Становление и развитие налогового консультирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение и анализ основных направлений и видов налогового консультирования.

Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:

определить понятие и сущность налогового консультирования;
рассмотреть мировой опыт налогового консультирования;
проанализировать становление налогового консультирования в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ………………………………………………….. 5
1.1. Понятие налогового консультирования ……………………………... 5
1.2. Требования к налоговому консультанту …………………………….. 10
2. МИРОВОЙ ОПЫТ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ……… 18
2.1. Модели налогового консультирования в развитых странах ……….. 18
2.2. Организация налогового консультирования в Германии ………... 19
3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ ……………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………… ………

Работа содержит 1 файл

налог консультир.DOC

— 181.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1.  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ………………………………………………….. 5
1.1. Понятие налогового консультирования ……………………………... 5
1.2. Требования к налоговому консультанту  …………………………….. 10
2.  МИРОВОЙ ОПЫТ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ……… 18
2.1. Модели налогового консультирования  в развитых странах ……….. 18
2.2. Организация   налогового консультирования  в  Германии  ………... 19
3.  СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ ……………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 35
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………  ……… 36

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Область налогового права является одной  из сложнейших областей законодательства. Прежде всего, это связано с динамичным развитием экономики и, как следствие, принятием огромного массива законодательных актов и документов, обязательных к исполнению.

      Несовершенство  налогового законодательства создает  значительные трудности, как для  российских, так и для иностранных  компаний, работающих на внутреннем рынке. Поэтому налоговое консультирование приобретает всё наибольшую актуальность.

      Налоговое консультирование – это вид консалтинга, осуществляемый в области налогообложения, а также строго индивидуальная услуга, оказываемая в форме поэтапного проекта с фиксированием промежуточных результатов.

      Налоговое консультирование позволяет сделать  налоговые платежи равномерными и рациональными, обеспечивающими  репутацию аккуратного налогоплательщика  при снижении общего уровня налоговых  платежей и помогает выбрать оптимальную модель налогообложения в зависимости от вида деятельности организации и привести в соответствие с этой моделью договорную базу, внутренние организационные документы, элементы учетной политики и систему внутреннего контроля. Все это возможно с помощью направлений и видов налогового консультирования, которыми пользуется налоговый консультант.

      Вышеизложенное  подчеркивает актуальность выбранной  темы курсовой работы.

      Цель  работы – изучение и анализ основных направлений и видов налогового консультирования.

      Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:

    • определить понятие и сущность налогового консультирования;
    • рассмотреть мировой опыт налогового консультирования;
    • проанализировать становление налогового консультирования в России.

      Объектом исследования являются управленческие услуги, в частности налоговое консультирование; предметом исследования – направления и виды налогового консультирования.

      Методологической  базой исследования в рамках системного подхода послужило применение субъектно-объектного, структурно-функционального, историко-логического, ретроспективного, компаративного методов исследования. 
 
 

 

1.  ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ 

1.1. Понятие налогового консультирования 

     Прежде  всего следует определить, что  представляет собой налоговое консультирование. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) позволяет отграничить это понятие от понятий «информирования и письменных разъяснений».

     В соответствии со ст.21 НК РФ налогоплательщики  имеют право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также затребовать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. Кроме того, налогоплательщики могут представлять свои интересы в налоговых правоотношениях как лично, так и через своих представителей1.

     На  первый взгляд, эти права представляют собой не что иное, как право  на налоговое консультирование, которое  должно осуществляться налоговыми органами. Однако анализ данного понятия позволяет  сделать вывод, что налоговое  консультирование нельзя приравнять ни к информированию, ни к получению разъяснений, а на налоговые органы не возложена обязанность консультирования.

     Представляется  необходимым провести границу между  теми действиями, которые налоговые  органы обязаны бесплатно совершать по закону, и теми услугами, которые консультационные пункты могут оказывать за плату, не дублируя при этом налоговые органы.

     Прежде  всего анализ норм НК РФ позволяет  сделать вывод о том, что налогоплательщику  предоставлено право на получение  от налоговых органов бесплатной информации по четко очерченному кругу вопросов, касающихся:

     а) действующих налогов и сборов;

     б) законодательства о налогах и  сборах (его состав определен ст.1 НК РФ) и иных актов, содержащих нормы  законодательства о налогах и  сборах;

     в) прав и обязанностей налогоплательщиков;

     г) полномочий налоговых органов и  их должностных лиц (пп.1 п.1 ст.21 НК РФ).

     Информирование  представляет собой, по сути, воспроизведение  налоговым органом той информации, которая содержится в законодательстве и которую налогоплательщик в принципе может получить самостоятельно. В настоящее время, учитывая сложность российской налоговой системы, законодательство предусматривает, что информацию, служащую своего рода путеводителем по «налоговому полю», можно получить в налоговом органе. Вместе с тем следует отметить, что право на получение информации не выходит за рамки определенных в данной статье вопросов2.

     Но  особое внимание нужно обратить на то, что нормы ст.32 НК РФ об обязанностях налоговых органов, которые должны были бы корреспондировать со ст.21 НК РФ о правах налогоплательщиков, сформулированы несколько иначе. Здесь предусмотрена лишь обязанность налоговых органов бесплатно информировать о действующих налогах и сборах. Все остальные обязанности, возлагаемые этим пунктом НК РФ на налоговые органы, относятся к понятию «разъяснения».

     Что же обязаны разъяснять налогоплательщику  налоговые органы? В соответствии с п.1 ст.32 НК РФ они должны «проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, разъяснять порядок заполнения форм установленной отчетности, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов». А каковы же права налогоплательщиков? Согласно п.1 ст.21 НК РФ они вправе «получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах».

     Сравнительный анализ этих положений позволяет  сделать вывод о том, что содержание разъяснений определяется ст.32 НК РФ, а одна из возможных форм разъяснений (письменная) - ст.21 НК РФ. Кроме того, указание о «бесплатности» может быть отнесено только к информированию3.

     Содержание  разъяснений, предусмотренное ст.32 НК РФ, также нуждается в детальном разборе.

     Что подразумевается под «разъяснением  по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных  правовых актов»? Ответ на этот вопрос станет ясен, если мы выясним значение понятия «применение законодательства».

     В теории права под применением  права понимают такую форму реализации права, которая осуществляется от имени  государства его органами или  должностными лицами. Субъект применения права - это всегда государственный орган; гражданин или негосударственная организация применять право не могут, они соблюдают, используют или исполняют его. Таким образом, применение права - это вид государственной деятельности, который может иметь только властный характер. Еще одна отличительная особенность правоприменения - осуществление его в рамках строго установленной процедуры, а значит, в определенном порядке, в определенной последовательности, с вынесением решения в определенной форме.

     Отсюда  следует, что разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах - это разъяснения по вопросам реализации прав и обязанностей в области налогов и сборов теми государственными органами, которые в соответствии с НК РФ являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе налоговыми органами. Следовательно, при разъяснении даже по конкретной ситуации, предложенной налогоплательщиком, налоговые органы вправе ограничиться указанием на те действия, которые налоговые органы должны или могут произвести, с правовым обоснованием этих действий. Данная норма НК РФ не обязывает налоговые органы консультировать налогоплательщиков, давать им рекомендации и советы на тему «как мне поступить в такой-то ситуации?».

     Похожая ситуация сложилась и с разъяснениями о порядке исчисления и уплаты налогов. Эта норма налогового законодательства тесно связана с требованием установления в нормативных актах обязательных элементов налогообложения, в числе которых порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (а также сбора). Поскольку налог не может считаться установленным до тех пор, пока в законе не определены эти элементы, то разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов так или иначе становятся разъяснениями о применении законодательства о налогах и сборах, а значит, к ним применимо все вышесказанное4.

     Но  у разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов есть еще один аспект. Согласно п.2 ст.4 НК РФ приказы, инструкции, методические рекомендации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Не являясь таковыми, эти нормативные документы являются разъяснениями о порядке исчисления и уплаты налогов, имеющими письменную форму. Тем самым такие акты соответствуют как ст.21, так и ст.32 НК РФ в части содержания и формы разъяснений.

     Исходя  из норм НК РФ можно сделать вывод, что налоговое консультирование - это предоставление разъяснений и советов по конкретным интересующим налогоплательщика вопросам. Консультирование затрагивает как текущие ситуации уплаты налогов и отношений с налоговыми органами, так и прогнозирование, анализ и вывод, «советы на будущее». Это содержательная сторона.

     Что же касается организации этой работы, консультирование должно, скорее всего, представлять собой вид предпринимательской  деятельности, которой налоговые  органы не обязаны (и не вправе) заниматься, но которую иные субъекты могут осуществлять. А если так, то потребуется нормативное правовое регулирование этой деятельности, установление «правил игры».

     Понятия «налоговое консультирование» в  законодательстве нет, нет пока и закона о налоговом консультировании. Это самая большая сложность для установления требований к налоговому консультированию и условий его осуществления. Именно поэтому МНС России создает ведомственную систему налогового консультирования, не распространяя вводимые требования на независимых налоговых консультантов.

     Налоговая область специфична, она требует  профессионализма, дилетантство здесь  принесет много вреда и налогоплательщикам, и государству. Значит, планка требований к консультантам должна быть поднята достаточно высоко. Хорошим примером могут послужить аудиторы. Необходимо приложить массу усилий, чтобы стать аудитором: пройти обучение, сдать экзамен, приобрести определенный опыт. Это естественно. Финансово - бухгалтерская сфера слишком много значит, чтобы ею занимались «случайные» люди, да и статус аудитора, весомость его заключений могут быть полноценными лишь при условии полного доверия к его знаниям.

1.2. Требования к налоговому  консультанту 

     Для того чтобы фигура налогового консультанта не была номинальной, имела вес и авторитет, следует с самого начала сделать так, чтобы этой профессией занимались квалифицированные и ответственные люди. Этого можно добиться лишь путем предъявления к налоговым консультантам ряда требований и применения определенных процедур, через которые должен пройти кандидат.

Информация о работе Становление и развитие налогового консультирования в России