Производство дизельных топлив с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Основным законодательным актом о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам является технологический регламент «О требованиях к бензинам автомобильному и авиационному, дизельному и судовому топливам, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Данный регламент устанавливает требования к топливу в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения.

Содержание

1 Законодательные акты о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам 3
2 Существующие марки и технология получения дизельных топлив 8
3 Современные и перспективные требования к топливам для дизельных двигателей с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами 12
4 Современные присадки и добавки к дизельным топливам 15
- депрессорные присадки 16
- диспергаторы парафинов 21
- противоизносые присадки 23
- совместимость присадок 24
5 Перспективные технологии улучшения низкотемпературных и экологических свойств дизельных топлив 29
5.1 Одностадийный процесс гидроочистки нефтяных дистиллятов 32
5.2 Двухстадийный процесс гидрообессеривания и деароматизации прямогонных и вторичных дистиллятов 34
5.3 Процесс легкого гидрокрекинга, депарафинизации и изомеризации средних дистиллятных фракций 36
5.3.1 «Мягкий» гидрокрекинг вакуумных дистиллятов 36
5.3.2 Каталитическая депарафинизация средних нефтяных дистиллятов 38
5.3.3 Гидроизомеризация утяжеленных дистиллятных фракций 40
6 Новые катализаторы гидрообессеривания, гидродеароматизации и гидродепарафинизации нефтяных фракций 42
7 Технологические параметры совмещенных процессов гидроочистки, гидродеароматизации и гидродепарафинизации дизельного топлива в зависимости от вида и качества сырья
8 Принципиальная технологическая схема процесса получения экологически чистого дизельного топлива с улучшенными низкотемпературными свойствами
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

УИРС.doc

— 1.32 Мб (Скачать)

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИИ НЕФТИ  И ГАЗА

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему:

«ПРОИЗВОДСТВО ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ

С УЛУЧШЕННЫМИ  НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫМИ 

И ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ»

 

Учебно-исследовательская  работа студента

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:                                                                                                      СТ. ГР. ТП-07-02

А.Ю. ЛУГОВАЯ

 

 

ПРОВЕРИЛ:                                                                                ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ТНГ

Н.К. КОНДРАШЕВА

 

 

 

УФА 2011

 

Содержание

 

 

С.

1 Законодательные акты  о защите окружающей среды  и экологических требованиях  к дизельным топливам

3

2 Существующие марки  и технология получения дизельных  топлив

8

3 Современные и перспективные  требования к топливам для дизельных двигателей с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами

12

4 Современные присадки  и добавки к дизельным топливам

15

   - депрессорные  присадки

16

   - диспергаторы  парафинов

21

   - противоизносые  присадки

23

   - совместимость присадок

24

5 Перспективные технологии  улучшения низкотемпературных и  экологических свойств дизельных  топлив

29

5.1 Одностадийный процесс  гидроочистки нефтяных дистиллятов

32

5.2 Двухстадийный процесс  гидрообессеривания и деароматизации  прямогонных и вторичных дистиллятов

34

5.3 Процесс легкого  гидрокрекинга, депарафинизации  и изомеризации средних дистиллятных  фракций

36

5.3.1 «Мягкий» гидрокрекинг  вакуумных дистиллятов

36

5.3.2 Каталитическая депарафинизация  средних нефтяных дистиллятов

38

5.3.3 Гидроизомеризация  утяжеленных дистиллятных фракций

40

6 Новые катализаторы  гидрообессеривания, гидродеароматизации  и гидродепарафинизации нефтяных  фракций

42

7 Технологические параметры  совмещенных процессов гидроочистки, гидродеароматизации и гидродепарафинизации дизельного топлива в зависимости от вида и качества сырья

 

8 Принципиальная технологическая  схема процесса получения экологически  чистого дизельного топлива с  улучшенными низкотемпературными  свойствами

 

Список использованных источников

 

 

 

1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ К ДИЗЕЛЬНЫМ ТОПЛИВАМ

 

Быстрое развитие промышленности и транспорта привело к серьезному ухудшению экологии во многих регионах нашей планеты. Одной из первоочередных мер по ее улучшению является ужесточение требований к качеству моторных топлив, в частности дизельных [1].

Одно из новых требований к дизельному топливу – максимально  низкая токсичность продуктов его  сгорания, определяемая содержанием  оксидов серы и сажи, которое должно быть снижено. Анализ химического состава дизельных топлив показывает, что в них для удовлетворения этого требования необходимо уменьшить содержание ароматических углеводородов, особенно полициклических, и серы [2].

Основным законодательным  актом о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам является технологический регламент «О требованиях к бензинам автомобильному и авиационному, дизельному и судовому топливам, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Данный регламент устанавливает требования к топливу в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения.

 

Таблица 1.1 – Требования к характеристикам дизельного топлива согласно технологическому регламенту

Характеристики дизельного топлива

Единица измере-ния

Нормы в отношении  экологического класса*

К2

К3

К4

К5

Массовая доля серы, не более

мг/кг

500

350

50

10

Температура вспышки  в закрытом тигле, не ниже:

для летнего дизельного топлива

°С

40

40

40

40

для зимнего и арктического дизельного топлива

30

30

30

30

Фракционный состав: 95 % об. перегоняется при температуре, не выше

°С

360

360

360

360

Массовая доля полициклических  ароматических углеводородов, не более

%

-

11

11

11

Цетановое число:

для летнего дизельного топлива

-

45

51

51

51

для зимнего и арктического дизельного топлива

-

47

47

47

Смазывающая способность, не более

мкм

460

460

460

460


* экологический класс  – классификационный код, определяющий требования к топливу

Согласно данному регламенту претерпели изменения требования по следующим показателям дизельного топлива:

- повысилось значение цетанового числа с 45,0  до 51,0;

- изменилась температура  определения плотности с 20 °С  на 15 °С;

- снизилось содержание  серы до 10 мг/кг;

- введен показатель, определяющий содержание полициклических ароматических углеводородов;

- введен показатель  по смазывающей способности (это  обусловлено тем, что в связи  со снижением содержания серы, смазывающие свойства становятся хуже).

Необходимость разработки такого регламента, и соответственно изменений некоторых показателей  дизельных топлив, объясняется тем, что в настоящее время рынок  автомобильной техники претерпевает существенные изменения. Число автомобилей зарубежных марок, выпускаемых  в России, стремительно растет. Вводятся в строй новые автосборочные заводы ведущих зарубежных фирм. Изменения европейских требований к дизельному топливу могут оказаться актуальными и для нашей страны [3].

Также к законодательным актам о защите окружающей среды и экологических требованиях к дизельным топливам можно отнести российские стандарты ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное евро» (таблица 1.2), ТУ 38.401-58-296-2005 «Топливо дизельное автомобильное» (таблица 1.3) и ТУ 38.1011348-2003 «Топливо дизельное экологически чистое» (таблица 1.4).

 

Таблица 1.2 – Требования к дизельному топливу по ГОСТ Р 52368-2005

Наименование показателя

Значение

1

2

1 Цетановое число,  не менее

51,0

2 Цетановый индекс, не  менее

46,0

3 Плотность при 15 °С, кг/м3

820-845

4 Полициклические ароматические  углеводороды, % (по массе), не более

11

5 Содержание серы, мг/кг, не более, для топлива:

   вид I

350,0

   вид II

50,0

   вид III

10,0

6 Температура вспышки  в закрытом тигле, °С, выше

55

7 Коксуемость 10 %-ного  остатка разгонки, % (по массе), не  более

0,30

8 Зольность, % (по массе), не более

0,01

9 Содержание воды, мг/кг, не более

200

10 Общее загрязнение,  мг/кг, не более

24

11 Коррозия медной  пластинки (3 ч при 50 °С), единицы  по шкале

Класс 1

12 Окислительная стабильность:

     общее количество  осадка, г/м3, не более

25


 

продолжение таблицы 1.2

1

2

13 Смазывающая способность:

     скорректированный  диаметр пятна износа при 60 °С, мкм,

     не более

460

14 Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2

2,00-4,50

15 Фракционный состав:

      при  температуре 250 °С, % (по объему), менее

65

      при  температуре 350 °С, % (по объему), не  менее

85

      95 % (по  объему) перегоняется при температуре,  °С, не выше

360

16 Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему),

     не более

5


 

По сравнению с ГОСТ 305-82 (таблица 2.1) в новом ГОСТ Р 52368-2005:

- повысилось цетановое  число с 45 до 51 ед. (так как увеличение цетанового числа приводит к снижению содержания в отработавших газах NOx и СО);

- введен показатель  цетанового индекса;

- изменена температура определения плотности;

- изменилось определение  фракционного состава: в старом  стандарте определялась температура,  при которой перегонялось 50 % и  95 % продукта, теперь же в объемных процентах определяется количество продукта, выкипающего при температурах 250 °С (что соответствует содержанию более легких керосиновых фракций) и 350 °С (что соответствует содержанию дизельных фракций) и температура, при которой перегоняется 95 % продукта (то есть полнота сгорания);

- введен показатель, ограничивающий  содержание полициклических ароматических  углеводородов (что связано с проблемой экологии);

- изменен показатель, определяющий содержание серы (что также связано с вопросом об экологии);

- изменены требования к температуре вспышки: с 40 °С до 55°С;

- снижена зольность с 0,1 % до 0,01 % (по массе);

- допускается содержание  воды в количестве 200 мг/кг;

- введен показатель окислительной  стабильности;

- введен показатель  смазывающей способности (необходимость его введения и нормирования продиктована участившимся выходом из строя топливных насосов высокого давления из-за ухудшения смазывающей способности топлив вследствие более глубокой гидроочистки дизельного топлива);

- изменена температура  определения кинематической вязкости;

- введен показатель, определяющий  содержание метиловых эфиров  жирных кислот.

Некоторые изменения введены для большего соответствия зарубежным стандартам.

 

Таблица 1.3 – Требования к дизельным топливам по ТУ 38.401-58-296-2005

Показатель

Единицы

Пределы

минимум

максимум

1 Цетановое число

 

51,0

-

2 Цетановый индекс

 

46,0

-

3 Плотность при 15 °С

кг/м3

820

845

4 Полициклические ароматические  углеводороды

% (масс)

-

11

5 Содержание серы:

   I вид

мг/кг

-

10

   II вид

 

-

50

6 Температура вспышки

°С

Выше 55

-

7 Кокосовый остаток  (10 %-ого остатка разгонки)

% (масс)

-

0,30

8 Зольность

% (масс)

-

0,01

9 Содержание воды

мг/кг

-

200

10 Общее загрязнение

мг/кг

-

24

11 Коррозионная агрессивность  меди (3 ч при 50 °С)

оценка

Класс 1

12 Окислительная стабильность

г/м3

-

25

13 Смазывающая способность,  скорректированный диаметр пятна  износа при 60 °С

мкм

-

460

14 Вязкость при 40 °С

мм2

2,00

4,50

15 Фракционный состав:

      перегоняется  до 250 °С

% (об.)

-

< 65

      перегоняется до 350 °С

 

85

-

      95 % (об.) перегоняется до

°С

-

360

16 Содержание метиловых  эфиров жирных кислот

% (об.)

-

5

Информация о работе Производство дизельных топлив с улучшенными низкотемпературными и экологическими свойствами