Роль налоговой политики в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотреть роль налоговой политики в рыночной экономике.
Задачи работы:
Рассмотреть сущность и значение налоговой политики;
Изучить эффективность реализации налоговой политики в России;
Изучить механизм функционирования налоговой политики;
Проанализировать основные итоги реализации налоговой политики за 2008- 2010 гг.;
Выявить проблемы реализации налоговой политики на современном этапе;
Рассмотреть перспективы развития налоговой политики в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………...……...……5
1.1 Сущность и значение налоговой политики……………………….…...5
Эффективность реализации налоговой политики в России….........…7
1.3 Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой политики…………………………………………………......…10
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………14
2.1 Механизм функционирования налоговой политики………………...14
2.2 Основные итоги реализации налоговой политики за 2008-2010 гг..18
2.3 Проблемы реализации налоговой политики на современном этапе.23
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РФ…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………...……..46
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

Для достижения поставленной цели предлагается реализовать  набор мер по следующим основным направлениям:

1.1. Корректировка  тарифов страховых взносов на  обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

1.2. Амортизационная  политика.

1.3. Уточнение  порядка учета расходов на  научные исследования и (или)  опытно-конструкторские разработки.

1.4. Сокращение  перечня документов, необходимых  для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях.

1.5. Создание  благоприятных условий налогового  администрирования.

1.6. Освобождение  от налогообложения налогом на  имущество организаций энергоэффективного  оборудования сроком на 3 года  с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции. [7, с. 83]

1.7. Передача  полномочий по принятию решения  о предоставлении инвестиционного  налогового кредита по налогу  на прибыль организаций и налогу  на имущество организаций субъектам Российской Федерации.

1.8. Совершенствование  налогообложения организаций, осуществляющих  деятельность в социально-значимых  областях.

2. Налог на прибыль организаций

В части налога на прибыль организаций помимо уже  перечисленных выше изменений, направленных на поддержку инновационной активности, следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Должны быть  внесены изменения в Кодекс, направленные  на сокращение возможностей минимизации  налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В этой связи уже начиная с 2011 года будет установлен особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций. [7, с. 55]

2. В 2010 году  необходимо решить вопрос нормативного  регулирования отнесения процентов  по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.

В этих целях  предполагается внесение следующих  изменений.

Во-первых, необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные Кодексом. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения сопоставимого уровня процентной ставки для их использования при определении рыночного уровня отнесения процентов в отношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми.

Во-вторых, с  учетом внесения изменений в законодательство, направленных на противодействие минимизации  налогообложения посредством трансфертного ценообразования, следует изменить подходы к противодействию практики «недостаточной капитализации». Под практикой «недостаточной капитализации» понимается замещение финансирования дочерних организаций через участие в капитале, что подразумевает распределение получаемой прибыли с помощью облагаемых налогом дивидендов, финансированием при помощи предоставления заемных средств и последующем распределении прибыли через уплату относимых на расходы процентов. [7, с. 42]

В-третьих, следует  изменить показатели, на которых основан расчет предельного уровня процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль организаций (данный способ используется по выбору налогоплательщика). В настоящее время по долговым обязательствам, оформленным в рублях, в качестве такого показателя применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенная в 1,1 раза, а по обязательствам, оформленным в иностранной валюте, используется фиксированная ставка в размере 15% годовых.

В целях исправления  перечисленных недостатков предлагается изучить возможность использования  иных индикаторов для установления предельной величины отнесения процентов  по долговым обязательствам на расходы  по налогу на прибыль организаций. При этом уже в ближайшее время в качестве подобного индикатора для процентов по долговым обязательствам, оформленным в иностранной валюте, предлагается использовать ставку рефинансирования Банка России. [7 с. 44]

3. Гражданским  кодексом Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Вместе с  тем в практике хозяйственной  деятельности нередко встречаются  случаи, когда одна организация предоставляет  другой организации (не зависящей от нее) беспроцентные займы, векселя, кредиты и т.п. В связи с этим представляется необходимым установить порядок налогообложения экономической выгоды при совершении подобных операций.

4. С 2011 года  будет усовершенствован механизм  учета для целей налогообложения  расходов организаций на освоение  природных ресурсов.

В частности, в  настоящее время Кодексом установлен особый порядок признания расходов на освоение природных ресурсов, к  которым относятся расходы на поиск и оценку месторождений  полезных ископаемых. При этом расходы  на строительство и ликвидацию разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, относятся на расходы, связанные с расходами на освоение природных ресурсов, то есть уменьшают налоговую базу в текущем периоде, не формируя первоначальную стоимость объекта основных средств, которым является такая скважина.

Также предполагается внести в законодательство о налогах  и сборах иные изменения, направленные на уточнение порядков:

- признания  расходов, связанных с участием  в конкурсе, по результатам которого  не заключено лицензионное соглашение на пользование недрами;

- ведения налогового  учета расходов на освоение  природных ресурсов;

- отнесения  на расходы разовых платежей  за пользование недрами;

- налогообложения операций, связанных с получением и реализацией единиц сокращения выбросов в рамках Киотского протокола, а также освоением  проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов из источников или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в любом секторе экономики. [7, с. 46]

5. Начиная с 2011 года, должна быть введена в действие новая редакция положений Кодекса, направленных на уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Редакция, действующая в настоящее время, содержит определение объектов обслуживающих производств и хозяйств, не позволяющее однозначно определить виды деятельности, по которым на доходы (убытки) распространяется установленный этой статьей режим определения налоговой базы. Также требуют уточнения критерии признания убытков обслуживающих производств (хозяйств), установленные Кодексом.

6. Срок полезного  использования амортизируемого  имущества определяется налогоплательщиком  самостоятельно на дату ввода  в эксплуатацию с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

7. Согласно статье 286 Кодекса организации, у которых  за предыдущие четыре квартала  доходы от реализации, определяемые  в соответствии со статьей  249 Кодекса, не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. Данный размер не пересматривался с момента принятия нормы, то есть с 1 января 2002 года.

Учитывая изложенное, предлагается его повышение с 3 до 10 млн. руб. Это позволит снизить нагрузку для налогоплательщиков, прежде всего субъектов малого предпринимательства, за счет сохранения в их распоряжении денежных средств в результате переноса срока уплаты налога с ежемесячного на ежеквартальный. [7, с. 34]

3. Налог на добавленную стоимость

В рамках работы по улучшению инвестиционного климата  в Российской Федерации основные усилия в ближайшее время будут  направлены на урегулирование порядка  возмещения НДС с тем, чтобы контроль за правомерностью возмещения не создавал излишних препятствий для добросовестных налогоплательщиков, а также на создание стимулов для инновационной активности российских организаций. Вместе с тем необходимо внести изменения в Кодекс по следующим направлениям:

1. Как показывает практика, необходимо разрешить оформление счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов при предоставлении скидок.

2. Необходимо установить порядок восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету, по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости, в случае дальнейшего использования этих объектов для осуществления операций, не подлежащих налогообложению.

4. Акцизное налогообложение

В целях дополнительного  обеспечения поступления в бюджетную  систему Российской Федерации акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексом мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной продукции в Российской Федерации и производства этилового спирта, предлагается внести изменения в действующий порядок исчисления и уплаты акцизов на указанные подакцизные товары, что должно привести к повышению эффективности акцизного налогообложения алкогольной продукции, а также к снижению возможностей для уклонения от налогообложения. [7, с. 38]

Учитывая, что  Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрена индексация ставок акцизов на период 2010-2012 годы, предполагается уточнить размеры индексации на 2011 и 2012 годы и проиндексировать ставки акцизов на 2013 год с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную (при условии перехода к новой системе взимания акцизов), спиртосодержащую и табачную продукцию.

5. Введение налога на недвижимость 

В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» указывается на необходимость скорейшего создания условий для введения местного налога на недвижимость, прежде всего, завершение формирования кадастра объектов недвижимости.

В качестве мер, позволяющих обеспечить внедрение  налога на недвижимость, следует рассматривать:

- организацию  процесса формирования кадастра  объектов недвижимости  в соответствии  с Федеральным законом  от  24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

- установление общих принципов проведения кадастровой оценки объектов недвижимости, а также определение порядка утверждения результатов кадастровой оценки объектов недвижимости;

- разработка методик оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости,  обеспечивающих гибкий механизм оценки налоговой базы;

- определение размеров налоговых ставок и налоговых вычетов, применение которых при исчислении налога на недвижимое имущество не должно привести к увеличению налогового бремени для малообеспеченных граждан.

В целях введения налога на недвижимость необходимо завершить в 2010-2012 годы работы по: [7, с. 41]

- определению  методики проведения кадастровой  оценки объектов недвижимости  на основе анализа результатов  мероприятий по разработке и  тестированию системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации в четырех субъектах Российской Федерации (Республика Татарстан, Калужская область, Кемеровская область, Тверская область);

- определению порядка проведения работ по кадастровой (массовой) оценке недвижимости для целей налогообложения;

- формированию сведений об объектах капитального строительства для целей  кадастровой (массовой) оценки недвижимости;

- кадастровой (массовой) оценке недвижимости;

- определению объектов и субъектов налогообложения налогом на недвижимость;

- определению порядка предоставления сведений о ценах сделок на недвижимое имущество для целей кадастровой (массовой) оценки из Единого государственного  реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

6. Налогообложение имущества (в том числе земельных участков)

1. В настоящее  время законодательством о налогах  и сборах не урегулированы  вопросы, связанные с налогообложением  имущества (в том числе земельных  участков), переданного в паевой  инвестиционный фонд. Подобная ситуация  на практике привела к появлению инструмента легальной минимизации налогообложения имущества (а с использованием соглашений об избежании двойного налогообложения – и доходов от имущества) путем его передачи в паевой инвестиционный фонд.

Информация о работе Роль налоговой политики в рыночной экономике