Роль налоговой политики в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотреть роль налоговой политики в рыночной экономике.
Задачи работы:
Рассмотреть сущность и значение налоговой политики;
Изучить эффективность реализации налоговой политики в России;
Изучить механизм функционирования налоговой политики;
Проанализировать основные итоги реализации налоговой политики за 2008- 2010 гг.;
Выявить проблемы реализации налоговой политики на современном этапе;
Рассмотреть перспективы развития налоговой политики в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………...……...……5
1.1 Сущность и значение налоговой политики……………………….…...5
Эффективность реализации налоговой политики в России….........…7
1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики…………………………………………………......…10
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………14
2.1 Механизм функционирования налоговой политики………………...14
2.2 Основные итоги реализации налоговой политики за 2008-2010 гг..18
2.3 Проблемы реализации налоговой политики на современном этапе.23
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...……..46
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

Доля налоговых сумм в  цене товаров составляет по подакцизным товарам от 60% до 95%, а по товарам, в цене которых нет акциза — 30-60% в зависимости от их видов и величины налоговых ставок. Необходимо принять меры по ограничению многократного обложения, о резком снижении ставок налогов при повторном налогообложении (если без него не обойтись), о более широком использовании нулевых налоговых ставок, как это делается в странах с развитой рыночной экономикой.

Естественно, что уменьшение доли налогов в цене повышает конкурентоспособность  товаров. Предприятие имеет возможность наряду со снижением цен увеличить долю чистой прибыли и, таким образом, активизировать инвестиционный процесс. Высокая доля налогов в ценах снижает действенность рыночных рычагов и влияние рыночных факторов на ценообразование (спрос и предложение). Она заставляет производителей изменять ассортимент товаров с целью уменьшения налоговых платежей.

Однако до сих  пор налоговая система не использует методы, обеспечивающие прилив капитала в наиболее прогрессивные сферы деятельности.

 

    1. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики

 

Нормативно-правовыми актами, определяющими основные направления  налоговой политики являются официально определенные внешние формы, в которых  содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.

Система источников нормативно-правовых актов  выглядит следующим образом:

1.Конституция  РФ, как непосредственно содержащие  налогово-правовые нормы, так  и имеющие большое значение  при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения. [7, с. 144]

2.Специальное  налоговое законодательство, которое   включает:

  а) федеральное  законодательство о налогах и  сборах,  включающее:

-         НК РФ

-         Иные федеральные законы о  налогах и сборах, к ним относятся:

Федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие  в настоящее время в части, на противоречащей НК и Федеральные  законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Наиболее важные положения об организации и осуществлении  налогообложении в России закреплены в Налоговом кодексе РФ. НК РФ состоит из двух частей - общей и  особенной.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 1998г. №147-ФЗ <О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации> часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999г. [1]

Вторая часть  НК РФ введена в действие Федеральным  законом от 5 августа 2000г. №118-ФЗ <О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах> с 1 января 2001г.

В первой части  НК РФ устанавливается система налогов  и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Вторая часть НК РФ посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов.

  б) региональное  законодательство  о налогах и  сборах:

-         Законы субъектов РФ

-         Иные нормативные правовые акты  о налогах и сборах, принятые  законодательными органами субъектов  РФ.

Региональное  законодательство о налогах и  сборах представляет собой законодательство субъектов РФ о налогах и сборах. Оно состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

   в) нормативные  правовые акты о налогах и  сборах, принятые представительными  органами местного самоуправления, которые принимаются представительными  органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

3.Общее налоговое  законодательство, включающее в  себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия  <законодательство о налогах  и сборах> и содержащие нормы  налогового права.

4.Подзоконные  нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:

• Акты органов  общей компетенции:

 А) Указы  Президента РФ, которые не должны  противоречить Конституции РФ  и налоговому законодательству  и имеют приоритетное значение  по отношению к другим подзаконным актам.

Б) Постановления  Правительства РФ - принимаются на основании и во исполнение нормативных  правовых актов, имеющих высшую по сравнению  с ними юридическую силу.

В) подзаконные  нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ - нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные ими, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. (п.1 ст.4 НК РФ)

Г)  подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления (аналогично пункту В)

•  Акты органов  специальной компетенции. К этой группе относятся ведомственные  подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам  органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Данные  нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органами специальной компетенции являются - Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

5. Нормы международного права и международные договора РФ.

В настоящее  время выделяют две группы международных  актов, являющихся источниками налогового права России:

•  Международные  акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения, признанные цивилизованными нациями. (Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961г, вступившая в силу в 1965г.) [8, с. 166]

•  Международные  межправительственные конвенции по вопросам налогообложения.(соглашения об устранении двойного налогообложения, а также соглашения, носящие индивидуальный характер и направленные на освобождение от уплаты налогов представительств и штаб-квартир конкретных международных организаций (ООН,ФИФА и т.д.) в странах пребывания и ряд других.

 

 

2. АНАЛИЗ  РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ  В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1 Механизм функционирования налоговой политики

 

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

Государство придает этому механизму  юридическую форму посредством налогового законодательства.

Во-первых, налоговый  механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. [9, с. 126]

Теоретическое определение специфики этих подсистем  подчиняется фундаментальным положениям экономической теории, ибо все они являются слагаемыми воспроизводственных отношений, развивающихся на фундаменте реального экономического базиса.

Однако, во-вторых, практика привносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т. е. в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.

Все названные  подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налоговой функции. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т. д.

Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий. Различия методов налогового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить, присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы. [9 с. 132]

Более того, все  три элемента налогового механизма  — области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношений. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов.

Поэтому так  важно при каждом практическом действий придерживаться буквы закона с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории — субъективное и объективное начала процесса налогообложения представляют собой единое целое. Иными словами, любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет  два противоположные начала: [10, с. 144]

- планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

- стихийно-рыночная  конкуренция, где свободно на  основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара и его сбытом.

Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования  рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма  зависит от того, насколько государство  учитывает внутреннюю сущность налогов  и их противоречивость. В налоговой  политике проявляется относительная  самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.

В плане изучения взаимодействия государства и налоговой  политики необходимо обозначить одну из характеристик государственной налоговой политики, которая была особенно сильна в советский период и в видоизмененном виде сохраняется и в настоящий момент - это этатизм.

Характерными  признаками этатизма являются: во-первых, приоритет интересов государства; во-вторых, приоритет обязанностей субъектов перед их правами; в-третьих, налоговый произвол государства. Налоговый произвол государства с неизбежностью следует из монополии государства на правовое регулирование отношений в области финансов. [11, с. 131]

Информация о работе Роль налоговой политики в рыночной экономике