а также фракция

Яблоко выступали  за дальнейшее снижение максимальной ставки.

Левое большинство  в парламенте, естественно, в принципе выступало за более

прогрессивную шкалу (хотя осенью 1999 почему-то согласилось  на ее

"уплощение").

Мотивы. которыми руководствовалось Правительство, были изложены в Программе

стабилизации экономики  и финансов от 10 июля 1998:

"В 1997 году  в бюджеты субъектов РФ и  местные бюджеты поступило в  целом менее

половины положенной суммы подоходного налога, причем степень уклонения от

уплаты этого  налога увеличилась среди наиболее богатых и значительно

уменьшилась среди  наименее обеспеченных слоев населения. Так, 10 процентов

начеления с наивысшими доходами уплатило около 17 процентов  положенных

налогов. Увеличение сбора подоходного налога до 75 процентов  дало бы сумму,

равную предусмотренной  в федеральном бюджете величине трансфертов, выделяемых

регионам.

Одна из причин уклонения от уплаты подоходного  налога - высокие прогрессивные

ставки при низкой величине доходов."

Рецепт предлагался  такой: "Введение новой шкалы подоходного  налога, более

"плоской", с  меньшими ставками, но зато распространяющейся  на все виды

доходов, включая  кредиты, страховые полисы и т.п., которые сегодня

представляют главные  способы уклонения от налогов  лиц с высокими доходами."

В нижнюю часть  шкалы Правительство тоже хотело внести изменение, а именно -

повысить необлагаемый минимум, составляющий ныне 83 рубля 49 копеек.

Правительственный проект поправок, рассмотренный Думой 2 июля 1998

одновременно с "антикризисным пакетом", предлагал  пересмотреть сетку "в

пользу богатых" - минимальная ставка остается прежней - 12% с дохода до 20

тыс/год, а максимальная снижается с 35% до 30. Одновременно Правительство

предлагало отменить около половины существущих в  законе льгот, а также

облагать все  доходы, полученные не по месту основной работы, по ставке 20%.

Таким образом 20% превратились бы в единую ставку для любых сколь  нибудь

существенных доходов, т.к. низы не смогут, а верхи - не захотят  получать их

по месту основной работы. Предполагаемый эффект для  бюджета - 20 миллиардов

за полугодие. Проект не прошел, получив с первой попытки - 149, со второй -

180 голосов.

По поручению  Думы депутаты А.Л.Головков, А.Д.Жуков, С.Ю.Орлова подготовили

свой вариант  проекта, который обсуждался 14 июля на Бюджетном комитете. Закон

преобразился до неузнаваемости. От него остались лишь налогообложение

процентов по вкладам, если проценты в одном банке за год превышают 10 МРОТ

(834р90к); уменьшение  льгот по продаже жилья и  другого имущества; обложение

завышенных доходов  по страхованию имущества; неприменение льгот, не

предусмотренных впрямую законом о подоходном налоге и правительственная новая

шкала, включая  единую ставку для доходов по неосновной работе, вкладам и

завышенной страховке - но уже не 20, а 15%.

На заседании  адвокат Макаров раскритиковал  абзац о единой ставке, т.к. при

желании никто  в стране не будет платить больше 15%. С.Дон от имени Яблока

заявил, что в  этом нет ничего плохого - многие легализуют свои капиталы и

доход бюджета  возрастет, только эту ставку надо поднять  до 20%, как оно и

было в исходном правительственном проекте. По предложению  Г.Бооса решили

восстановить льготу на покупку-продажу жилья, которую  правительство

предлагало отменить. Обсуждали еще нераспространение  обложения банковских

процентов на вклады советских времен. Саму сетку ввиду  очевидных разногласий

не обсуждали. Проект решили вынести на первое чтение, констатировав  при этом,

что фактически утвердили  только заголовок законопроекта, а  по содержимому к

единому мнению не пришли и оно будет определяться вторым чтением.

16 июля проект  был принят в первом чтении, а на следующий день представлен  ко

второму. 4 поправки, рекомендованных к принятию, были подписаны четверкой

А.Л.Головков, А.Д.Жуков, А.М.Макаров, Н.П.Данилова, 2 рекомендованных  к

отклонению - лично  Н.П.Даниловой. Поправки "четверки": необлагаемый минимум

по банковским процентам установить не по каждому  банку, а общий для всех - и

привязанная к  ней поправка об обязательном декларировании доходов физическими

лицами, имеющими доходы по вкладам более чем в  одном банке; изъять пункт о

снижении льготы по продаже имущества; оставить единый 15-процентный налог

только для вкладов  и страховки - но не для доходов  по неосновной работе. Дума

проголосовала за эти поправки 334 голосами. Поправки Даниловой - сохранить

действующую шкалу  и убрать абзац о единой ставке - подверглись критике

справа, как сводящие закон на нет, и были провалены, получив  соответственно

158 и 154 голоса. В  том числе поправка о сохранении  шкалы - КПРФ - 108, ЛДПР

2, НДР - 1, Яблоко - 0, Аграрии - 17, Народовластие - 22, Регионы - 1, вне

фракций - 7. После  этого закон в целом получил 206 голосов и не прошел, т.к.

не был поддержан  левым блоком. Предпринятая через 15 минут попытка вернуться

к его рассмотрению не удалась - 194 против 116.

По Регламенту закон в таких случаях заново готовится ко второму чтению, Если

бы осенью 1998 была уверенность в принятии до нового года второй части

Налогового кодекса, надобность в этом законе отпала бы.

После еще одной  неудачной попытки принять кодекс центристские фракции

согласились с  требованием коммунистов установить еще одну прогрессивную

строчку - 45%. В таком  виде закон был принят 14 марта 1999 Думой, одобрен

Советом Федерации  и подписан Президентом 31 марта 1999.

Ставки, установленные  Федеральным законом 65-фз от 31 марта 1999

    

С 1 января 1999 

руб/год        руб/мес    в фед.бюджет    в рег.бюджеты

до  30.000          2.500       3%                  9%

30.001- 60.000  2.500 - 5.000       3%         2.700 + 12% с  прев.

60.001- 90.000  5.000 - 7.500       3%         6.300 + 17% с  прев.

90.001-150.000  7.500 -12.500       3%        11.400 + 22% с прев.

150.001-300.000 12.500 -25.000       3%        24.600 + 32% с прев.

свыше 300.000   свыше 25.000       3%        72.600 + 42% с прев. *

Последняя строка (42%+3%) должна была быть введена в  действие с 1 января

2000. До этого  суммы свыше 300.000 облагаются по  формуле предпоследней

строки.

Ставки, установленные  Федеральным законом 207-фз от 25 ноября 1999

    

С 1 января 2000 

руб/год        руб/мес     ставка налога

до  50.000          4.167           12%

50.001-150.000  4.167 -12.500   6.000 + 20% с прев.

свыше 150.000   свыше 12.500  26.000 + 30% с прев.

    

     

СРАВНЕНИЯ 

Если пересчитать  месячный доход, соответствующий ставкам  налога, по курсу

доллара на момент введения ставок в действие, получается следующая картина:

Год   1990  1 9 9 1  1 9 9 2  1 9 9 3  1994 1995 1996 1998 1999 2000

Месяц  IV   I IV VII I   VII  IV  XII    I    I    I    I    I    I

Курс $ 15  20 35 40 200  150  750 1250 1500 4000 5000   6    20  25

Не обл.10  10  6  5                                           4 3.5

12%              25 12.5 111  111  200  278  208  200  280  125 167

13%    50  50 30

15%    60  60 35 50  25                                555  250

20%    75  70 40 75  50  222  222  400  555 1042  400  833  375 500

25%                                               600 1111  625

30%    90  80 45 ..  75  333 .... .... .... ....  800 1389      ...

35%                                              .... .... ....

40%   100 150 85    125 ....

50%   200 ... ..    175

60%   ...          ....

ЗАКОНЫ

Росийское законодательство о подоходном налоге, 1990-....:

Закон РСФСР "О  порядке применения на територии  РСФСР в 1991 году Закона СССР

"О подоходном  налоге с граждан СССР, иностранных  граждан и лиц без

гражданства" (392-I от 2 декабря 1990).

Изменен законом 1534-I от 3 июля 1991.

Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР "О введении на территории

РСФСР временного порядка взимания налогов с предприятий, объединений,

Информация о работе Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации