Упрощенная система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:27, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить и сравнить упрощенную систему налогообложения в Беларуси, России и Украине, сравнить законодательные акты, касающиеся применения упрощенной системы налогообложения в этих государствах, изучить налогообложение в странах Европейского Союза, и сравнить в целом правовую основу льготного налогообложения в странах бывшего СССР и в странах ЕС.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Упрощенная система налогообложения в Республике Беларусь 5
ГЛАВА 2. Упрощенная система налогообложения в Российской Федерации 8
ГЛАВА 3. Упрощенная система налогообложения на Украине 14
ГЛАВА 4. Налогообложение в европейских странах 23
Германия 23
Бельгия 25
ГЛАВА 5. Сравнительная характеристика применения льготного налогообложения в некоторых странах СНГ и Европейского союза 28
Заключение 33
Список использованных источников 37

Работа содержит 1 файл

Cравнительная характеристика УСН.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

     Взимаются налоги с транспортных средств, недвижимости, наследования н дарения, регистрации  различных видов деятельности.

     Ставки  налога на наследование и дарение  для прямых наследников составляют от 3 до 30%, для других категорий наследников от 20 до 80% .

     Регистрационный налог взимается при оформлении продажи или аренды земли и  строений при стандартной ставке 12,5% для небольших земельных участков и строений. Существует ряд скидок. Например, ставка налога при продаже  мелких строений составляет 6% при аренде 0,2% от стоимости сделки.

     Налог на регистрацию транспортных средств, включая автомобили, яхты, самолеты и т.д., зависит от категории транспортного  средства, даты его выпуска и т.д. и не превышает 0,2% от его стоимости.

     Местный налог на автотранспортные средства взимается со всех владельцев автомобилей. Ставка налога зависит от мощности двигателя, грузоподъемности, вида средства. Сумма налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 20 л.с. не превышает 0,1% его стоимости, для грузовых - не превышает 0,2%.

     Государственный подоходный налог с физических лиц  взимается со всех лиц (резидентов и  нерезидентов) с поступлений от всех видов доходов, в том числе  с имущества, ценных бумаг и других источников за вычетом сумм расходов и льгот социального характера. Максимальная ставка налога не превышает 25% при годовом доходе до 253 тыс.франков и не превышает 55% от дохода, сумма которого превышает 2420 тыс.франков. Помимо государственного налога с этой же налоговой базы взимается муниципальный подоходный налог, ставки которого составляют 6 - 10% от общенациональной. Кроме того, взимается еще и кризисный сбор в размере 3%.

     Налог на прибыль корпораций взимается  со всех юридических лиц, имеющих  органы управления на территории страны. Стандартная ставка установлена в размере 39%, но существуют и ряд других ставок в интервале от 28 до 41%. Кроме того, дополнительно взимается кризисный сбор по ставке 3%. Налог на прибыль может быть сокращен до 5%, если прибыль ввезена из-за границы и облагается налогом в стране ее получателя. Прибыль юридических лиц, не имеющих в Бельгии постоянного представительства, облагается налогом по ставке 43%.

 

     ГЛАВА 5. Сравнительная характеристика применения льготного налогообложения в некоторых странах СНГ и Европейского союза

     После распада единого народнохозяйственного  комплекса СССР бывшие союзные республики стали суверенными государствами, которые образовали качественно новое межгосударственное образование – Содружество Независимых Государств. Одним из главных экономических последствий распада когда-то единого экономического пространства явилось сокращение товарообмена между странами-членами СНГ.  В  свою  очередь  ослабление  экономических  связей  в  пределах  Содружества привело  к  переориентации  внешнеэкономических  связей  стран-участниц  на  государства  дальнего зарубежья предоставляющие им кредиты. Но, несмотря на эти негативные тенденции, высокая степень взаимозависимости государств-членов СНГ сохраняется. Например, в общем товарообороте России со странами Содружества в I полугодии 2009 г. на долю Украины приходилось 38,3 % (2008 г. - 35,5 %), Беларуси - 38,7 % (38,4 %), Казахстана - 12,0 % (16,0 %). Масштабы сотрудничества России с бывшими республиками СССР  определяются  в первую  очередь исторически  сложившимися  связями, территориальной близостью [6, c.309].

     Дальнейшее  расширение  внешнеэкономических  связей  внутри  СНГ  является  одним  из  условий выхода  стран-членов  СНГ  из  экономического  кризиса,  структурной  реорганизации  экономик  и повышения  их  эффективности.  Важнейшая  задача  интеграционного  сотрудничества –  создание механизма  регулирования  взаимовыгодных  торгово-экономических  отношений.  Не  менее  актуальны проблемы гармонизации налоговых отношений.

     Следует  отметить,  что  на  сегодняшний  день  в  рамках  регулирования  внешнеторговых  отношений принят  целый  ряд  документов.  В  частности,  действуют  единая «Товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности  Содружества  Независимых  Государств»,  двусторонние соглашения России с отдельными странами СНГ об избегании двойного налогообложения в отношении налогов  на  доходы  и  имущество;  о  сотрудничестве  и  взаимной  помощи  по  вопросам  соблюдения налогового  законодательства;  о  снятии  ограничений  в  хозяйственной  деятельности  и  т.  п.  Имеются также более детализированные договоренности внутри Таможенного Союза.

     Различия,  имеющиеся  в  национальных  законодательствах,  препятствуют  формированию  общего рыночного пространства. Поэтому  в условиях обсуждения второй части Налогового кодекса России и разработки Модельного налогового кодекса государств-членов СНГ особую актуальность приобретают знания  особенностей  налогообложения  в  этих  странах.  Основные  виды  взимаемых  в  государствах-участниках СНГ  налогов  соответствуют  наиболее  распространенным  в  мировой  практике  налоговым платежам. В частности, налог на прибыль (доходы), налог на добавленную стоимость, акцизы,  подоходный  налог  с  физических  лиц,  налог  на  недвижимость,  земельный  налог  с определенными  модификациями  имеют  место  в  налоговых  системах  этих  стран.  В  то  же  время налоговая  система  каждой  страны  имеет  свои  особенности,  обусловленные  состоянием  экономики, национальными традициями.

     Суть  этого налогового режима состоит в том, что налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) вместо ряда налогов, установленных законодательством данных стран о налогах и сборах, уплачивают единый налог, исчисляемый по результатам деятельности за налоговый период.

     Упрощенная  система налогообложения широко распространена в странах постсоветского пространства. Пользуется широкой популярностью  на предприятиях малого бизнеса, специализирующихся на торговле, оказании услуг при  невысоких финансовых показателях данных предприятий с небольшим штатом сотрудников. Применение упрощенной системы налогообложения в Беларуси, России и Украине не имеет существенных различий. Так, во всех этих странах существуют одинаковые ограничения на переход на упрощенную систему налогообложения. Переход на упрощенную систему налогообложения запрещен юридическим лицам осуществляющим следующую деятельность:

    • банки;
    • страховщики;
    • негосударственные пенсионные фонды;
    • инвестиционные фонды;
    • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
    • ломбарды
    • производители подакцизных товаров, а также занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
    • занимающиеся игорным бизнесом;
    • нотариусы, занимающиеся частной практикой.

     Поскольку Республика Беларусь и Украина являются унитарными государствами, то в них существует двухуровневая система налогов и сборов: общегосударственные и местные налоги, сборы и пошлины. Существующая система нормативных правовых актов Российской Федерации чрезвычайно сложна. Свою лепту в создание системы нормативной информации вносят не только федеральные органы власти, но и субъекты федерации, и местные органы власти. Любые изменения системы федеральных налогов и сборов должны происходить путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Данный документ в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Прочие нормативные правовые акты о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить [13, c.286].

     В Республике Беларусь упрощенная система  налогообложения практически аналогична упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, применявшейся  ранее в России. Она предусматривает  выдачу патента на занятие определенным видом деятельности и замену уплаты совокупности республиканских и местных налогов уплатой единого налога с результатов хозяйственной деятельности. Годовая стоимость патента погашается ежемесячными платежами, исходя из размера минимальной заработной платы, установленного на дату уплаты. Указанные платежи засчитываются в счет обязательств по уплате налога при упрощенной системе налогообложения. В случае превышения стоимости патента над суммой исчисленного налога за соответствующий период, разница между указанными суммами учитывается при расчете налога за следующий период .

     Такая система распространяется на малые  предприятия со среднемесячной численностью работников до 15 человек и предпринимателей без образования юридического лица, за исключением предприятий и  предпринимателей, производящих подакцизные товары, банков и других финансово-кредитных учреждений, страховых организаций, инвестиционных фондов и хозяйствующих субъектов, производящих и (или) реализующих ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней.

     Субъекты  предпринимательства имеют право  применять рассматриваемую систему  налогообложения, если в течение  двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение данной системы налогообложения, ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг), не превышает 5000 минимальных размеров оплаты труда.

     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему  налогообложения, уплачивают налог  в размере 10% от валовой выручки, определяемой как сумма средств  от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций, за исключением производителей сельскохозяйственной продукции, уплачивающих 5%.

     Предприятия аграрного сектора могут перейти  в этой стране на уплату другого  единого налога - для производителей сельскохозяйственной продукции, но при условии, что на соответствующее производство у них приходится не менее 70%. Следует также отметить, что такое налогообложение, кроме того, в большинстве своем предусматривает упрощенный порядок исчисления налога, ведения бухгалтерского учета и представления отчетности.

     В Украине упрощенную систему налогообложения  субъектов малого предпринимательства  могут применять физические лица, осуществляющие деятельность без образования  юридического лица, в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен, а также юридические лица, средняя численность работающих которых не превышает 50 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен. Не могут быть плательщиками единого налога лица, для работы которых необходимо приобретение специального патента, страховые компании, банки и др.

     Субъект, уплачивающий единый налог, не является плательщиком НДС (за исключением случаев, когда субъект самостоятельно принимает  решение быть плательщиком такого налога), налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, платы (налога) за землю, сбора за специальное использование природных ресурсов, сбора на обязательное социальное страхование, коммунального налога, налога на промысел, сбора на обязательное пенсионное страхование и пр.

     Ставка  единого налога для физических лиц устанавливается в зависимости от вида деятельности в размере от 20 до 200 гривен в месяц по месту их регистрации местными советами. Юридические лица вправе выбрать одну из ставок единого налога: 6% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора либо 10% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора, в случае включения НДС в состав единого налога.

     Конструкция вышеуказанного налога не является новой. Аналогом рассматриваемого налога служит промысловый налог. По закону 1870 г. он взимался в Италии в виде патента, цена которого определялась на основании внешних признаков, для чего вся местность была разделена на шесть классов в зависимости от числа жителей, а в пределах каждого класса самим общинам предоставлялось устанавливать различные разряды в целях обложения. По закону 1902 г. было увеличено число классов и повышен максимум обложения. Декрет 1923 г. отменил данный налог.

     При этом история взимания подобного  налога в Италии с указанными обстоятельствами не закончилась - до недавнего времени подобный единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности налог существовал в Италии. Однако из-за излишне сложной процедуры расчета налога от него были вынуждены отказаться .

     Во  Франции в отношении малых  предприятий, которые обязаны декларировать  только свой оборот, предполагается, что  прибыль составляет определенный процент  от оборота в зависимости от сферы  деятельности налогоплательщика. Рассчитанная таким образом прибыль облагается по ставкам подоходного налога. Однако налогоплательщик по своему желанию может выбрать обычный режим налогообложения.

    Подводя итог, следует отметить, что специальные  налоговые режимы для субъектов  малого бизнеса широко распространены во многих зарубежных странах. Мировой опыт показывает, что наряду с общеустановленным порядком налогообложения в целях улучшения ряда экономических показателей необходимо использовать специальные методы регулирования экономики для указанных субъектов предпринимательской деятельности, которые позволяют при правильном их применении (как правило, комплексном) в короткие сроки добиться положительных результатов. 

 

Заключение

     Для реализации новых задач в области  налогообложения государству необходим  обновленный инструментарий, который позволит реализовывать задачи налоговой политики, направленные на стимулирование развития бизнеса. Важная роль при решении задач стимулирования развития экономики страны через регулирующую функцию налогов принадлежит и специальным налоговым режимам как наиболее оперативному направлению налоговой политики.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения