Упрощенная система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:27, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить и сравнить упрощенную систему налогообложения в Беларуси, России и Украине, сравнить законодательные акты, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения в этих государствах, изучить налогообложение в странах Европейского Союза, и сравнить в целом правовую основу льготного налогообложения в странах бывшего СССР и в странах ЕС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Упрощенная система налогообложения в Республике Беларусь 5
ГЛАВА 2. Упрощенная система налогообложения в Российской Федерации 8
ГЛАВА 3. Упрощенная система налогообложения на Украине 14
ГЛАВА 4. Налогообложение в европейских странах 23
Германия 23
Бельгия 25
ГЛАВА 5. Сравнительная характеристика применения льготного налогообложения в некоторых странах СНГ и Европейского союза 28
Заключение 33
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Cравнительная характеристика УСН.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

     Одной из важных задач налоговой политики является обеспечение определенности и стабильности налоговой системы. Но хорошо отстроенная налоговая  система должна предусматривать  в ее четких и стабильных положениях возможность решения оперативных задач налоговой политики — возможность введения специальных налоговых режимов.

     Налогообложение играет важную роль в процессе формирования благоприятного климата для развития малого бизнеса, который является важным фактором мобильности экономических процессов. Особая социально-экономическая роль малого бизнеса заключается в его способности в кризисных условиях создавать дополнительные рабочие места без какого-либо финансирования со стороны государства, расширять самозанятость населения, привлекать в легальную экономическую сферу средства, находящиеся вне банковской сферы, формировать конкурентную среду и создавать средний класс.

     Как правило, субъекты малого предпринимательства не имеют соответствующей бухгалтерской подготовки, и для них сложнее, а в некоторых случаях вообще излишне определять финансовый результат деятельности в соответствии с общими принципами расчетов. Использование малыми предприятиями общего порядка учета и отчетности приводит к увеличению затрат на содержание специалиста, ведущего учет. Это, в свою очередь, при относительно небольших оборотах реализации продукции может стать одной из причин снижения рентабельности малого бизнеса и, как следствие, сокращения интереса населения страны к занятию предпринимательской деятельностью. В условиях переходной экономики это небезопасно, поскольку может привести к расширению теневого сектора, росту безработицы и другим социальным проблемам. Налоговый режим для субъектов малого бизнеса должен предусматривать не снижение уровня ставок налогообложения, а упрощение системы налогообложения и порядка ее администрирования. Специальный упрощенный порядок налогообложения субъектов малого бизнеса позволит значительно упростить систему налогового учета, сократить количество налогов, чем будет способствовать положительной динамике развития субъектов предпринимательства, особенно на его начальных стадиях.

     В виду того, что в странах СНГ  упрощенная налоговая система применяется  относительно недавно, со времени ее использования она нашла для себя как сторонников, так и противников. В самом начале применения упрощенной системы налогообложения была надежда, что такая система упростит налоговую нагрузку для малого бизнеса, но как оказалось впоследствии, для некоторых субъектов предпринимательской деятельности «упрощенка» оказалась более дорогостоящей, чем ожидалось. Однако, для большинства субъектов малого бизнеса данная система оказалась выгодной и приемлемой для использования. Первым государством, применившим упрощенную систему налогообложения, стала Россия, позже эту систему переняли Беларусь и Украина. В странах СНГ «упрощенка» существует с небольшими законодательными различиями, которые учитывают экономическую специфику каждой отдельной страны. Свою популярность упрощенная система завоевала благодаря простоте в уплате налогов и оформлении налоговой отчетности.

     В европейских странах налогообложение  является довольно простым. Судя по тому, что на протяжении многих лет существования  налоговых кодексов, не вносились  изменения в налоговое законодательство, сама система уплаты налогов является приемлемой для большинства компаний, работающих в данных странах. Глубоко проанализировав налоговую систему стран Европейского союза, можно сделать заключение о том, какая система налогообложения является оптимальной, как для коммерческих структур, так и для экономики данного государства.

     Основной целью применения методов упрощенного налогообложения, учета и отчетности является дерегулирование в области налогового учета и отчетности, отличающихся чрезмерными объемами и сложностью. Каждый из методов направлен на создание более простых и прозрачных процедур взимания налогов, уменьшение чрезмерного налогового администрирования. Это не льготный режим налогообложения в обычном понимании, поскольку для большинства налогоплательщиков, пользующихся упрощенными методами, объем налоговых обязательств не уменьшился, а произошло упрощение процедур и уменьшение объема учета и отчетности.

     Однако  наряду с существенным позитивным влиянием специальных режимов налогообложения на развитие предпринимательства и формирование доходов бюджета, тенденциями роста и субъектов малого бизнеса, и налоговых поступлений отмечен целый ряд негативных моментов в практике применения методов упрощенного налогообложения. Получили широкое распространение схемы уклонения от налогообложения с использованием методов упрощенного налогообложения или участием плательщиков единого или фиксированного налогов. В процессе применения различных упрощенных методов выявились определенные противоречия и двоякое толкование формулировок положений законодательных актов, регламентирующих соответствующие методы.

     Тем не менее существенный экономический и социальный эффект функционирования упрощенной системы налогообложения доказывает целесообразность ее дальнейшего применения и развития в практике налогообложения субъектов малого бизнеса, а злоупотребления и недостатки, выявленные в процессе применения этого специального режима налогообложения, вызывают необходимость его усовершенствования и реформирования. Противоречия и сложности, связанные с наличием многообразия методов упрощенного налогообложения, диктуют необходимость разработки единой модели упрощенного налогообложения субъектов малого бизнеса, построенной с учетом иерархии плательщиков и существующих организационно-правовых форм малого бизнеса.

     В рамках применения УСН достаточно простым  является порядок определения налоговой  базы, что существенно снижает  трудозатраты, вероятность допущения  ошибок при налогообложении, а соответственно и вероятность применения штрафных санкций. Кроме того, заметно сокращается количество отчетной документации, представляемой в налоговые и статистические органы.

     Упрощенная  система налогообложения в обозримой  перспективе должна трансформироваться в сторону поддержки малого бизнеса. Пороговые значения показателей выручки и числа работников, квалифицирующих предприятие в налоговых целях как малое, следует постепенно снижать, предельно упрощая при этом отчетность субъектов малого бизнеса. Специальные налоговые режимы имеют право на существование - прежде всего для микробизнеса – поскольку для таких налогоплательщиков государству дороже организовать полноценный налоговый контроль, чем предельно упростить процедуры и несколько снизить налоги.

     Предлагаемая единая модель упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса обеспечивает равенство организационно-правовых форм предпринимательства, предполагает возможность последовательного перехода от одного уровня системы к другому при изменении показателей соответствия, создает объективные условия, при которых уровень налоговой нагрузки четко отвечает возможностям субъекта хозяйствования уплатить налоги. При этом сохраняется мотивация предпринимателей к легализации деятельности и мотивация местных органов власти к созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса.

 

Список  использованных источников

 
      
  1. Базилюк А.В. Фінансові важелі розвитку малого бізнесу  в Україні //Актуальні проблеми економіки. – 2002. – №8. – С.17-22.
  2. Вишневський В.П. До питання про ідею єдиного податку // Фінанси України. – 2000. – №7. – С.11-17.
  3. Горина Г.А. Упрощенная система налогообложения и порядок ее применения // Справочник экономиста [РФ].- 2006.- N 3.- С.60-69.
  4. Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф., Соколова Э.Д. – М.: Юристъ, 2005.
  5. Грудцына Л.Ю., Климовский Р.В. Упрощенная система налогообложения: результаты применения и перспективы развития // Законодательство и экономика.- 2006.- N 3.- С. 71- 81.
  6. Желкевич В.В. Упрощенная система налогообложения. Бухгалтерский учет и отчетность. – М.: Дикта, 2008.
  7. Закон от 31 декабря 1997 года № 121-З “Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства”.
  8. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».
  9. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.В. Качур. – М.: КНОРУС, 2007.
  10. КОММЕНТАРИЙ  к Указу Президента Республики Беларусь от 3 января 2009 г. № 1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119» 
  11. Ластовецький А. Оподаткування як інструмент організаційно-правового регулювання підприємництва // Право України. – 2004. – №9. – С.77-81.
  12. Ляшенко В.И., Хахулин В.В. Экономико-правовое обеспечение развития субъектов малого предпринимательства (зарубежный опыт и перспективы его использования в Украине): Монография. – Донецк: ИЭП НАН Украины, Юго-Восток, 2001. – 455с.
  13. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 5-е изд., перераб. и  доп. – М. ИНФРА-М, 2006.
  14. Миронова Т.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – Мн.:              БГУ, 2002. – 85 с.
  15. Налоги и налогообложение/Под ред. Романовского М. В., Врублевской О.В.-СПБ: Питер, 2000.
  16. Налоги: Учебник / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская и др.;  Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской - Мн.: БГЭУ, 2000. - 368с.
  17. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. №117-Ф3.
  18. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
  19. Неузаконена преференція //Підприємництво в Україні. – 2003. – №7. – С.6-9.
  20. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – 5-е изд. прераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
  21. Податковий кодекс України. Проект (третє читання) // www.rada.kiev.ua.
  22. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 19 апреля 2007 года № 55/60/59/38 “Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о некоторых вопросах ее заполнения”.
  23. Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 апреля 2007 года № 62 “Об утверждении форм налоговой декларации (расчета) по налогу при упрощенной системе налогообложения и заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения и о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь”.
  24. Про спрощену систему оподаткування, обліку та звітності суб’єктів малого підприємництва: Указ Президента України від 28.06.1999р. №746 «Про внесення змін в Указ Президента України від 03.07.1998 р. №727» // Урядовий кур’єр. – 1999. – 13 лип.
  25. Статистика як аргумент //Підприємництво в Україні. – 2003. – №8. – С.2-3.
  26. Указ Президента Республики Беларусь от 03.01. 2009 № 1 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 г. № 119» .
  27. Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 года № 119 “Об упрощенной системе налогообложения”
  28. Указ президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (В редакции Указа Президента N 746/99 от 28.06.99 состоянием на 01.03.2008).
  29. Федеральный Закон “О государственной поддержке предпринимательства в РФ” от 14.06.1995г.
  30. Шкирман С.А. Все об упрощенной системе налогообложения. – Мн.: «Издательство Гревцова», 2009.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения