Становление и развитие налогового консультирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение и анализ основных направлений и видов налогового консультирования.

Поставленная цель исследования достигается решением следующих задач:

определить понятие и сущность налогового консультирования;
рассмотреть мировой опыт налогового консультирования;
проанализировать становление налогового консультирования в России

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ………………………………………………….. 5
1.1. Понятие налогового консультирования ……………………………... 5
1.2. Требования к налоговому консультанту …………………………….. 10
2. МИРОВОЙ ОПЫТ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ……… 18
2.1. Модели налогового консультирования в развитых странах ……….. 18
2.2. Организация налогового консультирования в Германии ………... 19
3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ ……………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………… ………

Работа содержит 1 файл

налог консультир.DOC

— 181.00 Кб (Скачать)

     Такая работа принесет пользу как для налогоплательщика, так и для государства. По поводу государственной или общественной пользы налогового консультирования следует  указать на уже упомянутое повышение  эффективности работы налоговых  органов и на просветительскую работу налоговых консультантов среди налогоплательщиков в области налогов.

     В-шестых, наряду с услугами, непосредственно связанными с налогообложением, налоговые консультанты Германии предлагают и другие, неурегулированные законом «О налоговом консультировании» работы консалтингового характера. Опираясь на базу данных, ими же разработанную по итогам отчетности, налоговые консультанты могут поддержать клиента в решении повседневных проблем в управлении своим предприятием. Сюда входят вопросы, связанные с экономическим анализом, калькуляцией расходов, подготовкой проектно-сметной документации, ценообразованием, краткосрочным и стратегическим планированием, подготовкой документов для заявки на получении банковских кредитов или неналоговых государственных дотаций и т.д. Налоговые консультанты благодаря своему исключительному положению по отношению к предпринимателю могут первыми заметить перекосы в финансовом положении и предложить контрмеры, которые смогут уберечь клиента от банкротства по причине управленческих ошибок, а это в свою очередь содействует выполнению общегосударственной задачи сохранения рабочих мест. Это еще один яркий пример совмещения частной и общественной пользы деятельности налоговых консультантов.

     В целом деятельность налоговых консультантов нужна и полезна как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Профиль профессии налогового консультанта выдвигает большие требования к уровню образования и знаниям её представителей. Особое место в подготовке таких специалистов и в научной проработке теоретических вопросов, связанных с налоговым консультированием, отведено высшим учебным заведениям экономической направленности. Несмотря на различия в способах организации, уровне развития и регулирования сферы налогового консультирования опыт Германии можно успешно применять и в других странах, включая Россию и Украину.

 

3.  СТАНОВЛЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ  В РОССИИ

 

     В России становление налогового консультирования происходи вместе с формированием  налоговой системы. В связи с этим первые консультанты появились среди работников налоговой службы Развитие налогового законодательства, постоянное увеличение количества нормативных документов, регулирующих налогообложение, отсутствие традиций уплаты налогов, вернее наличие традиции уклонения от налогов предопределило появление потребности в услугах налогового консультанта. Уклонение от уплаты налогов происходит как по причине незнания законов, низкой налоговой дисциплины, так и в результате использования пробелов в законодательстве, которых становится все меньше14.

     Введение  в действие Налогового Кодекса РФ заставило задуматься над необходимостью профессиональной подготовки специалистов по налоговому консультированию. Приказом МНС РФ от 25 августа 1999 года № АП-3-15/ 278 была создана комиссия по налоговому консультированию с целью координации работы в области подготовки и аттестации налоговых консультантов, аккредитации налоговых консультационных пунктов и уполномоченных учебных центров.

     В настоящее время рынок консалтинговых услуг по налогообложению динамично формируется. Вместе с тем, его формирование затруднено из-за отсутствия четких правовых документов в этой сфере. По существу Россия повторяет модели налогового консультирования, существовавшие в мировой практике в 60-х годах.

     Сфера налогообложения специфична. Она требует осторожности при выборе консультанта. Всегда есть риск, что полученные разъяснения не оправдают желаний, тем более что работающие на этом рынке консультанты занимаются в основном минимизацией налогов и часто в своей работе прибегают к методам и способам ухода от налогообложения, не неся никакой ответственности за последствия своих советов.

     Практика  показывает, что сферы налогового консультирования следует разделить  на два сегмента: внешний и внутренний.

     Внешний консультант- это специализированная консалтинговая фирма или частный предприниматель, имеющий специальную подготовку и аттестат налогового консультанта. Цель их деятельности: комплексное консультирование клиента по вопросам оптимизации платежей по налогам и сборам. Защита интересов клиента во всех инстанциях. Внутренний консультант – это специалист по налогообложению в штатном составе организации. Цель его деятельности: создание и поддержание в актуальном состоянии системы управления налогами и сборами, как элемент комплексной системы управления. И так, цели деятельности внешних и внутренних консультантов взаимоувязаны и дополняют друг друга. Внешний налоговый консультант не сможет уберечь организацию от налоговых рисков, которые сопровождают любое решение, принимаемое руководством фирмы, если в ней отсутствует налоговая политика как составная часть финансовой политики. С другой стороны внутренний налоговый консультант не всегда сможет разобраться в тонкостях налогового законодательства в определенной узкой сфере налогов15.

     Особенности налогового консультирования в России связаны с недостатками налогового планирования и контроля на российских предприятиях. Налоговый учет на предприятиях находится в стадии формирования, а налоговое планирование еще  не стало элементом финансового планирования. На большинстве предприятий управление налогами сводится к разработке без системных схем ухода от налогов.

     Анализ  практики работы российских предприятий  позволяет выявить основные недостатки, вызывающие трудности в процессе налогового консультирования:

  • несоответствие структур управления предприятием целям стратегического развития;
  • отсутствие или низкое качество информационного менеджмента;
  • несоблюдение основных принципов организации бухгалтерского учета и как следствие отсутствие системы управления налоговыми и другими платежами16.
 

 Ведь в процессе налогового консультирования консультант  должен найти ответы на следующие  вопросы:

  • Каковы налоговые последствия тех или иных решений?
  • Не существует ли налоговая оптимизация сама по себе, без успешной рыночной стратегии?
  • Существует ли прямая связь между потребностями бизнеса и конкретными методами сокращения налогов, используемых предприятием, не становятся ли такие сокращения самоцелью?
  • Сможет ли предприятие отстоять свою позицию при необходимости в суде?

     Таким образом, налоговый консультант  должен организовать свою работу с  учетом указанных особенностей.

     Формирование  налоговой политики организации  осуществляется на основе концепции  налогового планирования и контроля, целью которого является оптимизация налогов и сборов. Концепция складывается под действием двух точек зрения.

     Через функции налогообложения проявляется  двойственность налогов и сборов:

  • фискальная направленность, т.е. налоги и сборы есть принудительные сборы с налогоплательщиков в денежной форме с целью формирования централизованных фондов государства;
  • регулирующая роль налогов и сборов, заключающаяся в формировании правил и норм, направляющих деятельность предприятия путем достижения согласования интересов участников хозяйственной деятельности государства.
 

 Точка зрения налогоплательщиков складывается под воздействием основной цели хозяйствующего субъекта – получение максимального финансового результата.

     Налогоплательщик  направляет свои действия на минимизацию  налогов и сборов с учетом стратегии развития бизнеса.

     Под влиянием этих точек зрения формируются  отношения между государством и  налогоплательщиками, которые строятся с учетом регулирующей роли государства, исходя и доктрины «борьба государства  за собираемость налогов» при этом взаимоотношения строятся через налоговое законодательство:

  • при установлении видов налогов, т.е определение объекта и базы для исчисления налоговых платежей;
  • при установлении льгот по приоритетным сферам бизнеса;
  • при установлении ставок налоговых платежей по регионам, т.е. при делении налоговых платежей, в которых предусматривается основные направления формирования бюджетов разных уровней;
  • при определении политики государства, направленной на оптимизацию налогового бремени.
 

 Налогоплательщики строят свою политику по налогам и сборам с учетом следующих положений:

  • надо платить налоги в соответствии с действующим законодательством;
  • надо платить минимум налогов и сборов, а для этого постоянно анализировать состояние бизнеса не только с позиции потребности изменения потенциала организации, но и с позиции налоговых последствий и оптимизации налогового бремени;
  • надо платить налоги точно в установленный срок, что требует управления денежными потоками17.
 

 Налоги не должны руководить всей деятельностью организации. Необходимо принимать взвешенных решений с учетом оптимизации налогового бремени не в ущерб стратегии бизнеса.

     Следует отметить, что для качественного  консультирования налоговый консультант  должен использовать специальные приемы и технологии, которые отрабатываются и рекомендуются методическим советом Палаты налоговых консультантов. В настоящее время Палата работает над стандартами налогового консультирования. Планируется их принятие в 2005 году.

     Для качественного выполнения своих  функций налоговый консультант должен обладать высоким уровнем профессионализма и постоянно поддерживать этот уровень.

     Мировой опыт показывает, что это возможно только путем создания непрерывного обучения и профессионального общения  в рамках создания саморегулируемой организации. Такая организация в России создана под эгидой Палаты налоговых консультантов России. В Кирове работает филиал Палаты, который совместно с Вятским государственным университетом организует обучение, аттестацию и повышение квалификации налоговых консультантов. В то же время нельзя не отметит слабую активность предприятий нашего города в подготовке и аттестации своих специалистов в области налогового планирования и контроля. Не проявляют интерес к этой сфере и консалтинговые фирмы.  
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Проведенный в данном исследовании анализ позволил сформулировать следующие теоретические и практические выводы.

      Налоговое консультирование (консультирование по налогам и сборам) – это вид  профессиональной деятельности по оказанию консультаций, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

      Содержание  услуг по налоговому консультированию весьма многообразно. Это консультационное сопровождение налоговых споров; разработка схем минимизации налогообложения; частные ответы на отдельные вопросы налогообложения; разработка учетной политики организаций в целях налогообложения; оценка налоговых последствий заключенных договоров; налоговый аудит.

     Налоговое консультирование стало актуальным для нашей страны, а значит, появляются и будут появляться налоговые  консультанты.

     Действующим и будущим налоговым консультантам  для защиты и представления их прав и интересов, для обеспечения  дальнейшего развития своей сферы деятельности необходима сильная профессиональная организация.

     Государство заинтересовано в качественном, добросовестном, обоснованном консультировании, в связи  с чем МНС России дано право  создавать консультационные структуры. В целях обеспечения надлежащего консультирования МНС России для таких структур вводит систему аттестационных требований.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
  1. Гражданский кодекс РФ (части первая [30 ноября 1994 г.] и вторая [26 января 1996г.]:  офиц.  текст в ред.  последних изменений // Консультант Плюс  [Электронный ресурс] : СПС.– Электрон, дан. и прогр. – М., 2005.
  2. Налоговый кодекс РФ (части первая [31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. федерального закона от 29.06.04г. № 58-ФЗ, Федерального закона от 17.05.07г. № 84-ФЗ)]  :   офиц.   текст   в   ред.   последних   изменений   //   Консультант   Плюс [Электронный ресурс] : СПС.– Электрон, дан. и прогр. – М., 2005.
  3. http://blawg.ru/  Юридический Блог о налогах, предпринимательстве и профессии юриста
  4. http://finauditservice.ru/ – сайт компании «Финаудитсервес»
  5. http://www.akdi.ru/ – Агентство экономико-правовых консультаций и деловой информации – «АКДИ Экономика и жизнь»
  6. http://www.gazeta-unp.ru/ – Еженедельная профессиональная газета «Учет. Налоги. Право»
  7. http://www.lexgroup.ru/ – сайт консалтинговой группы «Лекс»
  8. http://www.nfp-praktik.ru/ – сайт компании «НПФ – практик»
  9. http://www.raexpert.ru/  Рейтинговое агентство «Эксперт»
  10. http://www.taxconsult.ru/ – информация о налоговом консультировании
  11. http://www.taxman.ru/ – сайт компании «Кузьминых, Евсеев & Партнеры (KE&P)»
  12. Агапова Т. А. Макроэкономика [Текст]: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. -  М.: ДИС,  2006. – 390 с.
  13. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. [Текст] / Е. Ф. Борисов  – М.: ЮРИСТЬ.,2006. – 482 с.
  14. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. [Текст] / Ф. Я. Горфинкель, В. А. Швандар  - М.: Банки и биржи, 2006.  – 511 с.
  15. Зудина, Л.В. Новая профессия – налоговый консультант [Текст] : интервью с Д. Г Черником, президентом Палаты налоговых консультантов, президентом ЗАО «МЦФЭР-консалтинг», д.э.н. / Л. В. Зудина // Консультант. – 2003. – № 10. – С. 11 – 14. 
    Кирина, Л.С. Основные направления и виды налогового консультирования [Текст] / Л.С. Кирина // Предпринимательство. – 2006. – № 6.
  16. Ильин С. С. Экономика. Справочник студента. [Текст] / С. С. Ильин, Т. И. Васильевна - М.: АСТ, 2007. – 209 с.
  17. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. [Текст] /  В. Я. Иохин  – М.: Экономика, 2006. – 328 с.
  18. Каширина М.В. Налоги и налогообложение. [Текст] /  М. В. Каширина – М.: МГЭИ, 2006. – 198 с.
  19. Липатова, И.В. Налоговое планирование [Текст] : принципы, методы, правовые вопросы / И.В. Липатова // Финансы.  2006.  № 7. – С. 28 – 32.
  20. Налоги. [Текст]:  учебное пособие /под ред. Д.П. Черника.– М.: Финансы и статистика, 2006. – 656 с.
  21. Николаева И. П. Экономическая теория [Текст] / И. П. Николаева – М.: Проспект, 2005. – 436 с.
  22. Новопашина, Е.А. К вопросу о содержании финансового анализа в налоговом консультировании [Текст] / Е.А. Новопашина // Налоги. Инвестиции. Капитал. – 2006. – № 4 – 6.
  23. Петрова Г.В. Налоговое право [Текст]: учебник для вузов / Г. В. Петрова – М.: НОРМА, 2005. – 271 с.
  24. Сажина М. А. Экономическая теория [Текст] /   М. А. Сажина - М.: Инфра-М, 2007. – 628 с.

Информация о работе Становление и развитие налогового консультирования в России