Способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать налогово-правовой институт обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• уточнить понятие, содержание и стадии исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;
• определить понятие обеспечения налоговой обязанности как деятельность, и как налогово-правовой институт;
• проанализировать сущность способов обеспечения налоговой обязанности, рассмотреть их классификации;
• исследовать особенности применения таких способов обеспечения налоговой обязанности как: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам, арест имущества;
• сформулировать предложения по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ............................................................................................................
2. ВИДЫ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ И ОСНОВАНИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.................................................................................................
2.1. Залог имущества…………………………………………………………..
2.2. Поручительство…………………………………………………………….
2.3. Пени…………………………………………………………………………
2.4. Приостановление операций по счетам налогоплательщика, налогового агента………………………………………………………………………
2.5. Арест имущества…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................

Работа содержит 1 файл

Курсовая налоговое право.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

В соответствии с новой редакцией  п.9 ст.76 НК РФ, налогоплательщику предоставлено право подачи в налоговый орган заявления об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога. Данному праву налогоплательщика корреспондирует обязанность налогового органа в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении о приостановлении операций по счетам.

В случае если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.

После получения от банка информации о  наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

На  основании п.10 ст.76 НК РФ банк освобождается от ответственности за те убытки, которые понес налогоплательщик-организация в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

В соответствие с изменениями, внесенными в комментируемую статью Законом  №137-ФЗ, положения, устанавливающие порядок приостановления операций по счетам в банках, распространяют свое действие на индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов, занимающихся частной практикой и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

В соответствии с п.12 при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

 

2.5. Арест имущества

 

На основании ст.77 НК РФ установлено  правило, в каких случаях производится арест имущества. Изменения, внесенные  в комментируемую статью, уточняют, что арест имущества является способом обеспечения решения о взыскании не только налогов, но также пеней и штрафов.

Арест имущества производится в том  случае, если налогоплательщик не исполняет  в установленные сроки обязанность по уплате налога, пеней или штрафа, и есть вероятность, что он может скрыться либо скрыть свое имущество.

Арест имущества в данном случае является обеспечением погашения налога, пеней  или штрафа. Сущность ареста является ограничение права собственности в отношении арестованного имущества, в первую очередь это ограничение по распоряжению имуществом. Таким образом, не может быть предметом ареста имущество, которым владеет организация на ином титуле.9

Согласно п.2 ст.77 НК РФ арест имущества  может быть полным или частичным.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации  в отношении его имущества, при  котором он не вправе распоряжаться  арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое  ограничение прав налогоплательщика-организации  в отношении его имущества, при  котором владение, пользование и  распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Приказом МНС РФ от 31 июля 2002 №БГ-3-29/404 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку наложения ареста на имущество  налогоплательщика в обеспечение  обязанности по уплате налога» утверждены Методические организации, которые разъясняют порядок наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в обеспечение обязанности по уплате (перечислению) налога, осуществляемого налоговыми органами с санкции прокурора в соответствии со ст.77 НК РФ.

Ст.77 НК РФ предусматривает арест  имущества в качестве способа  обеспечения исполнения решения  о взыскании налога. Указанный  арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора и  является временным ограничением права  собственности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в целях обеспечения налоговых обязательств.

П.4 говорит о том, что арест  может быть наложен на все имущество  налогоплательщика-организации. Но в  тоже время необходимо соблюдать  правило п.5, согласно которому, аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов.

Арест имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:

        1. неисполнение  налогоплательщиком (плательщиком  сборов) или налоговым агентом  в установленный срок обязанности  по уплате налога;

        2. достаточные  основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются в соответствии со ст.57 НК РФ.

Под основаниями, свидетельствующими о том, что налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент (должностные лица налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента-организации) предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество, рекомендуется понимать одно из следующих оснований:

  • наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента движимого имущества, в том числе ценных бумаг, денежные средства, от реализации которых достаточны для погашения более 25% суммы неуплаченного налога;
  • наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента дебиторской задолженности, возможной к взысканию, если налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;
  • размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в том числе отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50% балансовой стоимости имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;
  • получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел, ФСФО России и иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента-организации скрыться;
  • анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например: систематическое уклонение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента от явки в налоговый орган, организацией – налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом срочной распродажи имущества или переоформления имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика (плательщика сборов)  и налогового агента за его продукцию, аккумулирование средств налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента на счетах других юридических лиц;
  • иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста, в том числе:
    • неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом решения налогового органа, вынесенного по результатом налоговой проверки;

-    получение налоговым  органом сведений о фактах  сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлый налоговый периоды, по которым наступил срок уплаты налога;

-   получением налоговым органом  сведений о фактах неуплаты  косвенных налогов за прошлые  налоговые периоды или о фактах  необоснованного возмещения сумм косвенных налогов из бюджета;

-       несовпадение  местонахождения имущества организации  должника с его юридическим   адресом;

-    руководитель организации  должника выступает учредителем  нового юридического лица и  осуществляет передачу руководимого им юридического лица в качестве уставного капитала вновь создаваемой организации;

          -   юридическое лицо не представляет  в налоговые органы, обходимые  для расчета налогов документы  два и более отчетных периода  и при этом невозможно найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.

Наличие хотя бы одного из перечисленных  обстоятельств,  при неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом обязанности  по уплате налога в установленный срок является основанием для вынесения решения о наложении ареста на имущества, указанного налогоплательщиком (плательщика сборов) или налогового агента.

Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщиком (плательщика  сборов) или налогового агента должно содержать:

          а) ФИО  должностного лица и наименование  налогового органа, вынесшего постановление;

          б) дату  вынесения и номер постановления;

          в) наименование  и адрес налогоплательщика (плательщика  сборов) и налогового агента;

          г)   ссылку на закон, устанавливающий  порядок уплаты конкретных налогов;

 д) сумму недоимки по налогам  и иным обязательным платежам  в бюджет и государственные  внебюджетные фонды,  на которые  должно быть арестовано имущество;

        е) вид ареста (Полный или частичный);

       ж) перечень  имущества, подлежащего аресту;

        з) основания,  позволяющие полагать, что указанное  лицо предпримет меры, чтобы скрыться  либо скрыть свое имущество.

Постановление подписывается должностным  лицом и заверяется гербовой печатью налогового органа. 

При наложении частичного ареста постановление  должно содержать порядок распоряжения (налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом) арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

Несоблюдение установленного порядка  владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст.125 НК РФ и (или) иными федеральными законами.

Отчуждение (за исключением производимого  под контролем либо с разрешения налогового или таможенного  органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

Постановление должно предусматривать  предупреждение налогоплательщика (плательщика  сборов) или налогового агента об ответственности  за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

Решение о санкционировании принимает  орган прокуратуры.

При отказе и выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих  исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры.

В случае отказа в даче санкции  прокурором налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к  вышестоящему прокурору.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту либо его представителю под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества. В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте допускается составление нескольких протоколов об аресте.

В протоколе либо прилагаемой к  нему описи перечисления описывается  имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости.

В протоколе должно быть отражено предупреждение налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

Арест имущества производится с  участием понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые незаинтересованные в исходе дела физические лица.

Должностное лицо, производящее арест, обязано в устной форме разъяснить права и обязанности лицам, участвующим  в производстве ареста имущества  в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту (его представителю).

Протокол подписывается должностным  лицом, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол должностное лицо отражает данный факт в протоколе.

Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

Основанием для отмены решения  об аресте имущества является:

Информация о работе Способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов