Уголовная ответственность организации за уклонение от уплаты налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:30, доклад

Описание работы

Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере. Разберем эту норму по порядку.

Работа содержит 1 файл

Уголовная ответственность организации за уклонение от уплаты.rtf

— 312.17 Кб (Скачать)

Уголовная ответственность организации за уклонение от уплаты налогов

 

Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере. Разберем эту норму по порядку.

 

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей.

В виде наказания за данное преступление взимается штраф в размере от ста до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199 УК РФ).

Одним из основополагающих нормативных правовых актов, раскрывающих признаки, особенности и иные содержательные характеристики налоговых преступлений, является постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" (далее - Пленум).

 

К сведению! На сегодня это эквивалент примерно 200 тыс. долларов США. Например, в 2000 году крупным размером признавалась сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, превышающая 1000 минимальных размеров оплаты труда (на 01.07.2000 г. - 83 490 руб. = 2960 долларов США, т.е. меньше в 69 раз).

 

Оно готовилось на основе анализа практики применения налоговых статей УК России. Изложение в 2003 году указанных норм в новой редакции, а также введение двух новых составов породило многочисленные сложности, разночтения, непонимание как в судейской среде, так и среди сотрудников прокуратуры, органов внутренних дел, налоговых органов, специалистов, ученых, да и большинства простых налогоплательщиков.

Существенным отличием постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам налоговых преступлений является то, что в них вопросы квалификации преступлений тесно переплетаются с положениями налогового законодательства, без учета которых невозможно представить себе предметный анализ судебной практики по ст. 198-199.2 УК РФ.

Вполне естественно, что положения Пленума во многом повторяют нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которые как бы "вплетены" в него. Однако это не механическое дублирование, а системный анализ с учетом уголовно-правовой специфики налоговых преступлений.

Юридические лица составляют отдельную категорию налогоплательщиков, обязанных прежде всего уплачивать так называемые корпоративные налоги. В отличие от физических лиц организации в большинстве своем имеют более высокую налоговую способность, поэтому уклонение от исполнения ими обязанностей по уплате налогов (сборов), как правило, причиняет больший ущерб финансовой системе государства. Соответственно, такие действия характеризуются повышенной общественной опасностью.

Объектом данного преступления является налоговая система государства в части отношений, возникающих в связи с исчислением и уплатой в бюджеты налогов и (или) сборов с организаций.

Объективная сторона имеет много общего с преступлением, предусмотренным ст. 198 УК РФ. Основное же отличие заключается в том, что налогоплательщиком в данном случае является организация.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ организациями для целей налогообложения признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Следует учитывать, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не являются. Согласно ст. 19 НК РФ они исполняют обязанности соответствующих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. В данном случае обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

К числу "корпоративных" налогов, т.е. уплачиваемых исключительно организациями, в первую очередь относится налог на прибыль организаций. Однако организации обязаны уплачивать и другие обязательные платежи, например, налог на имущество организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и др. Уклонение от уплаты любого обязательного налогового платежа, в отношении которого у организации имеется соответствующая обязанность, при наличии иных признаков образует состав преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ.

Комментируемая статья предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые направлены непосредственно на избежание уплаты законно установленного налога (сбора) в нарушение закрепленных в налоговом законодательстве правил.

В соответствии с диспозицией ст. 199 УК РФ преступные действия могут выражаться в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Непосредственно же способы совершения данного преступления могут существенно различаться в зависимости от субъекта преступления, вида налога (сбора), налогового статуса организации, использования налоговых льгот, отсрочек (рассрочек), налоговых кредитов, специальных налоговых режимов и т.д.

Наличие материального ущерба в виде неуплаченного налога (сбора) является в данном случае обязательным признаком преступления.

Денежные средства, не уплаченные в виде налогов (сборов), могут расходоваться как на личные нужды преступника, иных лиц (акционеров, учредителей, работников организации), так и использоваться в интересах самой организации. Однако эти обстоятельства на квалификацию преступных действий не влияют.

Квалифицирующие признаки данного преступления определены в ч. 2 ст. 199 УК РФ. Повышенную общественную опасность, по мнению законодателя, составляют преступления, совершенные:

- группой лиц по предварительному сговору;

- в особо крупном размере.

В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Особо крупным размером в данном случае является сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн. рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 30 млн. рублей.

 

Обратите внимание! На сегодняшний день это эквивалент примерно 1 млн. долларов США. Для сравнения: еще 13 лет назад особо крупным размером неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды признавалась сумма, превышающая 5000 минимальных размеров оплаты труда, на 01.07.2000 г. - 417 450 руб. = 14 803 доллара США, т.е. меньше в 67 раз.

 

В этом случае преступление наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Субъект преступления: по определению - лицо, отвечающее в организации за исполнение ею обязанностей по исчислению и уплате налогов. Ведь согласно п. 4 ст. 110 НК РФ вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения.

Согласно постановлению Пленума к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ могут быть привлечены:

- руководитель организации-налогоплательщика;

- главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов;

- иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий;

- лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. "а" ч. 2 ст. 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика;

- иные служащие организации-налогоплательщика (организации - плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК РФ как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению.

Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 УК РФ.

 

Обратите внимание! В случае участия учредителей в совершении налоговых преступлений, они могут привлекаться к уголовной ответственности в качестве соучастников. В случае, когда учредитель одновременно является генеральным директором или главным бухгалтером организации, такое лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях.

 

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты, а при решении вопроса о наличии у лица умысла надлежит учитывать обстоятельства, указанные в ст. 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении.

Умысел на уклонение от уплаты налогов всегда необходимо отличать от допущенных ошибок при составлении документов. В качестве примера приведем типичные ошибки, встречающиеся в декларациях по налогу на прибыль: несоответствие формы налоговой декларации налоговому периоду; нарушение порядка отражения убытков, в том числе по операциям с ценными бумагами; ошибки при заполнении информации о начисленных авансовых платежах, при распределении налога на прибыль по обособленным подразделениям; несоответствие итоговых значений сумме показателей, из которых они складываются, и др. Об уклонении от уплаты налогов свидетельствуют совсем иные действия: сокрытие выручки, имущества, фальсификация документов, участие в схемах по обналичиванию денежных средств, использование реквизитов фиктивных организаций, внесение в отчетность ложных сведений и целый ряд других.

Под включением в налоговую декларацию или в иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.

В качестве примера приведем уголовное дело в отношении предпринимателя за уклонение от уплаты налогов на сумму более 24 млн. рублей. Так, руководитель одной ростовской строительной организации переводил на счета фиктивных организаций, зарегистрированных в Москве, деньги якобы за приобретение у них электрооборудования для строительства линий электропередачи в игорной зоне "Азов-Сити". Эти мнимые расходы бизнесмен включал в декларации, которые подавал в налоговую инспекцию. В отношении руководителя строительной организации, занизившего налогооблагаемую базу было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 199 УК РФ.

А в одном их сибирских регионов возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 199 УК РФ в отношении управляющего директора ООО "Т-ий завод по обработке цветных металлов" М. По версии следствия, в течение двух лет менеджер с целью уклонения от уплаты налогов давал указания работникам завода о систематическом отражении заведомо ложных сведений в бухгалтерских документах и налоговых декларациях об имеющихся сделках по приобретению предприятием лома цветных металлов у сторонних организаций. Это повлекло занижение налогооблагаемой базы данного предприятия. В результате действий управляющего директора не произведена уплата налогов в доход государства на общую сумму 58,4 млн. руб.

Информация о работе Уголовная ответственность организации за уклонение от уплаты налогов