Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Проектирование электрической машины – сложная многовариантная задача. При ее решении приходится учитывать большое количество факторов. Разработчики проекта пытаются получить, по возможности наиболее быстрым путем, более близкого к заданию расчетного варианта. Они, подход к расчету и проектированию электрических машин на всех этапах развития включали в себя все новейшие достижения в теории и практике электромашиностроения.
Электрическая машина должна иметь капитальные минимальные вложения в производство и минимальную трудоемкость. Для этого она должна иметь технологическую конструкцию, максимально использовать существующее технологическое оборудование и оснастку.

Важнейшим требованием является минимальная материалоемкость. При создании новой электрической машины важнейшим требованием является экономия стали, алюминия, меди, изоляции и конструкционных материалов. С экономией материалов связано создание машин, имеющих минимальные отходы материалов при изготовлении.

Содержание

1. Общая часть.

1.1 Перспективы совершенствования технологии проектирования электрических машин.

2. Расчетная часть.

2.1 Выбор главных размеров.

2.2 Расчет размеров зубцовой зоны статора и

воздушного зазора.

2.3 Расчет ротора.

2.4 Расчет намагничивающего тока.

2.5 Параметры рабочего режима.

2.6 Расчет потерь.

2.7 Расчет рабочих характеристик.

2.8 Тепловой расчет.

3. Конструкционная часть.

4. Заключение.

5. Графическая часть.

6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки

Российской Федерации

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

 

Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

 

 

Проект выполнил студент

 

 

 

Проверила преподаватель 

 

 

Проект защищен с  оценкой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Содержание

 

 

1. Общая часть.

     1.1 Перспективы  совершенствования технологии проектирования  электрических машин.

2. Расчетная часть.

     2.1 Выбор  главных размеров.

     2.2 Расчет  размеров зубцовой зоны статора  и 

воздушного зазора.

     2.3 Расчет  ротора.

     2.4 Расчет намагничивающего тока.

     2.5 Параметры  рабочего режима.

     2.6 Расчет  потерь.

     2.7 Расчет  рабочих характеристик.

     2.8 Тепловой  расчет.

3. Конструкционная часть.

4. Заключение.

5. Графическая часть.

6. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Общая часть

 

1.1 Перспективы совершенствования технологии проектирования электрических машин

 

    Проектирование  электрической машины – сложная  многовариантная задача. При ее решении приходится учитывать большое количество факторов. Разработчики проекта пытаются получить, по возможности наиболее быстрым путем, более близкого к заданию расчетного варианта. Они, подход к расчету и проектированию электрических машин на всех этапах развития включали в себя все новейшие достижения в теории и практике электромашиностроения.

     Электрическая  машина должна иметь капитальные  минимальные вложения в производство  и  минимальную трудоемкость. Для этого она должна иметь технологическую конструкцию, максимально использовать существующее технологическое оборудование и оснастку.

      Важнейшим  требованием является минимальная  материалоемкость. При создании  новой электрической машины важнейшим  требованием является экономия стали, алюминия, меди, изоляции и конструкционных материалов. С экономией материалов связано создание машин, имеющих минимальные отходы материалов при изготовлении.

      Электрическая  машина должна иметь высокие  показатели коэффициента полезного  действия и cos φ. Электрические машины с минимальными потерями позволяют уменьшить вложение материалов. Высокие энергетические показатели машины гарантируют снижение уровня текущих затрат на эксплуатацию и капитальные вложения потребителя.

       Показатели  экономической эффективности электрической  машины могут быть установлены  на основании анализа приведенных затрат, которые включают затраты на изготовление и эксплуатацию машины.

        Поиски новых конструктивных  решений, применение вычислительных  машин, новых методов оптимизации, обобщение опыта проектирующих организаций позволяют создавать электрические машины с лучшими энергетическими характеристиками и меньшей массой.

         За счет применения новых электроизоляционных  и магнитных  материалов, совершенствования  методов расчета, конструкций  и систем охлаждения машин  удалось снизить удельную массу  асинхронных двигателей от начала их широкого производства.

         При проектировании новых машин  и, в частности, при выполнении  учебных проектов необходимо ориентироваться на современное конструктивное исполнение электрических машин, предусматривать применение новых электротехнических материалов.

         Применение новых материалов и усовершенствование конструкций двигателей позволяет сэкономить в серии 4А по сравнению с двигателями А2: 24% стали электротехнической, 25% обмоточной меди, 20% чугунного литья, 10% алюминия, 30% стального проката. Масса двигателей снижается на 22%. От внедрения серии 4А общий экономически эффект составляет несколько десятков миллионов рублей в год.

         При проектировании индивидуальной  машины необходимо по возможности  использовать имеющиеся на заводе штампы, модели, шаблоны и так выбирать размеры, чтобы максимально использовать существующие узлы и детали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   Расчетная часть

 

2.1 Выбор главных размеров.

 

    1)  Выбираем высоту оси вращения двигателей серии 4А по мощности.

h = 170 мм

      Из таблицы  высот оси вращения электрических  машин (по ГОСТ 13267-73) и соответствующие им наружные диаметры статоров асинхронных двигателей серии 4А принимаем меньшее ближайшее значение.

h = 160 мм и Да = 0,272 м   

    2)   Находим внутренний диаметр статора по формуле:

  

Д = Кд ∙ Да, где                                 (1)

 

Д – внутренний диаметр статора, м;

Кд – выбираем из таблицы при различных числах полюсов;

Кд = 0,75

Да – наружный диаметр статора асинхронного двигателя, м.

 

                         Д = 0,75 ∙ 0,272 = 200 ∙ 10-3 м

 

3) Находим полюсное деление по формуле:

 

τ = π ∙ Д / 2 р, где                              (2)

 

τ – полюсное деление, м;

 Д – внутренний  диаметр статора, м.

 

τ = π ∙ 200 ∙ 10-3 / 4 = 78,53∙10-3 м

 

4) Находим расчетную мощность по формуле:

 

Р = Р2 КЕ / η ∙ cosφ, где                          (3)

 

Р2 – мощность на валу двигателя, Вт;

КЕ – отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению;

КЕ = 0,945;

Приближенные значения η и cos асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP44.

η = 0,87   

cosφ = 0,8

 

Р = 11 ∙ 103 ∙ 0,945 / 0,87 ∙ 0,8 = 14935,34 Вт

 

 

5) Выбираем предварительно  электромагнитные нагрузки по наружному диаметру статора асинхронного двигателя.

 

А = 33 ∙ 103 А/м ;      Вδ = 0,76 Тл

 

6) Обмоточный коэффициент для  однослойной обмотки

 

Коб1 = 0,95

 

7) Находим расчетную длину воздушного  зазора по формуле:

 

                          lδ = Р / Д2 ∙ Ω ∙ Кв Коб1 ∙ А ∙ Вδ, где                         (4)

 

lδ – расчетная длина воздушного зазора, м;

Р – расчетная мощность, Вт;

Д – внутренний диаметр  статора, м;

Ω – синхронная угловая  скорость вала двигателя, рад/с;

Кв – коэффициент формы поля;

Коб1 – обмоточный коэффициент для однослойной обмотки;

А – значение линейной нагрузки, А/м;

Вδ – индукция в воздушном зазоре, Тл.

 

Синхронная угловая  скорость вала двигателя находится  по формуле:

 

                     Ω = 2 ∙ π ∙ n1 / 60, где                                             (5)

 

n1 – синхронная частота вращения, об/мин.

 

Ω = 2 ∙ π ∙3000 / 60 = 314 рад/с

 

lδ = 37155 / (180 ∙ 10-3)2 ∙ 314 ∙ 1,11 ∙ 0,95 ∙ 33 ∙ 103 ∙ 0,76 = 0,52м

 

8) Критерием правильности  выбора главных размеров Д  и lδ служит отношение:

 

                              λ = lδ / τ, где                                                (6)

 

lδ – длина воздушного зазора, м;

τ – полюсное деление, м.

 

λ = 0,52 / 145 ∙ 10-3 = 2,2

 

Значение λ = 2,2 находится в рекомендуемых пределах.

 

9) Предельные значения t1 определяется по рисунку – зубцовое деление статора асинхронного двигателя с всыпанной обмоткой.

 

t1min = 11мм, t1max = 9,5мм

 

10) Число пазов статора  находится по формуле:

 

Z1min = π ∙ Д / t1max,где                         (7)

 

Д – внутренний диаметр статора, м;

t1max – максимальное зубцовое деление статора, мм.

 

Z1min = π ∙ 0,204 / 0,011 = 58

 

 

Z1max = π ∙ Д / t1min, где                            (8)

 

Д – внутренний диаметр статора, м;

t1min – минимальное зубцовое деление статора, мм.

 

Z1max = π ∙ 0,204 / 0,009 = 72

 

Принимаем Z1 = 72, тогда

 

q = Z1 / 2р ∙ m, где                                   (9)

 

Z1 – число пазов статора;

m – число фаз.

 

q = 72 / 8 ∙ 3 = 3

 

Обмотка однослойная.

 

11) Находим зубцовое деление статора (окончательно):

 

t1 = π ∙ Д / 2 ∙ р ∙ m ∙ q, где                            (10)

 

Д – внутренний диаметр  статора, м;

m – число фаз.

 

t1 = π ∙ 0,204 / 8 ∙ 3 ∙ 3 = 8,9∙10-3м

 

12) Определяем число  эффективных проводников в пазу. Предварительно, при условии а  = 1:

 

 

u'п = π ∙ Д ∙ А / I ∙ Z1, где                        (11)

 

u'п – число эффективных проводников в пазу;

А – значение линейной нагрузки, А/м;

I – номинальный ток обмотки статора, А;

Z1 - число пазов статора.

 

Номинальный ток обмотки  статора определяется по формуле:

 

I = Р2 / m ∙ U ∙ cosφ ∙ η, где                   (12)

 

I – номинальный ток обмотки статора, А;

Р2 – мощность на валу двигателя, Вт;

m – число фаз;

U – номинальное напряжение, В.

 

I = 11 ∙ 103 / 3 ∙ 220 ∙ 0,8 ∙ 0,87 = 23,94А

 

u'п = π ∙ 0,204 ∙ 29,5 ∙ 103 / 23,94 ∙ 72 = 10,96

 

13) Принимаем а = 2, тогда

 

uп = а ∙ u'п, где                                                         (13)

 

u'п – число эффективных проводников в пазу.

 

uп = 2 ∙ 10,96 = 22

 

14) Окончательное число  витков в фазе обмотки находится  по формуле:

 

w1 = uп ∙ Z1 / 2 ∙ а ∙ m, где                                   (14)

 

w1 – число витков в фазе обмотки;

Z1 – число пазов статора.

 

w1 = 22 ∙ 72 / 2 ∙ 2 ∙ 3 = 132

 

  Находим окончательное значение линейной нагрузки по формуле:

 

А = 2 ∙ I∙ w1 ∙ m / π ∙ Д, где                                (15)

 

А – линейная нагрузка, А/м;

I – номинальный ток обмотки статора, А;

Д – внутренний диаметр  статора, м.

 

А = 2 ∙ 23,94 ∙ 132 ∙ 3 / π ∙ 204 ∙ 10-3 = 30,58∙103 А/м

 

Находим значение потока по формуле:

 

Ф = КЕ ∙ U / 4Кв ∙ w1 ∙ Коб1 ∙ f1, где                         (16)

 

Ф – поток, Вб;

U – номинальное напряжение, В;

Кв – коэффициент формы поля;

Коб1 – обмоточный коэффициент для однослойной обмотки;

f1– частота вращения, Гц.

 

Ф = 0,945 ∙ 220 / 4,44 ∙ 132 ∙ 0,958 ∙ 50 = 7,1 ∙ 10-3Вб

 

Определяем индукцию в воздушном зазоре по формуле:

 

Вδ  = р ∙ Ф / Д ∙ lδ, где                                           (17)

 

Вδ – индукция в воздушном зазоре, Тл;

lδ – длина воздушного зазора, м.

 

Вδ = 4 ∙ 7,1 ∙ 10-3 / 204 ∙ 10-3 ∙ 0,164 = 0,81 Тл

 

      Значение  А и Вδ находятся в допустимых пределах.

 

15) Находим значение плотности тока в обмотке статора по формуле:

 

J = (АJ) / А, где                                                 (18)

 

J – плотность тока в обмотке статора, А/м2;

Среднее значение произведения (АJ) асинхронных двигателей находим  с помощью наружного диаметра обмотки статора.

(АJ) = 209 ∙ 109 А23

А – линейная нагрузка, А/м.

 

J = 209 ∙ 109 / 30,5 ∙ 103 = 6,85 ∙ 106 А/м2

 

16) Находим сечение эффективного проводника (предварительно) по формуле:

 

qэф = I / а ∙ J1, где                                             (19)

 

qэф – сечение эффективного проводника, мм2;

I – номинальный ток обмотки статора, А;

J1 – плотность тока в обмотке статора, А/м2.

 

qэф = 23,94/ 2 ∙ 6,85 ∙ 10-6 = 1,747 мм2

Принимаем nэл = 2, тогда

 

qэл = 0,5 ∙ qэф, где                                              (20)

 

qэф – сечение эффективного проводника, мм2.

 

qэл = 0,5 ∙ 1,747 = 0,873 мм2

 

По таблице диаметров  и площадей поперечного сечения  круглых медных эмалированных проводов выбираем обмоточный провод ПЭТМ, где

 

dэл – номинальный диаметр неизолированного провода, мм;

dэл = 0,85 мм.

qэл – площадь поперечного сечения, мм2;

qэл = 0,567 мм2.

dиз – среднее значение диаметра изолированного провода, мм;

dиз = 0,915 мм.

 

      Находим  сечение эффективного проводника по формуле:

 

qэф = qэл ∙ nэл                                                    (21)

 

qэф = 0,567 ∙ 2 = 1,134 мм2

Информация о работе Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором