Совершенствования налоговой системы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему России и выделить наиболее актуальные пути ее совершенствования.

В данной работе поставлены некие задачи, а именно:

- рассмотреть сущность налогов;

- определить роль налогов в экономике страны;

- проследить историю возникновения налогов;

- определить направления совершенствования налоговой системы России;

- на примере предприятия проанализировать налогообложение.

Работа содержит 1 файл

курсовая экономика.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

     Финансовая  система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения  древнерусских племен и земель в  связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси.

     Основной  формой поборов в княжескую казну  была Дань.

     После свержения татаро-монгольского ига  налоговая система кардинально  реформирована Иваном III (конец XV - начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо.

     В царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676) система налогообложения  России была упорядочена. Так, в 1655 г. был  создан специальный орган - Счетная  Палата.

     Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворечивости закону, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.

     Подушной  налог составлял половину всех бюджетных  доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных  верований и другие.

     В период правления Екатерины II (1729 - 1797) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался "по совести каждого".

     Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием  Косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны. Интересно это  время тем, что в 1810 году Государственный  совет России утверждает программу  финансовых преобразований, разработанную  М. М. Сперанским (1772 - 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

     Начало XIX в. - время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 - 1871) издает труд "Опыт теории налогов" - основательное  исследование государственного налогообложения. " Налоги, - писал Н. И. Тургенев, - суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства " (Тургенев Н. Опыт теории налогов. 3 - е изд. - М., 1937) . Требование "уничтожить налоги" он приравнивал к "уничтожению самого общества". В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: "Равномерное распределение налогов" - налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. "Определенность налога" - неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. "Собирание налогов в удобнейшее время" - уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. "Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход" - следует взимать больше "с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала". "Дешевое собирание налогов" - стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.

     Прошло  почти два века, а эти правила  являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.

     В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги.

     В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку - плате крестьян за пользование  Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные  новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.

     Приведенные примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев  населения в целях налогообложения  постоянно увеличивалась вопреки  обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.

     С 1917 года открыта новая страница в  экономических преобразованиях  России. Существует утверждение, что  после Октябрьской революции "закончилась  эпоха совершенствования налогообложения". По меньшей мере такое утверждение некорректно по той простой причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С. Е. Чуцкаеву. В этом же году издается работа В. И. Ленина "О замене продразверстки продналогом" . Другой вопрос, что эти документы Дали государству и какой ценой. Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно - поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых ж/д и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10 %, а затем 20 % от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2 .09.1930 г. "О налоговой реформе"; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы; в 1936 г. была преобразована система платежей госпредприятий и колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения. Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей - это эхо прошедшей войны. В 60-е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства. Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. В 1970 - е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году - к моменту развала СССР.

     Начало  налоговой системы Российской Федерации  как самостоятельного суверенного  государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: "Об основах налоговой системы в РФ"; "О налоге на прибыль"; "О налоге на добавленную стоимость"; "О подоходном налоге на физических лиц". Эти законодательные акты - фундамент налоговой системы России.  
 
 

1.4. Направления совершенствования налоговой системы   

      Налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего формирования, а основные меры по ее совершенствованию, направленные на ее упрощение, повышение собираемости налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки, были осуществлены в 2001-2005 годах.

         Совершенствование организационной структуры налоговой инспекции позволило реализовать один из основных концептуальных принципов проекта модернизации налоговых технологий и процедур — внедрения элементов системы “полного самоначисления”. Данная система предполагает, что плательщик сам определяет налогооблагаемую базу и рассчитывает налог, а контроль со стороны налоговых органов осуществляется за проведенными расчетами при его документальной проверке.

            Но сформировавшаяся в России налоговая система, несмотря на снижение номинального налогового бремени, пока что в недостаточной мере способствует экономическому росту.

 
  Конструирование и совершенствование налоговой системы, обеспечивающей, с одной стороны, рост промышленного производства, а с другой, решение социальных проблем является также предметом дебатов между представителями не только государственных, но и деловых кругов общества. 
          Л. П. Павлова, А.В. Ефремов в своей статье “Налоговая реформа и создание эффективной налоговой системы в России” называют основные требования к налоговой системе, которая, на их взгляд, могла бы решить следующие задачи: 
- способствовать росту производства, его эффективности; 
- стимулировать инвестиции, научно-технический прогресс; 
- увеличить долю прямых налогов по отношению к косвенным, которые по сути своей не могут способствовать действию механизма социального выравнивания; 
- быть простой и обозримой по количеству налогов и сборов. 
         И такой подход является наиболее правильным. 
         Кроме того, на всей территории России и на всех уровнях государственного управления должны быть установлены единые ставки налогов, но регионы и муниципалитеты при этом, могли бы иметь право на их снижение в определенных рамках с целью стимулирования приоритетных отраслей производств. 
Такая налоговая система, формирующаяся в ходе перестройки хозяйственной системы страны, позволила бы избежать развала бюджетного механизма и мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы для выполнения функций государства. 
        Вместе с тем, непрерывные изменения, вносимые в налоговое законодательство, вполне объяснимы при становлении налоговых отношений в условиях рынка, но они не могут продолжаться бесконечно.  
       По мере достижения финансовой стабилизации складываются необходимые предпосылки для завершающего этапа реформирования налоговой системы, что является одним из важнейших условий для кардинального улучшения экономической ситуации в стране. При реализации программы реформирования необходимо избежать дестабилизации экономики в целом и бюджетной системы - в частности, поэтому следует сохранить преемственность новой налоговой системы по отношению к действующей.  
        Противоположное мнение отдельных специалистов сводится к следующему. В настоящее время существует множество просчетов в налоговой системе, которые якобы являются причиной экономического спада. Поэтому, на их взгляд, следует отказаться от попыток модернизировать действующую систему, а пересмотреть сами принципы, на которых она организована, достигнув, таким образом, коренной смены законодательства.  
      Обе позиции, несмотря на их кардинальное расхождение, в основных моментах верны и представляют собой две различные позиции на один и тот же объект. В расхождении оценок налоговой системы нет противоречия, так как одновременное сочетание положительных и отрицательных свойств в ней признается и теми и другими, правда, в разных пропорциях.  
        Одним из основных недостатков современной российской фискальной системы является, на наш взгляд, чрезмерно высокие налоговые ставки, действующие в производственном секторе, которые, по образному выражению одного из авторов, являются “налоговым подавлением”. 
       Одной из важных проблем, несмотря на принятие Налогового кодекса, остается устранение разночтений, а также противоречий, которые имеются в законодательстве и позволяют неоднозначно толковать нормы и произвольно применять их — с одной стороны, и уклоняться от налоговых платежей — с другой.  
       Проблема совершенствования налоговой системы встала настолько остро, что российские экономисты провели опрос людей на улицах города.

По  вашему мнению, какие меры необходимо принимать для совершенствования налоговой системы России?
Вводить прогрессивный подоходный налог  со снижением или освобождением  от налога малообеспеченных граждан  и с повышением ставок для получателей  сверхвысоких доходов. 73 46%
Развивать систему налогового контроля и ужесточать санкции для нарушителей налогового законодательства. 24 15%
Уменьшать в инновационных сферах экономики  налоговую нагрузку на прибыль и  на добавленную стоимость, что сделает  российскую налоговую систему более  выгодной для развития и модернизации производства. 62 39%
Всего проголосовало: 159 100%

     Табл. 1.2 «Анкета»

     Таким образом, из анкеты видно, что большинство  опрошенных считают, что нужно вводить прогрессивный подоходный налог со снижением или освобождением от налога малообеспеченных граждан. А ужесточение санкций для неплательщиков – крайний метод.

           Конечно это лишь небольшой   круг  проблем,   касающихся  налогообложения  в  России,   будоражащих  нашу   налоговую   систему.

И пока не будет  выработано  авторитетной  целостной концепции

реформирования  налогообложения,   результаты  любых изысканий  в   этой  сфере  останутся не более чем точкой  зрения  отдельных коллективов и специалистов.

Информация о работе Совершенствования налоговой системы России