Структура налоговых органов и проблема их модернизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение становления и развития налоговых органов РФ, а также их структуры и проблем ее модернизации.
Задачами данной работы является: выявить предпосылки возникновения системы налоговых органов в России; изучить формирование и развитие налоговой службы в Российской Федерации; рассмотреть современную структуру налоговых органов РФ и их функции; выявить перспективы развития налоговых органов Российской Федерации и направления их модернизации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2

1. Теоретические и исторические аспекты становления налоговых органов России…….4

1.1 Объективная необходимость возникновения системы налоговых органов в России...4

1.2 Формирование и развитие налоговой службы в Российской Федерации……………...9

2. Характеристика современной системы налоговых органов России……………………13

2.1. Структура налоговых органов РФ……………………………………………………….13

2.2. Функции структурных подразделений ФНС РФ……………………………………….14

3. Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации и проблемы их модернизации…………………………………………………………………………………..17

3.1 Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации…………………..17

3.2. Перспективные направления модернизации структуры налоговых органов РФ……21

Заключение……………………………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 57.53 Кб (Скачать)

    Структура ФНС включает в себя:

  • Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам (Центральный, Приволжский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный и Уральский);
  • Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД));
  • Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (МИ ФНС России по КН):
  • МИ ФНС России по КН № 1 (администрирует нефтедобывающие предприятия)
  • МИ ФНС России по КН № 2 (администрирует газодобывающие предприятия)
  • МИ ФНС России по КН № 3 (администрирует плательщиков акцизов)
  • МИ ФНС России по КН № 4 (администрирует энергетические предприятия)
  • МИ ФНС России по КН № 5 (администрирует металлургические предприятия)
  • МИ ФНС России по КН № 6 (администрирует транспортные предприятия)
  • МИ ФНС России по КН № 7 (администрирует телекоммуникационные предприятия)
  • МИ ФНС России по КН № 8 (администрирует машиностроительные предприятия)
  • МИ ФНС России по КН № 9 (администрирует банки)
  • МИ ФНС России по КН № 10 (администрирует предприятия ВПК)

В настоящее  время МИ ФНС России по КН № 8 и  № 10 объединены в одну МИ ФНС России по КН № 8 (машиностроение и ВПК)

  • Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (82 управления)
  • Территориальные инспекции ФНС.

     Особенностью  реформирования структуры налоговых  органов является создание межрегиональных (на федеральном уровне) и межрайонных (на уровне субъектов РФ) инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости  от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные  и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика  и его отраслевой принадлежности. В соответствии с Целевой федеральной программой развития налоговых органов созданы межрегиональные, межрайонные отраслевые и специализированные инспекции, это усиливает контроль в целом ряде отраслей экономики, особенно в таких сферах деятельности, которые являются в части налоговых поступлений бюджетообразующими. На федеральном уровне сегодня создаются межрегиональные инспекции (МРИ) двух видов: специализированные по отраслям экономики и специализированные по федеральным округам. По своему статусу МРИ занимают промежуточное положение между ФНС РФ и территориальными Управлениями ФНС России. Они выполняют достаточно широкие управленческие функции и контролируют деятельность нижестоящих налоговых органов. В деятельности МРИ присутствуют элементы работы территориальных налоговых инспекций: мониторинг и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимодействие с конкретными налогоплательщиками, в т.ч. проведение налоговых проверок по вопросам, отнесенным к их ведению. В таких инспекциях также ставятся на учет налогоплательщики-организации, которые принадлежат к определенной отрасли и относятся к числу крупнейших.

     2.2. Функции структурных подразделений ФНС РФ

     На  межрегиональные инспекции по федеральным  округам возложены следующие  функции:

     а) контроль за соблюдением налогового законодательства РФ на территории соответствующего федерального округа;

     б) контроль за Управлениями по субъектам  РФ, расположенными в федеральном  округе, в т.ч. за выполнение ими заданий  по мобилизации налоговых платежей в бюджет и взысканию недоимок;

     в) проведение налоговых проверок крупнейших по федеральному округу налогоплательщиков. Основная деятельность ФНС связана с обеспечением полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджетную систему России. Проверяя правильность исчисления налогов и сборов, полноту и своевременность внесения их в бюджет, должностные лица налоговых органов в каждом конкретном случае контролируют соблюдение плательщиками — юридическими и физическими лицами законодательства о налогах и сборах.

     В рамках основной деятельности ФНС, в  частности, осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а также иных обязательных платежей; полнотой учета денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

     Особо следует сказать о полномочиях  руководителя ФНС России. Он несет  персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных  на ФНС. В частности, он представляет министру финансов РФ прогнозные показатели деятельности ФНС, отчет об их исполнении, предложения по формированию проекта  федерального бюджета в части  финансового обеспечения деятельности ФНС, а также издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции  ФНС России.

     Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый  орган является самостоятельным  юридическим лицом и в тоже время находится в иерархической  вертикальной подчиненности, входит в  единую централизованную систему. Вертикальная подотчетность обуславливает порядок  обмена информацией, порядок взаимодействия в осуществлении налогового администрирования (рисунок 2).

       

       

       

     Таким образом, единая централизованная система  налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов  и сборов, и его территориальных  органов.

     ФНС России активно взаимодействует  с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, представительными  органами муниципальных образований, государственными внебюджетными фондами. Цель такого взаимодействия — повысить налоговую дисциплину в сфере  экономики и обеспечить своевременное  поступление налоговых платежей в государственный бюджет и во внебюджетные фонды.

     Как показывает практика, наиболее распространенными  формами сотрудничества ФНС России с государственными структурами  являются:

     — обмен информацией;

     — совместное осуществление проводимых мероприятий;

     — анализ вопросов налогообложения и  выработка общих подходов к их разрешению;

     — создание межведомственных комиссий и  рабочих групп из представителей ведомств, заинтересованных в разработке и решении тех или иных задач;

     — проведение совместных коллегий, совещаний  и т. д.

     Таким образом, Федеральная налоговая  служба осуществляет деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы. Иными словами, в ее структуру  входят собственно ФНС России (центральный  аппарат) и территориальные органы. К последним относятся управления по субъектам РФ, межрегиональные  инспекции, инспекции по районам, районам  в городах, городам без районного  деления, а также инспекции межрайонного уровня.

     Служба  и ее территориальные органы образуют единую централизованную систему налоговых  органов. Единство этой системы обусловлено  общностью задач и функций, которые  осуществляют налоговые органы, а  также достижением общей цели, которой является обеспечение законности в налоговой сфере. 

     3. Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации и проблемы их модернизации

     3.1 Перспективы развития  налоговых органов  Российской Федерации

     Сегодня налоговые органы представляют собой  разветвленную, четко отлаженную систему. Но достигнутые результаты процесса становления и развития налоговых  органов пока еще не совершенны. До тех пор, пока будет существовать уклонение от налогов, будет и  необходимость дальнейшего развития и реформирования системы налоговых  органов с целью повышения  эффективности их работы.

     Таким образом, в ФНС РФ, управлениях  и инспекциях должна постоянно вестись  работа по совершенствованию налогового администрирования. Проводимые мероприятия  должны быть направлены на усиление качества контрольной работы, улучшения стандартов обслуживания налогоплательщиков, создание здоровой финансово-экономической  системы и улучшение предпринимательского климата в России.

     Существует  еще много проблем в функционировании налоговых органов. Выделим некоторые  из них.

     Существующая  система отбора налогоплательщиков для выездных и углубленных камеральных  проверок не позволяет в полной мере автоматизировать процесс отбора кандидатов для проверки, использовать информацию от внешних источников, а также  определять круг налогоплательщиков, попадающих в зону риска, т.е. потенциальных  нарушителей налогового законодательства. Поэтому, по мнению многих ученых, всем российским инспекциям необходимо ориентироваться на опыт УФНС по г.Москве, где была разработана Концепция единой автоматизированной системы отбора налогоплательщиков.

     Данная  система позволяет решить несколько  важных задач. Во-первых, обеспечить простоту применения автоматизированных средств  обработки информации. Во-вторых, минимизировать влияние человеческого фактора  при осуществлении мероприятий  налогового контроля. Эта система  также позволит выполнить требования законодательства о налогах и  сборах и правовых актов ФНС РФ в части соблюдения сроков соблюдения камеральных и выездных налоговых  проверок, а также периодичности  их проведения. С ее помощью можно  будет также выявлять наиболее вероятные  зоны риска (нарушения налогового законодательства) и определять уровни налогового контроля.

     Необходимо тщательно строить графики выездных налоговых проверок, чтобы реализовать принципиально новый подход к их планированию, который предполагает соблюдение определенных принципов реагирования на возможные правонарушения путем анализа всей имеющейся информации о конкретном налогоплательщике. Особо нужно отметить серьезную аналитическую составляющую, поскольку именно на основе анализа можно будет определять круг налогоплательщиков, подлежащих выездному контролю в первоочередном порядке. То есть речь идет о вдумчивом подходе к выбору объектов проверки. Подразумевается также, что решения о проведении проверок должны будут приниматься централизованно, а действия проверяющих — скоординированы в управлениях и инспекциях различных субъектов РФ.

     В функционировании налогового органа встречается  множество и других проблем, одной  из которых является прием налоговой  отчетности по каналам связи или  на машинных носителях. Такой метод  принятия налоговой отчетности отчасти  поможет решить проблему достоверности  данных, но, как показывает практика, и в электронном виде можно  получить налоговую декларацию, составленную с грубейшими ошибками.

     Инспекции России призывают налогоплательщиков представлять отчетность в электронном  виде. В качестве стимулов для перехода на бесконтактный метод подачи деклараций называются удобство сдачи отчетности, снижение риска технических ошибок, а также возможность получения  дополнительных электронных услуг. Однако не секрет, что налогоплательщики  по-прежнему больше доверяют бумаге. Условием для создания такой системы является наличие инфраструктуры с четко обозначенной нормативно-правовой базой и программой контроля за соблюдением налогового законодательства, а при необходимости - возможностью использования принудительных мер. При этом важно при разработке новой технологии налоговой работы необходимо обратить внимание на то, чтобы налоговая работа основывалась на принципе добровольного соблюдения налогоплательщиками своих налоговых обязательств.

     Также значительной остается проблема неуплаты налогов. Для ее решения необходимо обеспечить более высокую вероятность  обнаружения фактов уклонения. Это  может быть достигнуто за счет следующих  рекомендаций. ФНС РФ в целях противодействия  неуплате налогов необходимо:

     1) вести тщательную работу по  анализу существующих схем ухода  от уплаты налогов, используя  для этого информацию от внешних  источников (МВД РФ, ГИБДД, таможни,  банки и т.д.);

     2) привлекать к контрольной работе  банки: сформировать единую базу  данных по счетам, открываемым  в банках, с целью оперативного  выставления налоговыми органами  инкассовых поручений должникам;

     3) повышение качественных характеристик  контрольной работы: для этого  необходимо продолжить автоматизацию  камерального контроля, делая акцент  на косвенных индикаторах налоговой  базы;

     4) создать списки легальных и  нелегальных схем увода прибыли  от налогообложения и доказать  судам, что неплательщики используют  эти схемы умышленно;

Информация о работе Структура налоговых органов и проблема их модернизации