Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Проектирование электрической машины – сложная многовариантная задача. При ее решении приходится учитывать большое количество факторов. Разработчики проекта пытаются получить, по возможности наиболее быстрым путем, более близкого к заданию расчетного варианта. Они, подход к расчету и проектированию электрических машин на всех этапах развития включали в себя все новейшие достижения в теории и практике электромашиностроения.
Электрическая машина должна иметь капитальные минимальные вложения в производство и минимальную трудоемкость. Для этого она должна иметь технологическую конструкцию, максимально использовать существующее технологическое оборудование и оснастку.

Важнейшим требованием является минимальная материалоемкость. При создании новой электрической машины важнейшим требованием является экономия стали, алюминия, меди, изоляции и конструкционных материалов. С экономией материалов связано создание машин, имеющих минимальные отходы материалов при изготовлении.

Содержание

1. Общая часть.

1.1 Перспективы совершенствования технологии проектирования электрических машин.

2. Расчетная часть.

2.1 Выбор главных размеров.

2.2 Расчет размеров зубцовой зоны статора и

воздушного зазора.

2.3 Расчет ротора.

2.4 Расчет намагничивающего тока.

2.5 Параметры рабочего режима.

2.6 Расчет потерь.

2.7 Расчет рабочих характеристик.

2.8 Тепловой расчет.

3. Конструкционная часть.

4. Заключение.

5. Графическая часть.

6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

 

Находим активную составляющую тока синхронного холостого хода по формуле:

 

Iоа = ( Рст.осн + 3 ∙ Iμ2 ∙ r1 ) / 3 ∙ U, где                                           (125)

 

Iμ – намагничивающий ток, А.

 

Iоа = ( 224,787 + 3 ∙ 19,212 ∙ 0,592 ) / 3 ∙ 220 = 1,333 А

 

Находим:

 

а' = с12                                                                                            (126)

 

а' = 1,02972 = 1,0602 Ом;  b' = 0

 

а = с1 ∙ r1                                                                                                (127)

 

а = 1,0297 ∙ 0,592 = 0,6095 Ом

 

b = c1 ∙ ( x1 + c1 ∙ x2)                                                                       (128)

 

b = 1,0297 ∙ ( 0,331 + 1,0297 ∙ 1,1890) = 1,6015 Ом

 

         Принимаем Sн ≈ r2'* ≈ 0,011 и рассчитываем рабочие характеристики, задаваясь S = 0,05; 0,01; 0,011.

          Результаты расчета приведены  в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             Таблица 1

 

Данные расчета рабочих характеристик асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

 

  Р = 11 кВт; U = 220/380 В; 2р = 4; I = 19,275 А; Рст + Рмех = 0,35 кВт;

Рдоб.н = 0,063 кВт; Iоа = 1,333 А; Iор ≈ Iμ ≈ 19,21 А; r1 = 0,592 Ом;

r2' = 0,015 Ом; с1 = 1,0297; а' = 1,06 Ом; а = 0,609 Ом; b' = 0; b = 1,6015 Ом.

 

 

 

Расчетная формула

 

 

 

Еди -ница

 

Скольжение

 

 

0,005

 

 

0,01

 

 

0,011

       

а' ∙ r2' / S

Ом

20,55

10,28

9,952

       

b' ∙ r2' / S

Ом

0

0

0

       

R= a + a' ∙ r2' / S

Ом

21,16

10,886

9,952

       

X= b + b' ∙ r2' / S

Ом

1,6015

1,6015

1,6015

       

Z = √ R2 + X2

Ом

21,23

11,005

10,03

       

I2'' = U / Z

А

10,35

19,99

21,93

       

cosφ2' = R / Z

  –

0,996

0,989

0,992

       

sinφ2’ = X / Z

  –

0,075

0,145

0,159

       

I1a= Iоа + I2'' ∙ cosφ2'

А

11,641

21,103

23,087

       

I= Iор + I2'' ∙ cosφ2'

А

19,986

22,108

22,696

       

I1 = √ I2 + I2

А

23,12

30,56

32,37

       

I2' = c1 ∙ I2''

А

10,657

20,583

22,581

       

Р1 = 3 ∙ U ∙ I

кВт

7,683

13,927

15,237

       

Рэ1 = 3 ∙ I12 ∙ r1

кВт

0,949

1,658

1,86

       
 

Рэ2 = 3 ∙ I2' ∙ r2'

кВт

0,12

0,23

0,25

       

Рд = Рд.н ∙ ( I1 / I )2

кВт

0,058

0,103

0,115

       

 

ΣР = Рст + Рмех +

+ Рэ1 + Рэ2 + Рдоб

 

кВт

0,4102

0,445

0,4679

       

Р2 = Р1 – ΣР

кВт

7,272

13,471

14,769

       

η = 1 – ΣР / Р1

  –

0,946

0,967

0,969

       

cosφ = I / I1

  –

0,503

0,69

0,713

       

 

           Находим пусковые характеристики  двигателя с короткозамкнутым ротором .

 

 

                                                                                     Таблица 2

 

Данные расчета пусковых характеристик двигателя с короткозамкнутым ротором

 

Р2 = 11 кВт; 2р = 4; Uн = 220/380 В; x1 = 0,331 Ом; x2' = 1,189 Ом; x12п =        
= 11,12 Ом; r1 = 0,592 Ом; r2' = 0,015 Ом; I = 23,94 А; Sн = 0,011

 

 

 

 

 

Р  Расчетная формула

 

 

Скольжение

 

1

 

0,8

 

0,5

 

0,2

 

0,1

 

    

      1

 

     2

    

      3

   

     4

 

     5

 

     6

 

     7

 

 

     8

 

      9

 

 

      10

  

      11

 

      12

 

      13

   

   

      14

 

       15

 

 

      16

 

      17  

ξ

 

φ

 

Кr = qc / qr

 

KR = 1 + r2 / rc ∙ (Kr-1)

 

r2'ξ = КR ∙ r2'

 

Кд

 

Кx = Σλ / Σλ2

 

 

x'ξ2 = Кx ∙ x2'

 

      x2'ξнас = x2' ∙ Σλ2ξнас / Σλ2

 

x1нас = Σλ1нас / Σλ1

 

        с1п.нас = 1 + x1нас/x12п

 

    ап = r1 + с1пнас ∙ r2'ξ / S

 

bп = x1нас + с1пнас

∙ r2'ξ / S

 

I2' = U / √ ап2 + bп2

 

I1 = I2' ∙ √ ап2 + ( bп + + x12п )2 / с1п ∙ x12п

 

I1* = I1 / I

 

  М* = ( I2' / I' )2 ∙КR  ∙ Sн / S

       –

 

       –

 

       –

 

 – 

                          

       Ом

 

 –

 

       –

 

 

Ом

 

       Ом

 

 

      Ом    

 

       –

 

Ом              

 

 

Ом

 

 А

 

 

 А

 

 –

 

 

 –

1,97

 

0,86

 

1,269

 

1,31

 

0,126

 

0,75

 

0,704

 

 

0,485

 

0,402

 

 

0,382

 

1,011

 

0,719

 

 

1,173

 

160

 

 

161,9

 

6,76

 

1,52

1,76

 

0,6

 

1,13

 

1,22

 

0,118

 

0,82

 

0,723

 

 

0,501

 

0,432

 

 

0,391

 

1,012

 

0,771

 

 

1,201

 

157,4

 

 

155,3

 

6,48

 

1,59

1,39

 

0,25

 

1,04

 

1,09

 

0,105

 

0,91

 

0,741

 

 

0,529

 

0,48

 

 

0,4

 

1,012

 

0,831

 

 

1,229

 

149,5

 

 

148,7

 

6,211

 

1,72

0,88

 

0,05

 

1

 

1

 

0,0969

 

0,97

 

0,759

 

 

0,553

 

0,513

 

 

0,417

 

1,013

 

0,99

 

 

1,271

 

140,2

 

 

122,9

 

5,113

 

1,99

0,62

 

0,01

 

1

 

1

 

0,0969

 

1

 

0,772

 

 

0,581

 

0,582

 

 

0,428

 

1,013

 

1,27

 

 

1,331

 

121,4

 

 

91,4

 

3,817

 

2,31

 

 

Приводим пример расчета  при S = 1 и сводим полученные данные в таблицу 2.

 

Находим ξ при расчетной  температуре 1150С по формуле:

 

ξ = 63,61 ∙ hc ∙ √ S, где                                                                     (129)

 

hс – высота стержня в пазу, м;

S – скольжение.

 

ξ = 63,61 ∙ 0,031 √ 1 = 1,97

 

Для ξ = 1,97аходим φ = 0,86и φ' = Кд = 0,75

 

Определяем активное сопротивление обмотки ротора по формуле:

 

hr = hc / (1 + φ),где                                                                         (130)

 

hс – высота стержня в пазу, м.

 

hr = 0,031/ (1 + 0,86= 0,0167

 

Находим площадь сечения  по формуле:

 

qr = π ∙ b22 / 8 +( b2 + br ) / 2 ∙ ( hr – b2 / 2), где                               (131)

 

hr – активное сопротивление обмотки ротора, мм.

 

Находим br по формуле:

 

br = b2 – ( b2 – b1 ) / h1 ∙ ( hr – b2 / 2 )                                                (132)

 

br = 17,3 – ( 17,3 – 12,7 ) / 11 ∙ ( 17 – 17,3 ) = 13,8 мм

 

По формуле (131) находим:

 

qr = π ∙5,152/8+( 5,15+6,52) / 2 ∙ (16,7–5,15 / 2 ) = 92,82 мм2

 

Находим коэффициент  Кr по формуле:

 

Кr = qc / qr, где                                                                                    (133)

 

qc – площадь всего сечения стержня, мм2;

qr – площадь сечения ограниченного высотой hr, мм2.

 

Кr = 117,8/92,82 = 1,269

 

Определяем коэффициент  общего увеличения сопротивления фазы ротора под влиянием эффекта вытеснения тока по формуле:

 

КR = 1 + rc / r2 ∙ ( Кr – 1 ), где                                                           (134)

 

 rc – сопротивление стержня, Ом;

r2 – активное сопротивление фазы обмотки ротора, Ом.

 

КR = 1 +7,086 ∙ 10-6 / 28,29∙ 10-6 ∙ ( 1,269-1 ) = 1,31

 

Находим сопротивление  фазы короткозамкнутого ротора с  учетом влияния эффекта вытеснения тока по формуле:

 

r2'ξ = КR ∙ r2', где                                                                                 (135)

 

r2' – активное сопротивление фазы обмотки ротора, Ом.

 

r2'ξ = 1,31 ∙ 0,096 = 0,126 Ом

 

Находим коэффициент  магнитной проводимости пазового рассеяния  короткозамкнутого ротора по формуле:

 

λп2ξ = ( h1 / 3 ∙ b ∙ ( 1 – π ∙ b2 / 8 ∙ qc )2 + 0,66 – bш / 2 ∙ b ) ∙ Кд +

 

+ hш / bш + 1,12 ∙ hш' ∙ 106 / I2, где                                                             (136)

 

qc – площадь всего сечения стержня, мм2;

I2 – ток в стержне ротора, А.

 

λп2ξ = ( 11 / 3 ∙ 17,3 ∙ ( 1 – π ∙ 17,32 / 8 ∙ 346 )2 + 0,66 – 1 / 2 ∙ 17,3 ) ∙0,875 +

 

+ 0,5 / 1 + 1,12 ∙ 1,5 ∙ 10-3 ∙ 106 / 633 = 1,66

 

Находим коэффициент  Кx по формуле:

 

Kx = ( λп2ξ + λл2 + λд2 ) / ( λп2 + λл2 + λд2 ), где                                   (137)

 

λп2 – коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния;

λл2 – коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния;

λд2 – коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния для обмоток статора и ротора.

 

Кx =( 1,66 + 0,42 + 3,9 ) / ( 2,7 + 0,42 + 3,9 ) = 0,704

 

Находим изменение индуктивного сопротивления фазы обмотки ротора от действия эффекта вытеснения тока по формуле:

 

x2ξнас' = Кx ∙ x2'                                                                                (138)

 

x2ξнас' = 0,704 ∙ 0,14= 0,485Ом

 

Находим сопротивление  взаимной индукции обмоток в пусковом режиме по формуле:

 

x12п = x12 ∙ Fц / Fδ, где                                                                     (139)

 

Fδ – магнитное напряжение воздушного зазора, А;

Fц – магнитное напряжение на пару полюсов, А.

 

x12п =11,1∙ 1098,7 / 661,92 = 53,12 Ом

 

М* = ( I2' / I' ) ∙ КR ∙ Sн / S                                                              (140)

 

М* = ( 160 / 19,27 )2 ∙ 1,269∙ 0,0218 / 1 = 1,52

 

Остальные значения выполняются  аналогично и заносятся в таблицу 2. Они отличаются только скольжением.

 

 

2.8 Тепловой расчет

 

 

56) Находим превышение  температуры внутренней поверхности  сердечника статора над температурой  воздуха внутри двигателя по  формуле:

 

∆υпов1 = К ∙ Рэп1' + Рстосн / π ∙ Д ∙ l1 ∙ α1, где                                        (141)

 

 

К = 0,22 (по таблице средних  значений коэффициента К для асинхронных  двигателей серии 4А);

α1 – коэффициент теплоотдачи с поверхности  α1 = 185 Вт / ( м20С);

Рэп1' – электрические потери в обмотке статора пазовой части, Вт;

Д – внутренний диаметр  статора, м.

 

Находим электрические  потери в обмотке статора пазовой  части по формуле:

 

Рэп1' = Кρ ∙ Рэ1 ∙ 2 ∙ l1 / lср1, где                                                                 (142)

 

Для обмоток с изоляцией  класса нагревостойкости F Кρ = 1,07;

lср – средняя длина обмотки статора, м.

 

Рэп1' = 1,07 ∙ 1860 ∙ 2 ∙ 0,17 / 0,722 = 937,21 Вт

 

По формуле (141) находим:

 

∆υпов1 = 0,18 ∙ (937,21 + 224,787 ) / π ∙ 0,204 ∙ 0,17 ∙ 108 = 17,77 0С

 

Находим перепад температуры  в изоляции пазовой части обмотки  статора по формуле:

 

∆υизп1 = ( Рэп1' / Z1 ∙ Пп1 ∙ l1 ) ∙ (bизп1 / λэкв + ( b1+ b2 ) / 16 ∙ λэкв', где   (143)

 

Z1 – число пазов ротора;

Пп1 – расчетный периметр поперечного сечения паза статора, м;

λэкв – средняя эквивалентная теплопроводимость пазовой изоляции;

λэкв' – среднее значение коэффициента теплопроводимости внутренней изоляции катушки всыпной обмотки.

 

Для изоляции класса нагревостойкости F λэкв = 0,16 Вт / (м ∙ 0С); λэкв' =

= 1,23 Вт / (м ∙ 0С).

 

∆υисп1 = ( 937,21 /72 ∙ 0,047 ∙ 0,17) ∙ ( 0,7 ∙ 10-3 / 0,16 + ( 0,0069 + 0,00515)/16 ∙ ∙ 4,375689 = 7,12 0С

 

Находим перепад температуры  по толщине изоляции лобовых частей по формуле:

 

∆υизл1 = Рэл1' ∙ hп1 / 2 ∙ Z1 ∙ Пп1 ∙ lст1 ∙ 12 ∙ λэкв', где                        (144)

 

Рэл1' – электрические потери в обмотке статора лобовой части, Вт;

Пп1 = Пл1 = 0,047 м.

 

Находим Рэл1' по формуле:

 

Рэл1' = Кρ ∙ Рэ1 ∙ 2 ∙ lл1 / lср1, где                                                       (145)

 

lср1 – средняя длина обмотки статора, м.

 

Рэл1' = 1,07 ∙ 1860 ∙ 2 ∙ 0,15 / 0,722  = 826,4 Вт

 

По формуле (144) находим:

 

∆υизл1 = 826,4 / 2 ∙ 72 ∙ 0,047 ∙ 0,17 ∙ 12 ∙ 1,23 = 0,7 0С

 

Находим превышение температуры  наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри машины по формуле:

 

∆υповл1 = К ∙ Рэл1 / 2 ∙ π ∙ Д ∙ lвыл1 ∙ α1, где                                       (146)

 

lвыл1 – длина вылета катушки, м;

Д – внутренний диаметр  статора, м.

 

∆υповл1 = 0,18∙ 826,4 / 2 ∙ π ∙ 0,204 ∙ 53 ∙ 10-3 ∙108 = 21,15 0С

 

Находим  превышение температуры  воздуха внутри машины над температурой окружающей среды по формуле:

Информация о работе Проектирование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором