Производство дизельных топлив с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Основным законодательным актом о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам является технологический регламент «О требованиях к бензинам автомобильному и авиационному, дизельному и судовому топливам, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Данный регламент устанавливает требования к топливу в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения.

Содержание

1 Законодательные акты о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам 3
2 Существующие марки и технология получения дизельных топлив 8
3 Современные и перспективные требования к топливам для дизельных двигателей с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами 12
4 Современные присадки и добавки к дизельным топливам 15
- депрессорные присадки 16
- диспергаторы парафинов 21
- противоизносые присадки 23
- совместимость присадок 24
5 Перспективные технологии улучшения низкотемпературных и экологических свойств дизельных топлив 29
5.1 Одностадийный процесс гидроочистки нефтяных дистиллятов 32
5.2 Двухстадийный процесс гидрообессеривания и деароматизации прямогонных и вторичных дистиллятов 34
5.3 Процесс легкого гидрокрекинга, депарафинизации и изомеризации средних дистиллятных фракций 36
5.3.1 «Мягкий» гидрокрекинг вакуумных дистиллятов 36
5.3.2 Каталитическая депарафинизация средних нефтяных дистиллятов 38
5.3.3 Гидроизомеризация утяжеленных дистиллятных фракций 40
6 Новые катализаторы гидрообессеривания, гидродеароматизации и гидродепарафинизации нефтяных фракций 42
7 Технологические параметры совмещенных процессов гидроочистки, гидродеароматизации и гидродепарафинизации дизельного топлива в зависимости от вида и качества сырья
8 Принципиальная технологическая схема процесса получения экологически чистого дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

УИРС.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

 

Требования к дизельным  топливам по ТУ 38.401-58-296-2005 почти полностью  повторяют требования согласно ГОСТ Р 52368-2005 и данные изменения по сравнению с ГОСТ 305-82, в основном, введены для большего соответствия зарубежным стандартам.

 

Таблица 1.4 – Требования к дизельным топливам согласно ТУ 38.1011348

Показатель

Значение для марки

ДЛЭЧ

ДЗЭЧ

ДАЭЧ

1

2

3

4

Цетановое число

45

45

40

Фракционный состав:

50 % отгон при температуре,  °С, не выше

280

280

255

96 % отгон при температуре,  °С, не выше

360

340

330


 

продолжение таблицы 1.4

1

2

3

4

Вязкость кинематическая при 20 °С, мм2

3,0-6,0

1,8-5,0

1,5-4,0

Предельная температура  фильтруемости, °С, не выше

-5

-25

-45

 Температура вспышки,  определяемая в закрытом тигле,  °С, не ниже:

для дизелей общего назначения

40

35

30

для тепловозных и  судовых двигателей

62

40

35

Массовая доля серы, %, не более:

А вид

0,001

0,001

0,001

I вид

0,005

0,005

0,005

II вид

0,035

0,035

0,035

III вид

0,05

0,05

0,05

IV вид

0,1

0,1

0,1

Испытание на медной пластинке

выдерживает

Кислотность, мг КОН / 100 см3, не более

5,00

5,00

5,00

Зольность, %, не более

0,01

0,01

0,01

Коксуемость 10%-ного остатка, %, более

0,20

0,20

0,20

Цвет в единицах ЦНТ, не более

2,0

2,0

2,0

Содержание механических примесей

отсутствует

Плотность при 15 °С, кг/м3, не более

863,4

843,4

833,4

Содержание воды

отсутствует


 

Из таблицы мы видим, что для экологически чистого  топлива ужесточаются требования по содержанию серы (вид А соответствует требованиям Евро-5, I вид – Евро-4, II вид – Евро-3 и III вид – Евро-2); меняется температура определения плотности (для соответствия зарубежным стандартам) и фракционный состав определяется по точкам перегонки         50 % об. (показывает наличие более легких фракций) и 96 % об. (показывает полноту сгорания топлива) продукта.

Экологически чистые топлива вырабатывают гидроочисткой дизельного топлива, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.

 

 

2 СУЩЕСТВУЮЩИЕ МАРКИ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ

 

В настоящее время  в России нефтеперерабатывающей  промышленностью вырабатывается дизельное  топливо по ГОСТ 305-82 трех марок (таблица 2.1): Л – летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха 0 °С и выше; З – зимнее, применяемое при температура до (- 20) °С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь tзаст < (- 35) °С и tп < (- 25)°С), или зимнее, применяемое при температурах до (- 30) °С (в этом случае  дизельное топливо должно иметь tзаст < (- 45) °С и tп < (- 35)°С); А – арктическое, температура применения которого до (- 50) °С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и З не превышает 0,2 % – для I вида топлива и 0,5 % – для II вида топлива, а марки А – 0,4 %.

В соответствии с ГОСТ 305-82 принято следующее условное обозначение дизельного топлива: летнее топливо заказывают с учетом содержания серы и температуры вспышки (Л-0,2-40), зимнее – с учетом содержания серы и температуры застывания (З-0,2-минус 35). В условное обозначение на арктическое дизельное топливо входит только содержание серы: А-0,2.

 

Таблица 2.1 – Требования к дизельным топливам согласно ГОСТ 305-82

Наименование показателя

Норма для марки

Л

З

А

1

2

3

4

1 Цетановое число

45

45

45

2 Фракционный состав:

   50 % перегоняется  при температуре, °С,

   не выше

280

280

255

   95 % перегоняется  при температуре, °С,

   не выше

360

340

330

3 Кинематическая вязкость  при 20 °С, мм2

3,0-6,0

1,8-5,0

1,5-4,0

4 Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны:

    умеренной

-10

-35

-

    холодной

-

-45

-55

5 Температура помутнения, °С, не выше, для климатической  зоны:

    умеренной

-5

-25

-

    холодной

-

-35

-

6 Температура вспышки,  определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже

    для тепловозных  и судовых дизелей и

    газовых турбин

62

40

35

    для дизелей  общего назначения

40

35

30


продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

7 Массовая доля серы, %, не более

   вида I

0,20

   вида II

0,05

8 Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

0,01

0,01

0,01

9 Содержание сероводорода

отсутствие

10 Испытание на медной  пластинке

выдерживает

11 Содержание водорастворимых  кислот и щелочей

отсутствие

12 Концентрация фактически  смол, мг на    100 см3 топлива, не более

40

30

30

13 Кислотность, мг КОН  на 100 см3 топлива, не более

5

5

5

14 Йодное число, г  йода на 100 г топлива, не более

6

6

6

15 Зольность, %, не более

0,1

0,1

0,1

16 Коксуемость 10 %-ного  остатка, %, не более

0,2

0,3

0,3

17 Коэффициент фильтруемости,  не более

3

3

3

18 Содержание механических  примесей

отсутствие

19 Содержание воды

отсутствие

20 Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

860

840

830

21 Предельная температура  фильтруемости, °С, не выше, для  климатической зоны:

      умеренной

-5

-25

-

      холодной

-

-35

-45


 

Дизельное топливо (ГОСТ 305-82) получают компаундированием прямогонных  и гидроочищенных фракций в соответствиях, обеспечивающих требования стандарта  по содержанию серы. В качестве сырья  для гидроочистки нередко используют смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов, чаще прямогонного дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга. Содержание серы в прямогонных фракциях в зависимости от перерабатываемой нефти колеблется в пределах 0,8-1,0 % (для сернистых нефтей), а содержание серы в гидроочищеном компоненте – от 0,08 до 0,1 %.

Дизельное экспортное топливо (ТУ 38.401-58-110-94) – вырабатывают для  поставок на экспорт, содержание серы 0,2 % (таблица 2.2).

 

 

 

 

Таблица 2.2 – Характеристика дизельного экспортного топлива (ТУ 38.401-58-110-94)

Показатели

Норма для марок

ДЛЭ

ДЗЭ

Дизельный индекс, не менее

53

53

Фракционный состав: перегоняется при температуре, °С, не выше

   50 %

280

280

   90 %

340

330

   96 %

360

360

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2

3,0-6,0

2,7-6,0

Температура, °С:

   застывания, не  выше

-10

-35

   предельной фильтруемости,  не выше

-5

-25

   вспышки в закрытом  тигле, не ниже

65

60

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

   вида I

0,2

0,2

   вида II

0,3

-

Испытание на медной пластинке

выдерживает

Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более

3,0

3,0

Зольность, %, не более

0,01

0,02

Коксуемость 10%-ного остатка, %, не более

0,2

0,2

Цвет, ед. ЦНТ, не более

2,0

2,0

Содержание механических примесей

отсутствие

Прозрачность при температуре 10 °С

прозрачно

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

860

845


 

Исходя из требований к содержанию серы, дизельное экспортное топливо получают гидроочисткой  прямогонных дизельных фракций. Для оценки его качества по требованию заказчиков определяют дизельный индекс (а не цетановое число, как принято в ГОСТ 305-82). Кроме того, вместо определения содержания воды и коэффициента фильтруемости экспресс-методом устанавливают прозрачность топлива при температуре    10 °С [4, с. 452-455].

Производство дизельного топлива включает в себя ряд технологических процессов, осуществляемых, как правило, на крупных нефтеперерабатывающих заводах.

Его промышленное производство можно разделить на три этапа:

1. Первичная переработка  нефти (или же прямая перегонка) – это разделение нефти на отдельные фракции по температурам кипения. Она осуществляется в специальных ректификационных колоннах. В результате этого процесса получают, в частности, дизельные фракции, использующиеся для изготовления соответствующего топлива.

2. Вторичная переработка  изменяет химический состав и  структуру углеводородов. Основной  ее метод – это крекинг.  Его главная реакция – расщепление  крупных молекул мазута на  более мелкие. Крекинг может быть  термическим (расщепление идет  под действием высоких температур без участия какого-либо катализатора), каталитическим (в присутствии катализатора), а также гидрокрекингом (помимо катализатора присутствует водород).

Далее начинается удаление из топлива серы, для чего используется гидроочистка, которая, по сути, является разновидностью гидрокрекинга.

По сравнению с прямой перегонкой все процессы вторичной  переработки весьма сложны в технологическом  плане и отличаются очень высокой  стоимостью. Однако они необходимы, поскольку помогают заметно увеличить выход товарного дизельного топлива и, заодно, улучшить его качество.

3. Компаундирование –  смешение прямогонных фракций  с компонентами вторичных процессов  и присадок. Это завершающий процесс  получения товарного дизельного  топлива.

Стоит заметить, что дизельное топливо получают путем смешения прямогонных и прошедших гидроочистку фракций в соотношениях, гарантирующих выполнение требований стандарта содержания серы.

В целях обеспечения  хороших низкотемпературных свойств  зимнюю и арктическую разновидности  дизельного топлива получают из более легких фракций, чем летнюю. Или же проводится дорогостоящая депарафинизация. Кроме того, в арктическое дизельное топливо вводятся специальные присадки, приводящие к увеличению его цетанового числа.

Если провести гидроочистку дизельного топлива, можно получить экологически чистые летние и зимние марки данного вида горячего.

Добавление в него антидымной и депрессорной присадок позволяет получить, так называемое, городское дизельное топливо (соответствует      ТУ 38.401-58-170-96), которое рекомендуется использовать в мегаполисах с целью уменьшения уровня загрязнения его воздуха [5].

Информация о работе Производство дизельных топлив с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами