Совершенствования налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему России и выделить наиболее актуальные пути ее совершенствования.

В данной работе поставлены некие задачи, а именно:

- рассмотреть сущность налогов;

- определить роль налогов в экономике страны;

- проследить историю возникновения налогов;

- определить направления совершенствования налоговой системы России;

- на примере предприятия проанализировать налогообложение.

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Введение

      В условиях  рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из  важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.

      Именно  налоговая система на  сегодняшний  день  оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования,

равно как и  острой критики.

      На  данный момент существует масса всевозможной литературы по

налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению.  Но, не смотря на то,  что налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего формирования, а основные меры по ее совершенствованию, направленные на ее упрощение, повышение собираемости налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки, были осуществлены в 2001-2005 годах, сегодня  очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению,  в которых можно было  бы  найти  грамотные, глубоко  продуманные,  просчитанные предложения по реформированию российской  налоговой  системы,  отвечающей  нашим российским реалиям.

      Цель  курсовой работы – проанализировать налоговую систему России и выделить наиболее актуальные пути ее совершенствования.

      В данной  работе поставлены некие задачи, а именно:

- рассмотреть  сущность налогов;

- определить  роль налогов в экономике страны;

-  проследить  историю возникновения налогов;

- определить  направления совершенствования  налоговой системы России;

-  на примере  предприятия проанализировать налогообложение.

      В написании работы использована самые  свежие данные из периодических изданий, таких как журнал «Налогосберегающие схемы» под редакцией Крыловой Ю.В., учебник «экономика» под редакцией Булатова А.С. и др.

     В первой главе рассматривается общая  теория вопроса, во второй – практическое рассмотрение ситуации на примере отдельного предприятия, в данном случае им является автокомпания «Автосити».

 

      

Глава 1. Теоретические  основы налоговой  системы 

    1.1 Понятие и сущность налогов 

     Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и  применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

     Система налогов - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других, приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

     Налоговый механизм - понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств  и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач.

     Наиболее  важную роль в налоговом механизме  имеет налоговое законодательство, а внутри него - механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система  льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

     Посредством изменения механизма налогообложения  можно придать налоговой системе  качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов.

     Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование  порождено необходимостью покрывать  общественные потребности. Данная способность  налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

          В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог - это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).

     Налоги  как экономическая категория  являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

     Налог как экономическая категория  выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.

     Субъективная  сторона налогов (их виды, уровень  ставок и т.п.) определяется внешней  средой, в которой функционируют  налоги. Особенно важное значение здесь  имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):

     «1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

     2. Под сбором понимается обязательный  взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого  является одним из условий  совершения в интересах плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий»

     Налоговые отношения структурно входят в систему  финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Это обязательность, безвозмездность, безэквивалентность.

     Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые  включают:

     1) объект налога - это имущество,  доход, товар, наследство, подлежащие обложению;

     2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое  лицо;

     3) источник налога - т.е. доход, из  которого выплачивается налог  (зарплата, прибыль, доход, дивиденды);

     4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

     5) налоговая льгота - полное или  частичное освобождение плательщика  от налога. 
 
 

1.2 Роль налогов экономике страны 

     Доходы  в бюджет поступают из трех источников: 1. Налоги, 2. Займы в форме государственных  облигаций, приносящих процент, 3. эмиссия бумажных денег. Среди этих источников наибольший удельный вес в странах с рыночной экономикой принадлежит налогам.

     Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют различные функции.

     В числе налоговых функций ученые называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.

     Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются необходимые общенациональные потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования - обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств. Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия. Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

     Макроэкономическая  (регулирующая) функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

     Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

     Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д.) Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.). Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

     Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики. Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

     Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

Информация о работе Совершенствования налоговой системы России