Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Проектирование электрической машины – сложная многовариантная задача. При ее решении приходится учитывать большое количество факторов. Разработчики проекта пытаются получить, по возможности наиболее быстрым путем, более близкого к заданию расчетного варианта. Они, подход к расчету и проектированию электрических машин на всех этапах развития включали в себя все новейшие достижения в теории и практике электромашиностроения.
Электрическая машина должна иметь капитальные минимальные вложения в производство и минимальную трудоемкость. Для этого она должна иметь технологическую конструкцию, максимально использовать существующее технологическое оборудование и оснастку.

Важнейшим требованием является минимальная материалоемкость. При создании новой электрической машины важнейшим требованием является экономия стали, алюминия, меди, изоляции и конструкционных материалов. С экономией материалов связано создание машин, имеющих минимальные отходы материалов при изготовлении.

Содержание

1. Общая часть.

1.1 Перспективы совершенствования технологии проектирования электрических машин.

2. Расчетная часть.

2.1 Выбор главных размеров.

2.2 Расчет размеров зубцовой зоны статора и

воздушного зазора.

2.3 Расчет ротора.

2.4 Расчет намагничивающего тока.

2.5 Параметры рабочего режима.

2.6 Расчет потерь.

2.7 Расчет рабочих характеристик.

2.8 Тепловой расчет.

3. Конструкционная часть.

4. Заключение.

5. Графическая часть.

6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

t1 – зубцовое деление статора, м;

lδ – длина воздушного зазора, м;

bZ1 – ширина зубца статора, м.

 

ВZ1 = 0,8 ∙ 8,9 ∙ 10-3 ∙ 0,17 / 3,9 ∙ 10-3 ∙ 0,17 ∙ 0,97 = 1,881 Тл 

 

Находим индукцию в зубцах ротора по формуле:

 

BZ2 = Bδ ∙ t2 ∙ lδ / bZ2 ∙ lст2 ∙ Kc, где                                   (57)

 

BZ2 – индукция в зубцах ротора, Тл;

t2 – зубцовое деление ротора, м;

bZ2 – ширина зубца ротора, м.

 

ВZ2 = 0,8 ∙ 11,4 ∙ 10-3 ∙ 0,17 / 5,08 ∙10-3 ∙ 0,17 ∙ 0,97 = 1,851 Тл

 

Находим индукцию в ярме статора по формуле:

 

Ba = Ф / 2 ∙ ha ∙ lст1 ∙ Кс, где                                            (58)

 

Bа – индукция в ярме статора, Тл;

Ф – поток, Вб;

ha – расчетная высота ярма статора, м.

 

Ва = 7,1 ∙ 10-3 / 2 ∙ 16,53 ∙ 0,17 ∙ 0,97 = 1,85 Тл

 

Находим индукцию в ярме ротора по формуле:

 

Bj = Ф / 2 ∙ hj' ∙ lст2 ∙ Кс, где                                             (59)

 

Bj – индукция в ярме ротора, Тл;

Ф – поток, Вб;

hj' – расчетная высота ярма ротора, м.

 

Находим высоту ярма ротора по формуле:

 

hj' = ( 2 + p) / 3,2 ∙ р ∙ ( Д2 / 2 – hп2 ), где                         (60)

 

hj – высота ярма ротора, мм;

Д2 – внешний диаметр ротора, мм;

hп2 – полная высота паза, мм.

 

hj' = ( 2 + 4 ) / 3,2 ∙ 4 ∙ ( 203 / 2 – 23,04 ) = 36,778 мм

    

По формуле (59) находим  индукцию в ярме ротора.

 

Bj = 7,1 ∙10-3 / 2 ∙ 36,778 ∙ 10-3 ∙ 0,17 ∙ 0,97 = 0,585 Тл

 

33) Находим магнитное  напряжение воздушного зазора  по формуле:

 

Fδ = 1,59 ∙ 106 ∙ Bδ ∙ Kδ δ, где                                         (61)

 

Fδ – магнитное напряжение воздушного зазора, А;

Bδ – индукция в воздушном зазоре, Тл;

Kδ – коэффициент воздушного зазора;

δ – воздушный зазор, м.

 

Находим коэффициент воздушного зазора по формуле:

 

Кδ = t1 / (t1 – γ ∙ δ), где                                                      (62)

 

t1 – зубцовое деление, мм.

 

γ = ( bш1 / δ )2 / ( 5 + bш1 / δ )                                              (63)

 

γ = ( 3,7 / 0,5)2 / ( 5 + 3,7 / 0,5 ) = 4,416

 

По формуле (62) находим  коэффициент воздушного зазора:

 

 

Кδ = 8,9 / ( 8,9 – 4,416 ∙ 0,5 ) = 1,329

 

По формуле (61) находим:

 

Fδ = 1,59 ∙106 ∙ 0,8 ∙ 1,329 ∙ 0,5 ∙ 10-3 = 845,24 А

 

34) Находим магнитные напряжения зубцовых зон статора по формуле:

 

FZ1 = 2 ∙ hZ1 ∙ HZ1, где                                                                 (64)

 

По кривой намагничивания для стали 2013 определяем:

 

HZ1 =9600А/м         при            BZ1 = 1,881 Тл

 

hZ1 = hп1 = 17,47 мм

 

FZ1 = 2 ∙ 17,47 ∙ 10-3 ∙ 9600 = 335 А

 

35) Находим магнитные  напряжения зубцовых зон ротора  по формуле:

 

FZ2 = 2 ∙ hZ2 ∙ HZ2, где                                                                (65)

 

По кривой намагничивания для стали 2013 определяем:

 

HZ2 = 9400 А/м       при          BZ2 = 1,851 Тл

 

hZ2 = hп2 – 0,1 ∙ b2                                                                                 (66)

 

           hZ2 = 23,04 – 0,1 ∙ 6 = 22,44 мм

 

Находим по формуле (65):

 

FZ2 = 2 ∙ 22,44∙ 10-3 ∙ 9400 = 421 А

 

36) Находим коэффициент  насыщения зубцовой зоны по  формуле:

 

КZ = 1 + (FZ1 + FZ2) / Fδ, где                                                       (67)

 

FZ1 и FZ2 – магнитные напряжения зубцовых зон статора и ротора, А;

Fδ – магнитное напряжение воздушного зазора, А.

 

КZ = 1 + (335+421) / 845,24= 1,894

37) Находим магнитные  напряжения ярмa статора по формуле:

 

 

Fa = La ∙ Ha, где                                                                           (68)

 

Fa – магнитное напряжение ярма статора, А;

La – длина средней магнитной линии ярма статора, м;

Ha – напряженность поля при индукции Ва по кривой намагничивания для ярма принятой марки стали, А/м.

 

Длину средней магнитной  линии ярма статора находим по формуле:

 

La = π ∙ ( Да – ha ) / 2 ∙ р, где                                                       (69)

 

ha – высота ярма статора, м;

Да – наружный диаметр статора, м.

 

La = π ∙ ( 0,275 – 0,01653 ) / 2 = 0,1003 м

 

По таблице кривых намагничивания для ярма выбираем:

 

Ha = 357 А/м        при           Ba = 1,3 Тл

 

По формуле (68) находим:

 

Fa = 0,1003 ∙ 357 = 35,7 А

 

38) Находим магнитные  напряжения ярма ротора по формуле:

 

Fj = Lj ∙ Hj, где                                                                            (70)

 

Fj – магнитное напряжение ярма ротора, А;

Lj – длина средней магнитной линии потока в ярме ротора, м;

Hj – напряженность поля при индукции Вj по кривой намагничивания ярма для принятой марки стали, А/м.

 

Длину средней магнитной  линии потока  ярма ротора находим  по формуле:

 

Lj = π ∙ ( Дj – hj ) / 2р, где                                                          (71)

 

Дj – диаметр вала ротора, м;

hj – высота спинки ротора, м.

 

Высоту спинки ротора находим по формуле:

 

hj = ( Д2 – Дj ) / 2 – hп2, где                                                         (72)

 

Д2 – внешний диаметр ротора, мм;

 

hп2 – полная высота паза, мм.

 

hj = ( 203 – 60 ) / 2 – 23,04 = 48,46 мм

 

По формуле (71) находим:

 

Lj = π ∙ ( 0,0,062 – 0,048 ) /8 = 0,0433 м

 

По таблице кривых намагничивания для ярма выбираем:

 

Ha = 71 А/м        и         Ва = 0,585 Тл

 

По формуле (70) находим:

 

Fj = 0,0433 ∙ 71 = 3,079А

 

39) Находим магнитное напряжение на пару полюсов по формуле:

 

Fц = Fδ + FZ1 + FZ2 + Fa + Fj, где                                                  (73)

 

Fц – магнитное напряжение на пару полюсов, А;

Fδ – магнитное напряжение воздушного зазора, А;

FZ1 , FZ2 – магнитные напряжения зубцовых зон статора и ротора, А;

Fa , Fj – магнитные напряжения ярма статора и ротора, А.

 

Fц = 845,24+335+421+35,7+3,079= 1640,019 А

 

40) Находим коэффициент  насыщения магнитной цепи по  формуле:

 

Кμ = Fц / Fδ                                                                                             (74)

 

Kμ = 1640,019 / 845,24 = 1,94

 

41) Находим намагничивающий  ток по формуле:

 

Iμ = p ∙ Fц / 0,9 ∙ m ∙ w1 ∙ Kоб1, где                                               (75)

 

w1 – число витков в фазе обмотки.

 

Iμ = 4 ∙ 1640,019 / 0,9 ∙ 3 ∙ 132 ∙ 0,958 = 19,21 А

 

42) Определяем относительное  значение по формуле:

 

Iμ* = Iμ / I, где                                                                            (76)

 

 

I – номинальный ток обмотки статора, А.

 

Iμ* = 19,21 / 23,94 = 0,802

 

 

 

 

 

     2.5 Параметры рабочего режима.

 

 

43) Находим активное сопротивление фазы обмотки статора по формуле:

 

r1 = ρ115 ∙L1 / qэф ∙ а, где                                                              (77)

 

ρ115 – удельное сопротивление материала обмотки при расчетной температуре, Ом ∙ м;

Для класса нагревостойкости изоляции F расчетная температура равна 115оС. Для меди ρ115 = 10-6 / 41 Ом ∙ м.

L1 – общая длинна эффективных проводников фазы обмотки, м;

qэф – сечение элементарного проводника;

а – число параллельных ветвей обмотки.

 

Находим длину эффективных  проводников фазы обмотки по формуле:

 

L1 = lср ∙ w1, где                                                                             (78)

 

w1 – число витков фазы;

lср – средняя длина витка обмотки, м.

 

Средняя длина витка  обмотки находим по формуле:

 

lср = 2 ∙ ( lп1 + lл1), где                                                                 (79)

 

Длина пазовой части lп1 равна конструктивной длине сердечников машины.

 

lп1 = l1 = 0,17 м

 

Находим длину лобовой  части по формуле:

 

lл1 = Кл ∙ bкт + 2 ∙ В, где                                                                (80)

 

bкт – средняя ширина катушки, м;

Кл находим по числу полюсов.

Кл = 1,5.

 

В – длина вылета прямолинейной  части катушек из паза от торца сердечника до начала отгиба лобовой части, м;

В = 0,01 м

 

Находим среднюю ширину катушки по формуле:

 

bкт = π ∙ ( Д + hп1 ) / 2, где                                                               (81)

 

Д – внутренний диаметр  статора, м.

 

bкт = π ∙ ( 0,204 + 0,0174 ) / 8 = 0,0869 м

 

По формуле (80) находим:

 

lл1 = 1,5 ∙ 0,0869 + 2 ∙ 0,01 = 0,15 м

 

По формуле (79) находим:

 

lср = 2 ∙ ( 0,17 + 0,15 ) = 0,6407 м

 

По формуле (78) находим:

 

L1 = 0,6407 ∙132 = 84,57 м

 

По формуле (77) находим:

 

r1 = 10-6 / 41 ∙ 84,57 / 1,74 ∙ 10-6 ∙ 2 = 0,592 Ом

 

Длину вылета лобовой  части катушки определяем по формуле:

 

lвыл = Квыл ∙ bкт + В, где                                                               (82)

 

Квыл находим по числу полюсов.

Квыл = 0,5

 

tвыл = 0,5 ∙ 0,086 + 0,01 = 53 мм

 

Находим относительное  значение активного сопротивления  фазы обмотки статора по формуле:

 

r1* = r1 ∙ I / U1н                                                                                       (83)

 

r1* = 0,592 ∙ 23,94 / 220 = 0,0644

 

44) Находим активное сопротивление фазы обмотки ротора по формуле:

 

r2 = rc + 2 ∙ rкл / ∆2, где                                                                (84)

 

rc – сопротивление стержня, Ом;

rкл – сопротивление участка замыкающего кольца, заключенного между двумя соседними стержнями, Ом.

 

Сопротивление стержня  находим по формуле:

 

rc = ρ115 ∙ l2 / qc, где                                                                     (85)

 

ρ115 = 10-6 / 20,5 Ом ∙ м (для литой алюминиевой обмотки ротора).

l2 – полная длина стержня, равная расстоянию между замыкающими кольцами, м;

qc – сечение стержня, м2.

 

rc = 10-6 / 20,5 ∙ 0,17 / 117,837 ∙ 10-6 = 7,086∙ 10-6 Ом

 

Находим сопротивление  участка замыкающего кольца, заключенного между двумя соседними стержнями  по формуле:

 

rкл = ρ115 ∙ π ∙ Дкл.ср / Z2 ∙ qкл, где                                                (86)

 

Дкл.ср – средний диаметр замыкающих колец, м;

Z2 – число пазов ротора;

qкл – площадь поперечного сечения замыкающего кольца, м2.

 

rкл = 10-6 / 20,5 ∙ π ∙ 0,174 / 56 ∙427,96 ∙10-6 = 1,113 ∙ 10-6 Ом

 

По формуле (84) находим:

 

r2 = 7,086 ∙10-6 + 2 ∙1,113 ∙ 10-6 / ( 0,324 )2 = 28,29 ∙10-6 Ом

 

Приводим r2 к числу витков обмотки статора по формуле:

 

r2' = r2 ∙ 4 ∙ m ∙ ( w ∙ Коб1 )2 / Z2                                                  (87)

 

r2' = 28,29 ∙ 4 ∙ 3 ∙(132 ∙ 0,958 )2 / 56 = 0,096 Ом

 

Находим относительное  значение r2' по формуле:

 

r2'* = r2' ∙ I / U                                                                         (88)

 

r2'* = 0,969 ∙ 23,94 / 220 = 0,01054

 

45) Находим индуктивное  сопротивление фазы обмотки статора по формуле:

 

x1 = 15,8 ∙ f1 / 100 ∙ ( w1 / 100 )2 ∙ lδ / p ∙ q ∙ ( λпл1д1), где     (89)

 

f1 – частота вращения, Гц;

w1 – число витков фазы;

lδ – длина воздушного зазора, м;

λп – коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния;

λл1 – коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния;

λд1 – коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния для обмоток статора и ротора.

Информация о работе Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором