Структура налоговых органов и проблема их модернизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение становления и развития налоговых органов РФ, а также их структуры и проблем ее модернизации.
Задачами данной работы является: выявить предпосылки возникновения системы налоговых органов в России; изучить формирование и развитие налоговой службы в Российской Федерации; рассмотреть современную структуру налоговых органов РФ и их функции; выявить перспективы развития налоговых органов Российской Федерации и направления их модернизации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...2

1. Теоретические и исторические аспекты становления налоговых органов России…….4

1.1 Объективная необходимость возникновения системы налоговых органов в России...4

1.2 Формирование и развитие налоговой службы в Российской Федерации……………...9

2. Характеристика современной системы налоговых органов России……………………13

2.1. Структура налоговых органов РФ……………………………………………………….13

2.2. Функции структурных подразделений ФНС РФ……………………………………….14

3. Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации и проблемы их модернизации…………………………………………………………………………………..17

3.1 Перспективы развития налоговых органов Российской Федерации…………………..17

3.2. Перспективные направления модернизации структуры налоговых органов РФ……21

Заключение……………………………………………………………………………………..24

Список использованной литературы…………………………………………………………26

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 57.53 Кб (Скачать)

     5) формировать базу данных по  налогоплательщикам группы повышенного  риска и делать акцент в  контрольной работе именно на  таких плательщиках и др.

     В настоящее время проводится реформирование структуры и функций налоговых  органов с целью повышения  эффективности результатов их работы. Поэтому особого внимания заслуживает  определение наиболее действенных  форм и методов налогового контроля, значительно повышающих объем налоговых  поступлений в бюджетную систему  России.

     Основной  формой налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют  наиболее полно проследить за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы налогового контроля используются в качестве вспомогательных  методов выявления налоговых  правонарушений или могут применяться  для сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки. Налоговый контроль усиливается сегодня за счет увеличения числа углубленных камеральных налоговых проверок и повышения их результативности. Приоритетность камерального налогового контроля обусловлена возможностью выявления налогоплательщиков группы повышенного риска совершения налоговых правонарушений на основе анализа внутренней и внешней информации о налогоплательщике, а также планирования выездных проверок с использованием необходимых программных средств. При этом обеспечивается возможность максимального охвата плательщиков налоговым контролем с одновременной экономией трудовых, временных и финансовых ресурсов налоговой инспекции.

     Еще один важный момент – в перспективе  необходимо уйти от практики проверок по отдельным налогам. Комплексные  проверки, когда в поле зрения проверяющих  попадают все налоги сразу, гораздо  эффективнее.

     За  счет автоматизации процедур камеральной  проверки налоговые органы смогут обеспечить рост общего объема доначислений по результатам  проверок на 50 – 70 %, а также обеспечить максимально точное определение  направлений поиска возможных налоговых  нарушений плательщика и временных  периодов их совершения для использования  фактов в качестве опорной (отправочной) информации при проведении выездной налоговой проверки.

     Итак, налоговым органам следует увеличить  практику использования автоматизированной камеральной проверки, т.к. это, во-первых, позволяет выявить большую часть  грубых нарушений налогоплательщика, влекущих начисление пени, во-вторых, дисциплинирует налогоплательщика, в-третьих, повышается результативность выездных проверок, проводимых по рекомендациям камеральных  отделов инспекций, т.к. позволяет  выявить те направления выездной проверки, которые могут быть наиболее эффективными с точки зрения возможных  нарушений налогового законодательства.

     Следующая задача для налоговых инспекций  – перспективное совершенствование  процедуры выездных налоговых проверок. Большого внимания требует внедрение  в практику налоговых органов  автоматизированных систем сопровождения  выездных налоговых проверок. Позитивный опыт такой работы имеется в отдельных  регионах РФ - используемая в этих регионах программа позволяет на основе данных налоговой отчётности и учётных  регистров организации выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений, и, следовательно, концентрировать  внимание проверяющих на соответствующих  направлениях проведения проверки.

     Итак, для совершенствования и развития налоговых органов очевидными в  ближайшей перспективе являются следующие мероприятия:

     1) Совершенствование налогового администрирования таким образом, чтобы способствовать увеличению числа налогоплательщиков, исполняющих обязанности перед государством согласно закону, и соответственно снижению числа тех, кто исполняет свои обязанности по уплате налогов не своевременно или вовсе стремится от них уйти. Речь не идет о какой-то единовременной акции или кампании. В данном направлении ИФНС должна работать планомерно, должен быть разработан комплекс специальных мер. Но особый акцент должен быть сделан на улучшение качества контрольной работы налоговых органов и установление партнерских взаимоотношений с налогоплательщиками.

     2) развитие механизма досудебного урегулирования налоговых споров. С одной стороны, процедуры досудебного урегулирования споров позволяют более тщательно рассматривать возражения налогоплательщиков, с другой — помогают им избежать дополнительных расходов на судебное разбирательство.

     3) необходимо привлекать как можно большее число налогоплательщиков к переходу на электронное представление отчетности. Весь комплекс работ по подключению налогоплательщиков к системе сдачи отчетности в электронном виде выполняют специализированные операторы связи, сертифицированные ФНС России. Они обеспечивают гарантированную соответствующими лицензиями защищенность передаваемых налогоплательщиками сведений, составляющих коммерческую и налоговую тайну и т.д.

     3.2. Перспективные направления  модернизации структуры  налоговых органов  РФ

     Реалии  сегодняшнего дня требуют совершенствования  технологий, процедур и условий налогового администрирования. Этому мешает, во-первых, значительное количество операций, которые  выполняются вручную. Во-вторых, устаревшая архитектура системы электронной  обработки данных (ЭОД), что не позволяет  оперативно обрабатывать сведения, поступающие  в налоговые органы, и обеспечивать качественную работу инспекций на местах. А в-третьих, значительный объем  обрабатываемых документов на бумажном носителе. То есть ФНС России по-прежнему остается структурой, предпочитающей работать с документами на бумаге и лично контактировать с налогоплательщиками. Кроме того, необходима оптимизация  численности территориальных налоговых  органов и центрального аппарата. В то же время для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения  его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков нужно развивать  автоматизированные процессы администрирования  и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.

     Модернизация, которую планирует ФНС РФ, включает пять основных составляющих. Во-первых, максимальное разделение информационной системы на два блока функций: автоматической обработки информации (налоговый автомат) и интерактивной работы пользователей.

     Функции налогового автомата будут реализованы  в федеральном ЦОД и должны включать формирование начислений и  платежей, расчет пеней и подготовку документов для направления налогоплательщику. Кроме того, в ЦОД будут перенесены функции оперативного перевода данных от внешних источников (Федеральное  казначейство, Центральный банк, Сбербанк, Росреестр, ЗАГС, ФМС России и др.). Конечная цель — переход полностью  на электронный документооборот  и с внешними источниками, и с  налогоплательщиками. Законодательная  основа для этого имеется —  уже упоминавшийся принятый и  вступивший в силу Закон № 229-ФЗ.

     В итоге в территориальных инспекциях останутся только функции работы с заявителями и контрольная  работа.

     Во-вторых, создание централизованной системы  ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ, включая  единую базу данных сведений о налогоплательщиках. На базе этой системы должен быть построен сервис автоматической выдачи сведений из указанных реестров по запросам государственных органов и органов  местного самоуправления в электронном  виде. Внедрение данной системы начнется уже в будущем году.

     В-третьих, глобальная перестройка сервиса  «Личный кабинет», который должен стать местом доступа налогоплательщиков (как физических, так и юридических  лиц) к информации, содержащейся в  Интернет-ресурсах ФНС России, а  также к сервисам по взаимодействию налогоплательщиков и налоговых  органов бесконтактным способом. Эти сервисы будут включать проведение регистрации, перерегистрации, сверки расчетов, запросов документов, осуществление  зачетов и возвратов налогов. Планируется, что в отношении организаций данные сервисы начнут работать с середины 2011 года.

     В-четвертых, формирование единой системы мониторинга  и управления деятельностью налоговой  службы, включая контроль соблюдения процедур и сроков, формирование сигнальной информации об организационно-технологическом  состоянии налогового органа, блок поддержки принятия управленческих решений.

     В-пятых, модернизация инфраструктуры ФНС России.

     Для реализации всех намеченных мероприятий  нужно провести модернизацию телекоммуникационной системы путем перевода всех точек  подключения в единый сегмент  и переход на работу с единым провайдером, а также перестроить систему  ЦОД с учетом возложения на них  дополнительных функций. В результате комплексной модернизации ФНС России должен получиться четко работающий, прозрачный современный механизм, основанный на максимальной автоматизации, что позволит вывести налоговое администрирование на качественно новый уровень. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Федеральная налоговая служба находится в  ведении Минфина России, который  координирует и контролирует ее деятельность. В свою очередь Служба является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  налогах и сборах. В рамках своих  полномочий ФНС России контролирует правильность исчисления, полноту и  своевременность внесения в соответствующий  бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей.

     Первым  шагом по созданию налоговой системы  современной России явилось принятие Закона РФ № 2118-1 «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» и ряда законов по конкретным налогам, вступившим в действие с 1 января 1992г.

     Первоначальная  структура налоговых органов  РФ представляла собой единую независимую  централизованную систему органов  Государственной налоговой службы РФ, состоящую из центрального республиканского (Российской Федерации) органа государственного управления и государственных налоговых  инспекций по республикам в составе  РФ, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов  районного подчинения) и районам  в городах.

     В целях совершенствования структуры  федеральных органов государственной  власти:

  • ГНС РФ 23 декабря 1998г. преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам;
  • Министерство РФ по налогам и сборам 9 марта 2004г. преобразовано в ФНС РФ.

     При указанных реорганизациях была сохранена  преемственность политики в отношении  основных функций и структуры  региональных и территориальных  налоговых органов.

     Первым  признаком необходимости модернизации налоговых органов послужило резкое увеличение количества налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах, что привело к необходимости уточнения, унификации и формализации основных функций, исполняемых сотрудниками налоговых органов. При модернизации налоговых органов реализован принцип функциональной специализации.

     Одним из основных направлений реструктуризации налоговых органов является укрупнение местных (городских, районных) налоговых  органов, посредством увеличения минимальной  штатной численности территориальных  инспекций до уровня, рекомендуемого ФНС РФ, - не менее 90 человек. Создание межрайонных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в пределах региона, что позволило проводить по отношению к вертикально интегрированным структурам с сетью филиалов и подразделений, рассеянных по всей территории субъекта РФ, единую налоговую политику, а также упрощает осуществление скоординированных действий. Структура налоговых органов РФ в настоящее время, в связи с уточнением законодательно предписанных им функций, - в завершающей стадии совершенствования.

     Нужно отметить, что повышение качества и результативности налоговых проверок является сейчас наиболее приоритетным во всех налоговых органах России, в основном в силу того, что именно налоговые проверки позволяют наиболее полно проследить за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей.

     Многими специалистами предложено в целях повышения эффективности работы создать в структурах инспекций отделы по встречным проверкам, отдел по обработке информации, поступающей по телекоммуникационным каналам связи и следственные отделы по борьбе с уклонением от уплаты налогов. В качестве мероприятий, по улучшению качества контрольной работы налоговых органов, предлагается формировать информационные базы данных, в которых на основании косвенных показателей от различных внешних источников будет формироваться информация о налогоплательщиках повышенного риска. Налоговой службе необходимо пересмотреть свое отношение к налогоплательщикам. Они должны знать, что налоговая служба работает вместе с ними, а не против них. Ведь именно за счет налоговых поступлений обеспечивается социальная защита граждан.

     В числе перспективных направлений  модернизации налоговых органов  названы максимальное разделение информационной системы на два блока функций: автоматической обработки информации (налоговый автомат) и интерактивной работы пользователей; создание централизованной системы ведения ЕГРН и ЕГРЮЛ, включая единую базу данных сведений о налогоплательщиках; глобальная перестройка сервиса «Личный кабинет»; формирование единой системы мониторинга и управления деятельностью налоговой службы; модернизация инфраструктуры ФНС России.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алехин С.Н.  Становление и развитие территориальных  налоговых органов // Финансы и кредит. – 2009. – № 16. – С. 36 – 44.

2. Бетина Т.А. Об использовании и эффективности автоматизированного камерального контроля // Налоговый вестник. – 2010. – №7. – С. 78 – 86.

3. Закон Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Гарант».

4. Кваша Ю., Коршунов К. Сущность, цели и организация налогового контроля // Налоги. – 2008. – № 27. – С. 6 – 7.

5. Кваша Ю., Коршунов К. Сущность, цели и организация налогового контроля // Налоги. – 2008. – № 26. – С. 5.

Информация о работе Структура налоговых органов и проблема их модернизации