Упрощенная система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:27, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить и сравнить упрощенную систему налогообложения в Беларуси, России и Украине, сравнить законодательные акты, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения в этих государствах, изучить налогообложение в странах Европейского Союза, и сравнить в целом правовую основу льготного налогообложения в странах бывшего СССР и в странах ЕС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Упрощенная система налогообложения в Республике Беларусь 5
ГЛАВА 2. Упрощенная система налогообложения в Российской Федерации 8
ГЛАВА 3. Упрощенная система налогообложения на Украине 14
ГЛАВА 4. Налогообложение в европейских странах 23
Германия 23
Бельгия 25
ГЛАВА 5. Сравнительная характеристика применения льготного налогообложения в некоторых странах СНГ и Европейского союза 28
Заключение 33
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Cравнительная характеристика УСН.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ

     Упрощенная  система налогообложения - самая  распространенная в розничном бизнесе  система и не из-за того, что упрощенная система налогообложения позволяет экономить на налогах, наоборот это самый разорительный вариант из всех существующих налогов. Существует две объективные причины популярности упрощенной системы налогообложения. Первая причина историческая. До 2007 года большинство мелких предпринимателей использовали т.н. «Патент», достаточно простой способ оплаты налогов, который устраивал всех…. С 1 июля 2007 года (в России с 1 января 2003) ввели упрощенную систему налогообложения, отменив Патент, причем предпринимателям на выбор предлагалось два варианта: уплата 6% от выручки и уплата 15% от выручки за минусом расходов. Интересно, что выбор необходимо было сделать до 1 июля 2007 года и в список расходов не входила закупка товара. Конечно, большинство предпринимателей из двух зол выбрали, как им казалось, меньшее – УСН-6.

     Причина вторая, по которой предприниматели  до сих пор выбирают УСН-6, это  простота расчета налога (6% от выручки  ККМ - куда проще?), экономия средств  на услугах бухгалтера (хотя и тут  есть достаточно трудностей с отчетностью, но они не сравнимы с трудностями учета при использовании ТСН), минимизация риска налогового правонарушения.

     Для предпринимателей только начинающих свой бизнес УСН-15 есть реальный способ сократить  издержки на уплату налогов. Для тех, кто использует ТСН и УСН-6, рекомендую перейти на УСН-15, подав заявление в Налоговую службу по месту регистрации в ноябре. Главное при переходе на упрощенную систему соблюсти критерии – годовой оборот предприятия не должен превышать установленный законодательством лимит!

     Тема данного реферата особо актуальна в настоящий период времени, так как прошел значительный срок применения упрощенной системы налогообложения в постсоветских странах, и за этот период налогоплательщиками выявлены все «плюсы» и «минусы» данной системы. Сейчас наступает новый этап в развитии «упрощенки», выявленные недостатки устраняются путем изучения успешного опыта государств, применяющих упрощенную систему налогообложения. Очень важно также учитывать опыт применения налоговых систем в странах с устоявшимися за многие годы, даже десятки лет, налоговыми системами.

     Цель  данной работы изучить и сравнить упрощенную систему налогообложения  в Беларуси, России и Украине, сравнить законодательные акты, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения в этих государствах, изучить налогообложение в странах Европейского Союза, и сравнить в целом правовую основу льготного налогообложения в странах бывшего СССР и в странах ЕС.

 

ГЛАВА 1. Упрощенная система налогообложения в Республике Беларусь

     Упрощенная  система налогообложения (УСНО) стала доступна для широкого круга организаций и индивидуальных предпринимателей с 1 июля 2007 г., когда вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 09.03.2007 г. № 119 (далее – Указ № 119), отменивший существовавшую до этого обязанность выплаты годовой стоимости патента на право применения упрощенной системы налогообложения. Также Указ № 119 увеличил предельную численность работников таких субъектов хозяйствования с 15 до 100 человек, а ежеквартальную выручку – с 5000 базовых величин до 500 млн. руб. Кроме того, теперь не только индивидуальные предприниматели, но и организации с численностью не более 15 человек наделены правом выбирать, платить им или не платить НДС. В случае уплаты НДС ставка налога при упрощенной системы налогообложения снижается с 10% до 8% [16].

     Не  вправе применять упрощенную систему  лишь субъекты хозяйствования, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в  п. 2 Положения об упрощенной системе  налогообложения, утвержденного Указом № 119.

     Возможность применения того или иного варианта упрощенной системы в зависимости от средней численности работников и размера полученной валовой выручки наглядно можно представить в виде следующей таблицы:

Валовая  выручка за первые 9 месяцев 2008 г.* Численность работников
1 2 3 4
  Не более 5 человек (касается только розницы и общепита) Не более 15 человек Свыше 15, но до 100 человек включительно
Не  более 479,25 млн. руб.  Плательщик  не вправе уплачивать НДС, если в качестве налоговой базы избран валовой доход Плательщик вправе выбирать, уплачивать ему НДС или нет**  
Плательщик  обязан уплачивать НДС
Свыше 479,25 млн. руб., но не более 1597,5 млн. руб. х Плательщик  обязан уплачивать НДС
  

 

     * Размер валовой выручки приведен  с учетом индексации, предусмотренной  п. 5 Положения об УСН и ст. 39 Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год».

     ** Если принято решение уплачивать  НДС, этот налог должен исчисляться не менее 1 календарного года и в отношении всех объектов обложения [16].

     Практика  показывает, что переход на «упрощенку»  может оказаться не настолько  выгодным, как это кажется на первый взгляд. В каких случаях переход  на упрощенную систему выгоден?

     Хозяйственная деятельность каждой организации и  предпринимателя специфична, отличается уникальной структурой затрат и составом доходов. Поэтому оценить целесообразность перехода на упрощенную систему можно лишь сопоставив общую сумму налогов, которую в обычных условиях этот субъект хозяйствования уплачивает за отчетный период в рамках общего порядка налогообложения, с суммой налогов, которую он будет уплачивать в случае перехода на упрощенную систему налогообложения.

     Вместе  с тем, можно отметить, что с  переходом на упрощенную систему  наибольшее снижение налоговой нагрузки следует ожидать субъектам хозяйствования с высокой долей добавленной стоимости в конечном продукте. В первую очередь это касается субъектов хозяйствования:

    • основным видом деятельности, которых является выполнение работ, оказание услуг (например, по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей);  
      выпускающих продукцию с низкой материалоемкостью и высокой трудоемкостью;
    • с высокой рентабельностью выпускаемой продукции (работ, услуг).

     Так как переход на упрощенную систему  осуществляется с целью снижения налоговой нагрузки, то логично предположить, что сумма налогов в конечной цене продукции, товаров (работ, услуг) таких субъектов хозяйствования будет ниже, что дает возможность снизить цену без уменьшения размера получаемой прибыли (дохода).

     Дополнительным плюсом является и то, что субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему и ведущие учет в разработанной для них книге учета доходов и расходов, вправе не соблюдать предельный индекс изменения отпускных цен (тарифов), установленный Советом Министров на 2008 г. в размере 0,5% в месяц, а в случае превышения этого индекса – не регистрировать новые цены (тарифы). Данная норма закреплена в подпункте 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 г. № 285 и в постановлении Министерства экономики РБ от 18.06.1999 г. № 944.

     Доходы, полученные в рамках упрощенной системы  налогообложения, не включаются в совокупный годовой доход физического лица и не указываются в налоговой  декларации (расчете) по подоходному  налогу за год. Это весьма привлекательно для тех, кто помимо доходов от осуществления предпринимательской деятельности имеет еще и другие источники дохода (по основному и (или) не основному месту работы, от сдачи в аренду помещений и иного имущества, от продажи более одного транспортного средства в год и т.д.).

 

     ГЛАВА 2. Упрощенная система налогообложения в Российской Федерации

     Упрощенная  система налогообложения (УСНО) не является отдельным видом налога, это специальный  налоговый режим, который применяется  организациями и индивидуальными  предпринимателями наряду с общей системой налогообложения (общий режим). Под специальным режимом понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, который применяется случаях и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

     Применять упрощенную систему налогообложения могут только те организации и индивидуальные предприниматели, которые отвечают критериям, установленным ст. 346.12 и ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации [11].

     Упрощенная система налогообложения, предусмотренная главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации — это специальный налоговый режим, применяемый организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно наряду с общей системой налогообложения [11].

     Законодателем предусмотрен добровольный порядок  перехода индивидуальных предпринимателей и организаций на упрощенную систему налогообложения и обратно на общий режим налогообложения. Однако при нарушении определенных критериев, установленных ст. 346.132 Налоговым кодексом Российской Федерации, должны в обязательном порядке вернуться на общий режим [12].

     Переход на упрощенную систему налогообложения предусматривает замену ряда налогов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Исчерпывающий перечень этих налогов приведен в пунктах 2 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоги, не перечисленные в указанных пунктах, налогоплательщики уплачивают на общих основаниях. Кроме того, кодексом установлена обязанность уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также субъекты предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, установленных положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

     Для организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную систему, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности. В настоящее время ведение кассовых операций регулируется Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 4 октября 1993 г. № 18 “Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации”.

     Субъекты  предпринимательской деятельности, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 2 и 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, вместо уплаты налогов приведенных в таблице 1.1. уплачивают единый налог. Перечень налогов, приведенный в таблице 1.1. является закрытым.

     Таблица 1.1.Налоги, не уплачиваемые при применении УСНО

Субъекты  предпринимательской деятельности. Наименование  налога, не уплачиваемого при применении УСНО.
Организации. Налог на прибыль  организации.
Налог на имущество организации.
Единый  социальный налог.
Налог на добавленную стоимость, за исключением  налога на добавленную стоимость, уплачиваемого  при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Индивидуальные  предприниматели Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов  полученных от осуществления предпринимательской  деятельности).
Налог на имущество физических лиц 
Индивидуальные  предприниматели Единый социальный налог с доходов
Единый  социальный налог с выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными  предпринимателями в пользу физических лиц.
Налог на добавленную стоимость, за исключением  налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
 

     Так как перечень налогов, от уплаты которых  субъекты предпринимательской деятельности, применяющие упрощенную систему, освобождены, является закрытым, то помимо единого налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны уплачивать налоги и сборы, не упомянутые в данном перечне в соответствии с общим режимом налогообложения, а также подавать в налоговые органы декларации и иные формы отчетности по уплаченным налогам, сборам и взносов.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения