Земельный налог: особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности ФЛ. Анализ суще

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Земельный налог — форма платы за пользование землей. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за год. Земельный налог относится к местным налогам, основные элементы которых и общие принципы взимания устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации, а отдельные элементы налогообложения, конкретные особенности исчисления и уплаты — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3-4
Характеристика земельного налога
Субъект, объект и предмет налогообложения…………….5-6
Налоговая база………………………………………………6-8
Налоговый период и налоговая ставка…………………….8-9
Льготы по взиманию земельного налога………………….10-12
Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по налогу……………………………………………………..12-14
Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платеже по налогу…………………………………………………………..15
2. Особенности исчисления земельного налога на 2008 год….…….16-21
3. Роль земельного налога в доходах территориальных бюджетов…22-26
4. Расчет земельного налога: проблемы и решения практикум………27-36
Заключение……………………………………………………………...37-38
Список использованной литературы…………………………..……..39-40

Работа содержит 1 файл

Налогообложение физических лиц.doc

— 198.00 Кб (Скачать)

   В свое время при установлении административных границ муниципальных образований  не учитывалось кадастровое деление  территорий. В результате зачастую земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей. Как правило, в такой ситуации оказываются организации энергетики и электрификации, на балансе которых находятся электрические сети, а также предприятия, занимающиеся транспортировкой нефти и газа, нефтегазодобывающие объединения, имеющие на балансе нефтепроводы, газопроводы и т.п. Как уже упоминалось, налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, определяется по каждому из них. Заключение о доле площади земельного участка, приходящейся на конкретное муниципальное образование, дают территориальные органы Роснедвижимости на основании планово-картографического материала. Для получения такой информации налогоплательщик может обратиться и в органы местного самоуправления. По протяженным объектам сумма земельного налога, подлежащая зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования, рассчитывается как произведение налоговой базы, исчисленной для соответствующей доли земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная доля земельного участка. 

   Пример 1. Акционерному обществу предоставлен земельный участок, расположенный на территории четырех муниципальных образований. Кадастровая стоимость участка 21 000 000 руб. Обществу принадлежат следующие доли в праве: - 20% площади земельного участка, находящегося в первом муниципальном образовании; - 35% площади земельного участка, находящегося во втором муниципальном образовании; - 30% площади земельного участка, находящегося в третьем муниципальном образовании; - 15% площади земельного участка, находящегося в четвертом муниципальном образовании. Налоговые ставки установлены в размере: - 1,5% - в первом и четвертом муниципальных образованиях; - 1,3% - во втором муниципальном образовании; - 1,2% - в третьем муниципальном образовании. Рассчитаем налоговую базу по каждой из частей участка. Она составит: - 4 200 000 руб. (21 000 000 руб. x 20%) - по части, расположенной на территории первого муниципального образования; - 7 350 000 руб. (21 000 000 руб. x 35%) - по части, расположенной на территории второго муниципального образования; - 6 300 000 руб. (21 000 000 руб. x 30%) - по части, расположенной на территории третьего муниципального образования; - 3 150 000 руб. (21 000 000 руб. x 15%) - по части, расположенной на территории четвертого муниципального образования. Теперь исчислим земельный налог, который должно заплатить общество. Сумма налога составит: - 50 400 руб. (4 200 000 руб. x 1,5%) - в бюджет первого муниципального образования; - 95 550 руб. (7 350 000 руб. x 1,3%) - в бюджет второго муниципального образования; - 75 600 руб. (6 300 000 руб. x 1,2%) - в бюджет третьего муниципального образования; - 47 250 руб. (3 150 000 руб. x 1,5%) - в бюджет четвертого муниципального образования. Соответственно, за весь участок акционерное общество уплатит налог в сумме 268 800 руб. (50 400 руб. + 95 550 руб. + 75 600 руб. + 47 250 руб.).

   Рассмотрим, как представить декларацию по налогу организации, приобретшей земельный участок, 2/3 которого находятся на территории одного муниципального образования, а 1/3 - на территории другого. Если оба муниципальных образования находятся в ведении одного налогового органа, то декларация представляется одна, но на каждую долю земельного участка заполняется разд. 2 декларации. Раздел 1 декларации налогоплательщик заполняет по всем земельным участкам (долям), находящимся в пределах соответствующих муниципальных образований. Если же муниципальные образования, на территории которых расположен участок, относятся к разным налоговым инспекциям, то заполняются две декларации (отдельно на каждую долю земельного участка) и представляются в соответствующую инспекцию.

   В отношении земельных участков, приобретенных  для жилищного строительства  и находящихся в общей долевой  собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика  в общей долевой собственности. В отношении таких земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях. Налоговая ставка по земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства, применяется с учетом изменений, внесенных в ст. 394 НК РФ, в размере 0,3%. Пункт 16 ст. 396 НК РФ разрешает физическим и юридическим лицам при исчислении налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность для жилищного строительства (за исключением индивидуального), применять повышающий коэффициент 2 в течение периода строительства, превышающего 10-летний срок.

   Пример 2. Организация приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства. Права на участок зарегистрированы 1 января текущего года. Кадастровая стоимость участка составляет 1 498 600 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%. Сумма земельного налога за приобретенный земельный участок составит 8992 руб. (1 498 600 руб. x 0,3% x 2), где 2 - повышающий коэффициент. 

   Пунктом 14 ст. 396 Налогового кодекса РФ установлено, что кадастровая стоимость земельных  участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года. В настоящее время ведется работа по подготовке проекта постановления (распоряжения) Правительства РФ о порядке доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков. Предполагается, что их будут информировать территориальные органы Роснедвижимости в муниципальных образованиях. Рассматривается и такой вариант, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, используемые при исчислении суммы земельного налога, будут доводиться до организаций и физических лиц налоговыми органами.

   Статьей 393 НК РФ предусмотрено, что налоговым  периодом признается календарный год, а отчетными периодами - I, II и III кварталы календарного года. Пунктом 3 ст. 398 Кодекса установлено, что налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. По истечении отчетных периодов (не позднее последнего числа следующего месяца) уплачиваются авансовые платежи.

   Пример 3. Организация владеет земельным участком, кадастровая стоимость которого 11 200 000 руб., ставка налога равна 1,1%. Второй земельный участок предоставлен организации для жилищного строительства 5 сентября текущего года. Его кадастровая стоимость - 7 135 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 0,2%. Коэффициент, учитывающий период владения участком, - 0,33; коэффициент, применяемый в период строительства жилого объекта, - 2. Исчислим авансовые платежи по итогам отчетных периодов по первому земельному участку. Они составят: - за I квартал - 30 800 руб. [(11 200 000 руб. x 1,1%) x 0,25]; - II квартал - 30 800 руб. [(11 200 000 руб. x 1,1%) x 0,25]; - III квартал - 30 800 руб. [(11 200 000 руб. x 1,1%) x 0,25]. Рассчитаем сумму земельного налога: 11 200 000 руб. x 1,1% = 123 200 руб. Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за III квартал по второму земельному участку, рассчитаем коэффициент владения земельным участком (К2). Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде: К2 = 0,11 (1 мес. : 9 мес.). Авансовый платеж за III квартал составит 784 руб. [(7 135 000 руб. x 0,2% x 0,11 x 2) x 0,25]. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по второму участку, равна 9418 руб. (7 135 000 руб. x 0,2% x 0,33 x 2).

   Таковы  основные изменения, которые были внесены  в 2010 году в налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся земельного налога. В данной главе нами были рассмотрены примеры исчисления авансовых платежей по итогам отчетных периодов, то, как рассчитывается сумма налога за приобретенный земельный участок, то, как рассчитывается налоговая база  в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований и как предоставляется декларация в таких случаях. (9, С. 45-56) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль  земельного налога в  доходах территориальных  бюджетов
 

   Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли. Способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам — в Англии, по гуфам — в Германии, по сохам – в России. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в древней Руси различалась соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.

   С развитием техники обложения  появились более совершенные  способы и приемы, в основе которых лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. Кадастр был выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью можно было установить более или менее равномерный поземельный налог. С другой — кадастр не мешал владельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода. В начале XX в. в финансовой науке было принято определение кадастра как «совокупности всех мер, служащих к точному определению объекта, т. е. чистого дохода с земли».

   Кадастры  использовались и в древности. Но лишь сочетание рекомендаций финансовой науки и практического опыта позволили выработать кадастр, позволяющий объективно устанавливать поземельный налог.

   От  общего понятия о кадастре перейдем к доходности и устройству поземельного налога на примере России.

   В России поземельный налог был  старой формой обложения, ссылки на него есть у летописцев. В период татарского владычества образовалась и получила общее развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, четы и выти. Величина выти, чисто фискальной единицы, не была постоянной. С переходом в конце XVII в. от поземельной системы налогов к подворной, посошная подать теряет свое значение и в правление Петра I ей на смену приходит подушный налог. С тех пор Россия не знала поземельного налога.

   В 1875 г. в бюджете России появился новый  «государственный поземельный» налог, образовавшийся в результате реформы существовавшего с  1853 г. Государственного земского сбора. Обложению государственным поземельным налогом подлежали все земли, облагаемые на основе Устава о земских повинностях местными сборами, кроме казенных земель. Общая сумма налога с каждой губернии и области определялась (с утверждения министра финансов) умножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса, утверждаемый в законодательном порядке. Величина этих окладов по закону 1884 г. колебалась от 1/4 коп. до 17 коп. с десятины. По Манифесту 1896 г. ставки поземельного налога были снижены на 50% сроком на 10 лет. Но значение государственного поземельного обложения в России было невелико. В 1901 г. доходы от него составили 9,87 млн. руб.

   Большое значение имел поземельный налог, взимавшийся с государственных крестьян с 1724 г. под названием оброчной подати. При введении подушной подати была допущена несправедливость: помещичьи крестьяне, кроме налога, платили еще оброк своим помещикам, а государственные крестьяне платили только подушную подать. Для устранения этого неравенства и была введена оброчная подать с государственных крестьян, оклад которой постепенно повышался. В 1858 г. оклады равнялись 2 руб. 86 коп. в губерниях 1-го класса, 2 руб. 15 коп. – в губерниях 4-го класса.

   Законом от 12 июня 1886 г. оброчная подать была преобразована  в выкупные платежи крестьян за землю, которые вместе с мирскими сборами  давали госбюджету России основные земельные  доходы. Так, по росписи на 1910 г. было запланировано собрать государственных земельных сборов на сумму 25 млн. рублей. (7, с. 237-239)

   В настоящее время роль земельного налога в доходах территориальных бюджетов относительно не велика. По итогам поступлений налоговых платежей за 2007 год на земельный налог приходится всего 2,4 %. (10, С. 2).

   При этом местные налоги, в том числе  и земельный налог, гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных  
для региона социальных решений, как содержание милиции и пожарной  
охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы,  
организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других.

   Недостатки  в определении налоговой базы по местным налогам – земельному и на имущество физических лиц  – на прямую сказываются на возможностях региональных бюджетов. Низкая наполняемость местных бюджетов вынуждает власти субъектов Федерации выделять больше средств для их поддержки.

   В настоящее время степень централизации  налоговых платежей достаточно высока. В бюджеты субъектов Федерации  кроме налога на доходы физических лиц и большей части налога на прибыль организации частично зачисляются и другие федеральные налоги, такие как акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина и другие. Таким образом, подавляющая часть доходов регионального бюджета формируется за счет федеральных налогов.

   Наиболее  существенным региональным налогом  является налог на имущество организации. В последнее время поступления данного налога резко сократились. На уменьшение поступлений этого налога влияют три основных фактора. Во-первых, в Налоговом кодексе РФ по данному налогу установлены федеральные льготы, освобождающие от него имущество, используемое федеральными органами исполнительной власти для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и правопорядка. Представление таких федеральных льгот можно рассматривать как скрытое налоговое изъятие региональных и местных налогов. Например, потери бюджета Омской области в 2005 году в результате предоставления указанных льгот составили почти 200 млн. руб.

Информация о работе Земельный налог: особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности ФЛ. Анализ суще