Совершенствования налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему России и выделить наиболее актуальные пути ее совершенствования.

В данной работе поставлены некие задачи, а именно:

- рассмотреть сущность налогов;

- определить роль налогов в экономике страны;

- проследить историю возникновения налогов;

- определить направления совершенствования налоговой системы России;

- на примере предприятия проанализировать налогообложение.

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

     Размер  налоговых ставок и сумма собранных  налогов связаны определенной зависимостью. Повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов. Повышение налоговых ставок сверх определенного уровня может подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений даже уменьшится. Зависимость налоговых поступлений от ставок налогов исследовал известный экономист Артур Лаффер и выразил эту зависимость в известной "кривой Лаффера". 
 

     

            Налоговые поступления

     Рис. 1.1 Кривая Лаффера           

     Примером  действия данной зависимости в российской практике может служить повышение в 1993 г. акцизного налога на водку до 90 %, в результате чего производство вино-водочных изделий сократилось на 80 %, а бюджет недополучил 1 трлн. руб. налогов. Таким образом, вместо увеличения налоговых поступлений получили их недобор. Или другой пример: по данным директора департамента налоговой полиции РФ более 40 % товарно-денежного оборота страны приходится на криминальные структуры, которые вообще не платят налогов. По мнению ряда экономистов, сумма неплатежей была бы значительно ниже при более умеренных налоговых ставках.

     Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: прогрессивный, пропорциональный или регрессивный налог.

     Пропорциональный  налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1 % в пенсионный фонд от любого заработка)

       Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог.  

     Регрессивный  налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже. Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложится на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, как правило, регрессивный характер. (Что же касается налогов с доходов, то никому, конечно, не может прийти мысль обложить низкие доходы более высокой налоговой ставкой).

        Налоги  бывают  двух  видов.  Первый  вид  -  налоги  на  доходы  и имущество:  подоходный налог и  налог  на  прибыль  корпораций  (фирм);   на социальное страхование и на  фонд  заработной  платы  и  рабочую  силу  (так называемые социальные налоги,   социальные взносы); поимущественные  налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю  и  другую  недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж  и  другие.  Они  взимаются  с конкретного  физического  или  юридического   лица,    их  называют  прямыми налогами.

        Второй вид - налоги на  товары  и  услуги:  налог с оборота большинстве  развитых  стран  заменен  налогом  на  добавленную   стоимость; акцизы  (налоги,   прямо  включаемые  в  цену  товара  или    услуги);    на наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами  и  другие.   Это косвенные  налоги.

      Они  частично   или   полностью  переносятся  на  цену  товара  или услуги. Прямые налоги трудно перенести  на  потребителя.   Из  них   легче всего дело обстоит с налогами на землю  и   на   другую недвижимость:  они включаются  в  арендную и квартирную  плату,   цену  сельскохозяйственной продукции.

      Косвенные  налоги   переносятся  на  конечного  потребителя    в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары и услуги,  облагаемые этими  налогами.  Чем  менее  эластичен спрос,  тем  большая  часть  налога перекладывается на потребителя.  Чем   менее   эластично  предложение,   тем меньшая  часть   налога   перекладывается   на   потребителя,    а   большая уплачивается  за   счет   прибыли.   В   долгосрочном   плане   эластичность предложения растет,  и на потребителя  перекладывается  все   большая  часть косвенных налогов.

      В  случае   высокой     эластичности     спроса     увеличение косвенных  налогов   может  привести  к  сокращению  потребления,    а   при

высокой  эластичности  предложения  -  к  сокращению   чистой  прибыли,  что вызовет сокращение капиталовложений или  перелив  капитала  в  другие  сферы деятельности.

     В зависимости от источников изъятия  существуют следующие виды налогов:

     1) подоходный налог с физических лиц (по доле в федеральном бюджете РФ — 10,8 %);

     2) налоги на прибыль предприятий (доля в бюджете—14,7%);

     3) налоги в фонд социального страхования и социального обеспечения (поступает во внебюджетные фонды);

     4) поимущественные налоги (доля — 9,6 %);

     5) налоги с продаж,   таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доля в бюджете — 25,8 %).

       Подробнее рассмотрим налог на прибыль предприятий. Крупнейшим источником доходов государства  остается  налог  на  прибыль предприятий и организаций. В нашей стране это прямой основной  налог.  Его платят все предприятия и организации, в том числе  и  бюджетные  учреждения, если они заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью.

      Объектом  обложения   является   валовая   прибыль,   уменьшенная   или увеличенная в соответствии с положениями Закона РФ “  О  налоге  на  прибыль предприятий  и  организаций”.  Валовая  прибыль  представляет  собой   суммы прибыли (убытка) от реализации продукции, основных фондов,  иного  имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,  уменьшаемых  на  сумму расходов по этим операциям. Прибыль  от  реализации  продукции  определяется как разница между выручкой без НДС и акцизов и затратами на  производство  и реализацию,   включенными   в   себестоимость   продукции  предприятия    и организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении  прибыли из  выручки  от  реализации  продукции  исключают  экспортные  тарифы.   При определении прибыли от реализации основных  фондов  или  другого   имущества учитывается превышение продажной  цены  над  первоначальной  или  остаточной стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.

           В состав доходов от внереализационных  операций  включаются:  доходы  от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи в  имущества  в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

           В 1995 г. внесены новые уточнения,  после  чего  законодательные   органы субъектов РФ не смогли устанавливать ставку налога на прибыль более  22%.  В РФ общая ставка налога составляет  в  настоящее  время  24% .  Более высокие ставки применяются к банкам, биржам. При налогообложении  существует большое    количество    льгот.    Льготируется    основная     деятельность государственных предприятий связи и образовательных учреждений.

           Ставка налога на прибыль уменьшается  в два раза,  если  на  предприятии инвалиды  и  пенсионеры  составляют  не  менее  70%.   Значительные   льготы предоставляются  малому  бизнесу.  При  введении  в  действие  закона   было предусмотрено в первые два года после  регистрации  освобождение  от  налога малых предприятий,  если  выручка  превышает  70%  общей  суммы  выручки  от реализации продукта.

           В  1996  г.  вступил  в   силу   закон   РФ   «Об   упрощенной   системе налогообложения,    учета    и    отчетности    для     субъектов     малого предпринимательства».   Применение   упрощений   системы   для   организаций предусматривает замену уплаты совокупности  федеральных,  республиканских  и местных  налогов  и  сборов  уплатой   единого   налога,   исчисляемого   по результатам  хозяйственной  деятельности.   Для   организаций,   применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок  уплаты  таможенных пошлин,  госпошлин,  налога  на   приобретение   автотранспортных   средств, лицензионных сборов, отчислений в  государственные  социальные  внебюджетные фонды.

           Для  индивидуальных  предпринимателей  упрощенная  система   предлагает замену  уплаты  подоходного   налога   на   доход   от   предпринимательской деятельности уплатой стоимости  патента  на  занятие  данной  деятельностью.

       Применить упрощенную систему имеют право  организации,  численность  которых не превышает 15 человек. Объектом обложения единым  налогом  устанавливаются совокупный доход или валовая выручка. 

Ставка  налога Срок уплаты Нормативный акт
Объект  налогообложения Ставка налога -25 число  месяца, следующего за истекшим  отчетным периодом, - 31 марта года, следующего за истекшим (организации), -30 апреля года, следующего за  истекшим (ИП) Глава 26.2. «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса
доходы 6%
Доходы  уменьшенные на величину расходов 15%
 

       Табл. 1.1 «УСН» 

         Под  действие  упрощенной  системы  не попадают   организации,   занятые   производством   подакцизной   продукции, организации, созданные на основе ликвидированных структурных подразделений действующих  предприятий.  Не  относятся  к  малому  бизнесу   кредитные   и страховые  организации,  инвестиционные  фонды,  профессиональные  участники рынка ценных бумаг.

      Перечень  федеральных налогов, взимаемых  с предприятий:

- налог на  прибыль,

- акцизы на  отдельные группы и виды товаров,

- налог на  добавленную стоимость,

- налог на  операции с ценными бумагами,

- подоходный  налог  с  физических  лиц,

- отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы,

- платежи за  использование природных ресурсов,

- налоги  в   дорожные фонды,

- гербовый сбор,

- государственная пошлина,

- таможенная  пошлина,

- сбор за  использование наименования “РФ”, “Россия” и образованных на  их   основе слов и словосочетаний,

- специальный  налог,

- транспортный  налог. 
 
 

     1.3 Возникновение налогов. История налогообложения в России 

           Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников. теории налогообложения А. Смит (1723 – 1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы. Ш. Монтескье (1689 – 1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует - столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.  
            По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в 7-6 вв. до н. э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов-государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.  
           В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело – добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов. Многие стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Проследим за развитием там налоговой системы. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, но порой вкладывая собственные средства. Это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Определение суммы налога (цена) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В 4 – 3 вв. до н. э, Римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой отменялись совсем. Необходимые средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно. Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (бЗ г. до н. э. – 14 г.н.э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были значительно уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов). Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась - налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота обычно по ставке 1( особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4( и налог на освобождение рабов по ставке 5( от их стоимости. В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5(. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Информация о работе Совершенствования налоговой системы России