Становление и развитие налогового консультирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение и анализ основных направлений и видов налогового консультирования.

Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:

определить понятие и сущность налогового консультирования;
рассмотреть мировой опыт налогового консультирования;
проанализировать становление налогового консультирования в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ………………………………………………….. 5
1.1. Понятие налогового консультирования ……………………………... 5
1.2. Требования к налоговому консультанту …………………………….. 10
2. МИРОВОЙ ОПЫТ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ……… 18
2.1. Модели налогового консультирования в развитых странах ……….. 18
2.2. Организация налогового консультирования в Германии ………... 19
3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ ……………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………… ………

Работа содержит 1 файл

налог консультир.DOC

— 181.00 Кб (Скачать)

     При всем многообразии моделей в мировой  практике можно выделить два варианта регулирования сферы налогового консультирования: регулирование на государственном уровне, регулирование на уровне саморегулируемой профессиональной организацией.

     Государственное регулирование регламентирует сферу  налогового консультирования законодательными актами, едиными стандартами, устанавливает меру ответственности налогового консультанта. Саморегулирумые организации имеют опубликованные правила и стандарты профессиональной деятельности, обязательные для всех членов организации. 

2.2. Организация   налогового консультирования в  Германии 

     В Германии профессия налогового консультанта имеет давние традиции. Более 90 лет  назад, в 1919 г. в немецкой газете «Франкфуртер Цайтунг» была опубликована статья под  названием «Налоговой адвокат». Чуть позже тем же автором, Францем  Финдейзеном, который считается основоположником науки о налогообложения предприятия в Германии, была написана статья о необходимости обучении студентов-экономистов тонкостям налогообложения. Обобщая выдвинутые автором в этих публикациях тезисы, можно убедиться в актуальности затронутых уже в них вопросов:

  1. Налоговое право постоянно усложняется и выдвигает серьезные требования к налогоплательщикам, которые должны разбираться в законодательстве.
  2. Рядовой налогоплательщик нуждается в индивидуальной помощи в своих налоговых делах со стороны лиц, профессионально занимающихся налоговым консультированием.
  3. Такое консультирование совмещает в себе не только пассивную помощь в виде оказании услуг при выполнении налоговых обязанностей, но и активный консалтинг с целью минимизации налоговой нагрузки в рамках законодательства.
  4. Налоговые консультанты должны получить основательное теоретическое образование в высших учебных заведениях. При этом чисто юридических знаний недостаточно для оказания консультационных услуг в области налогов. Налоговому консультанту потребуется в первую очередь экономическое образование.
  5. Проблемами налогообложения предприятия (предпринимателя) должна заниматься отдельная отрасль экономических наук.

     Сегодня налоговое консультирование в Германии регулируется профильным законом «О налоговом консультировании» - ему скоро исполнится 50 лет. В прошлом году вступила в силу восьмая поправка к этому закону. К концу 2009 г. насчитывалось более 76 тыс. физических лиц, аккредитованных налоговыми консультантами, и почти 8 тыс. зарегистрированных юридических лиц, объектом деятельности которых является налоговое консультирование10.

     Такое большое число специалистов предполагает соответствующий спрос со стороны  налогоплательщиков на услуги налоговых  консультантов. Но это только одна сторона медали. С другой стороны и у государства должен быть определенный интерес к деятельности этой профессий, раз он регулирует её специальным законом, хотя официальным поводом для принятия этого закона в свое время служил лишь общественный интерес по защите потребителя от последствий плохого консультирования в области налогов.

     Исходя  из этих соображений, можно задавать вопрос о частной (для налогоплательщика) и общественной (государственной) пользе налогового консультирования.

     Есть  один важный момент, который при этом должен учитываться – это насыщенность процесса налогообложения конфликтным потенциалом между налоговой администрацией и налогоплательщиками. Эти конфликты вызываются, в конечном счете, объективными противоречиями между фискальными интересами государства, нуждающегося в средствах для выполнения своих общих функций, и личными интересами налогоплательщиков, пытающихся максимизировать денежный результат своей деятельности, где налоговая нагрузка образует немаловажную составляющую, противодействующую этому стремлению.

     Однако  необходимо иметь в виду здесь  и важную роль субъективного фактора. Так, первоначально авторами правовых норм для налогообложения являлись, как правило, представители финансово-налоговой  администрации, разрабатывающие соответствующие законопроекты, а работники налоговых органов в своей ежедневной профессиональной деятельности руководствуются этими налоговыми законами (нормами). Для налогоплательщиков же решение вопросов, связанных с уплатой налогов, - лишь одна из составляющих в совокупности их дел и забот11.

     Действительность  такова, что налоговая законность для многих – книга с семью  печатями и язык юриспруденции не каждому понятен. Бывают случаи, когда  даже специалистам трудно разобраться  в той или иной налоговой ситуации и налоговой норме. На этой почве из-за неправильного понимания, недопонимания и недолжного применения правовых норм возникают разные налоговые конфликты, причем как по вине налогоплательщиков, так и по вине налоговой администрации. Особенно остро это ощущается после изменений в нормативной базе налогообложения, например, в результате проведенной налоговой реформы, когда налогоплательщик обязан учитывать в своих решениях все изменения с момента их вступления их в силу, когда проверяющему налоговому органу в действительности на это отведено, по крайней мере, срок до конца первого налогового периода.

     В связи с этим налоговому консультанту отведена роль поправочного фактора в условиях явной неэквивалентности в подготовленности участников налоговых отношений.

     В общем случае можно было бы сказать: вряд ли найдется какая-нибудь страна, где государство, взимая налоги, смогло бы вполне избегнуть конфликтных  ситуаций между сторонами налоговых  отношений. Здесь следует отметить следующее: при одинаковости общей  сути проблемы налоговых конфликтов в различных странах существенно различаются пути и способы их предотвращения (профилактики) и преодоления, законные основания и общественно-правовая культура их решения, а также процедуры их рассмотрения. В Германии центральное место в разрешении налоговых конфликтов отведено налоговым консультантам12.

     Рассмотрим, в чем конкретно заключаются  роль и задачи налоговых консультантов  в Германии и в чем может  заключаться польза от такого рода деятельности:

     Во-первых, потребителями услуг налоговых консультантов в первую очередь являются представители малого и среднего предпринимательства в лице частных предпринимателей и коммерческих организаций. На втором месте среди клиентуры стоят частные лица (наемные работники, арендодатели, вкладчики, пенсионеры, наследники и др.) и некоммерческие организации, имеющие некоммерческие доходы, подлежащие налогообложению.

     Во-вторых, налоговые консультанты предлагают своим клиентам (налогоплательщикам) на договорной основе услуги, которые помогают им своевременно и качественно выполнить свои налоговые обязанности. Касательно малого и среднего бизнеса налоговые консультанты в Германии обычно ведут для своих клиентов бухучет и составляют финансовую и налоговую отчетность, ведут расчет заработной платы, что им, как правило, экономически выгоднее, чем держать штатного бухгалтера или налогового менеджера. В конце концов, налоговый консультант несет ответственность за проделанную работу, может быть призван к возмещению нанесенного клиенту ущерба при обязательном страховании от такового. Выгода для налогоплательщика здесь очевидна.

     Однако  в этой системе есть выгода и для  налоговых органов и других ведомственных  организаций. Опыт показывает, что качественное налоговое консультирование, несомненно, способствует повышению эффективности взимания налогов и социальных отчислений, а также, делопроизводства в налоговых органах и при социальных фондах. Регулярно (ежегодно) общим постановлением налоговая администрация поощряет использование налогоплательщиками услуг налоговых консультантов, отодвигая срок подачи годовых налоговых деклараций на 4–7 месяцев.

     В связи с этим следует отметить, что в Германии, за исключением  сельского хозяйства, нет упрощенного  режима налогообложения, как например, на Украине или в России. Можно  предположить, что благодаря именно налаженной системе налогового консультирования нет необходимости во введении подобного режима с целью уменьшения у субъектов малого предпринимательства нагрузки, связанной с администрированием налогов.

     В конце концов, нельзя пренебречь и психологической составляющей, состоящей в том, что налоговыми консультантами по роду своей деятельности косвенно проводится «внешний контроль» качества работы налоговых органов.

     В-третьих, клиенты, как правило, обращаются к налоговому консультанту не только для должной подготовки необходимой документации к предоставлению в налоговые органы. Они связывают с работой налоговых консультантов и свою уверенность в том, что последние, наиболее полно учитывая обстоятельства и специфику клиентских дел, своим активным предусмотрительным консультативным воздействием «предупреждают» их как от переплаты, так и от недоплаты налогов. Важное место относительно клиентов, ведущих коммерческую деятельность, занимает налоговое планирование с целью минимизации налоговой нагрузки в дозволенных законом пределах или её оптимизации в контексте других хозяйственных целей. Опыт показывает, что спрос на такие услуги резко возрастает в условиях грядущей налоговой реформы, когда часто ставится вопрос о целесообразности принятия каково-то решения либо еще до вступления в силу новых правовых норм, либо после того. Личная польза для налогоплательщика от такой консультации очевидна. Относительно общественной (государственной) пользы от подобной деятельности могут возникать сомнения. Они встречаются зачастую со стороны представителей налоговых органов и в отдельных случаях со стороны науки.

     Задача  налогового консультирования состоит  в том, чтобы с учетом конкретных правовых и экономических условий  просветить клиента в отношении  налогообложения при нахождении оптимальных решений для проведения его хозяйственной деятельности. Квалифицированный консультант указывает на имеющиеся налоговые льготы и целесообразность их использования, рассчитывает для клиента возможные альтернативы действия с точки зрения общеэкономической выгодности или благоразумности с учетом конечной налоговой нагрузки. Результатом такого консультирования может быть и оберегание клиента от непродуманных шагов, так как преследование целевой функции минимизации налоговых платежей как таковой без учета сопровождающих ею косвенных факторов в целом может привезти к ущербу. Здесь следует упомянуть об общеизвестной истине, что чисто математическое решение однофакторной целевой функции минимизации налоговой нагрузки может привезти к абсурдному выводу о необходимости прекращения налогоплательщиком всякой хозяйственной деятельности.

     Законодатель, вводя разные налоговые льготы, обычно хочет стимулировать налогоплательщиков на определенные действия для достижения неких общегосударственных целей. Наглядным примером могут служить предоставленные в «новых» землях Восточной Германии в 90-ые гг. налоговые льготы с целью с привлечения капиталовложений в эти районы. Государственная польза налогового консультирования в этом направлении также очевидна.

     В Германии существуют общепризнанные принципы налогообложения, отраженные в Конституции. Один из них – справедливость взимания налогов. Качественное налоговое планирование, несомненно, способствует осуществлению  этого общественного принципа.

     Выявление «недоработок» в нормативно-правовой базе налогообложения в результате налогового планирования, несмотря на возможную первичную выгоду на стороне  налогоплательщика, в конечном итоге, приводит к их исправлению. Таким  образом, налоговое консультирование, порой, даже вопреки собственному желанию способствует повышению качества работы законодателя.

     В-четвертых, налоговых консультантов в Германии принято считать неотъемлемой составной частью системы правосудия в области налогового права. Консультанты обязаны на основе отведенных им полномочий, придерживаясь общепризнанных норм профессиональной этики, представлять, защищать и оспаривать законные интересы и права своих клиентов перед налоговыми органами и правосудием. Значительное место здесь занимает досудебная процедура рассмотрения налоговых споров, что позволяет удерживать затраты клиентов на правовую защиту в неких разумных пределах. Специфика налогового права и его переплетение с экономкой и отчетностью укрепили позиции налоговых консультантов в этой области права.

     Правовая  защита своих сограждан – один из высших принципов демократического общества. Налоговые консультанты, вне всякого сомнения, играют здесь  общественно важную роль.

     В-пятых, налоговые консультанты как специалисты в области налогообложения в состоянии общаться с представителями налоговых органов на «одном языке». Тем самым налоговые консультанты призваны и способны выступить в качестве посредника между налогоплательщиком и налоговым органом, как в объективном, так и в субъективном плане, не игнорируя при этом своих вышеуказанных функций. В международном аспекте роль налогового консультанта именно в качестве посредника между налоговыми органами и налогоплательщиками была положительно оценена экспертизой Форума по налоговому администрированию при ОЭСР в январе 2008 г.  Разногласие и проблемы между налоговым органом и налогоплательщиками, еще не дошедшие до налогового спора, могут решаться на деловом уровне, отодвигая эмоциональные аспекты конфликта на задний план. Ответы на вопросы и запросы, сформулированные должностными лицами в адрес налогоплательщика, как правило, последними воспринимаются с трудом. При участии налогового консультанта для налогового органа часто отпадает необходимость изложить налогоплательщику суть того или иного нормативного положения. Отношения между финансово-налоговыми органами и налоговыми консультантами в Германии в общем плане отличаются ещё и тем, что стороны придерживаются принципа взаимоуважения и взаимного понимания отведенных ими ролей в системе налогообложения13.

Информация о работе Становление и развитие налогового консультирования в России