Пути удовлетворения потребностей детей младшего школьного возраста в пищевых веществах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 23:39, реферат

Описание работы

Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, активными процессами формирования органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела вызывают необходимость особенно тщательного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других компонентов организации питания.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………2
2. Дети младшего школьного возраста…………………………………………...2
3. Анатомо-физиологические особенности………………………………………3
4. Основы рационального питания детей………………………………………...4
5. Основной обмен и энергетические затраты…………………………………....5
6. Потребность в пищевых веществах …………………………………………....5
- Углеводы…………………………………………………………………….6
- Сахар…………………………………………………………………………7
- Жиры…………………………………………………………………………7
- Белки……………………………………………………………………...….7
- Витамины…………………………………………………………………….8
- Вода и минеральные вещества……………………………………………..9
7. Принципы составления меню школьника……………………………………..10
8. Проблемы питания детей……………………………………………………….11
9. Избыточная масса тела в детском возрасте ………………………………..... 13
10.Выводы…………………………………………………………………………..14
11.Список источников информации………………………………………………15
12. Приложения…………………………… ……………………………………..16

Работа содержит 1 файл

ОНД итоговыйrg.doc

— 432.00 Кб (Скачать)

7. Принципы составления меню школьника 

         Полезно знать принципы  составления меню завтрака,  обеда,  полдника  и ужина.

   Авторы [5] считают, что на завтрак школьнику можно дать крупяное, овощное или  мучное  блюдо, стакан молока, кофе или чай с молоком, хлеб с маслом и  сыром.  Сюда  должны быть включены продукты с большим содержанием  белков:  творог,  яйца,  рыба, мясо.

   Обед  обычно состоит из трех блюд. Крепкие мясной, рыбный  или  овощной супы способствуют выделению желудочного сока,  улучшая  пищеварение.  Однако суп не является основной  частью  обеда  (пищевая  ценность  его  невелика), поэтому его не следует давать много. Так,  школьникам  7—11  лет  достаточно 300—350 г (11/2 стакана) первого блюда. Основная часть обеда —Bтopoe  блюдо: мясное, рыбное, творожное, крупяное или овощное;  на  третье  —  сладкое. 

   В полдник можно дать кефир,  молоко,  чай с булочкой,  ватрушкой,  пряником, фрукты, ягоды.

   Ужинать следует не  менее чем за  2 ч до  сна.  Он  может состоять из 2 блюд: творог, яйца, овощи, каша или  макароны,  затем  молоко, кефир, простокваша, кисель. Мясные, рыбные блюда, а также блюда  из  фасоли,

   гороха  на  ужин  нежелательны,  так  как  белок  этих  продуктов   медленно

   переваривается  и  длительно  задерживается  в  желудке.  Во  сне   процессы

   пищеварения, как известно, замедляются,  и  пища  плохо  усваивается.  Кроме того, мясной белок действует возбуждающе на нервную  систему,  и  это  может неблагоприятно отразиться на  качестве  сна  школьника  —  сон  будет  менее спокойным и глубоким.

       Одним из условий рационального  питания является  распределение   приемов пищи в течение дня по объему, от которого зависит  чувство  насыщения.  Так, достаточная по калорийности и питательной ценности, но малая по объему  пища не  будет  казаться  сытной.  Однако  избыточная  пища  нарушает  нормальное функционирование пищеварительных органов.

    Питье воды при приеме пищи  нежелательно, так как она не  только понижает аппетит  и  увеличивает  объем   содержимого   желудка,   но   и   замедляет пищеварение.

    Суточный объем пищи вместе  с выпиваемой жидкостью должен  быть 2,5—З кг. Из этого количества завтрак составляет 600 г (400 г на основное блюдо и  200 г на горячие напитки), обед— 1000 г (400—500 г —  на  первое,  300  г  —  на второе и 200 г — на третье), полдник — 300  г,  ужин  —  500  г  (300  г  на основное блюдо и 200  г  на  питье).  Рекомендованные  объемы  по  отдельным приемам пищи представлены без учета хлеба.

   Итак, пища ребенка должна обязательно включать фрукты, овощи, злаки, мясо, желательно не жирное и молочные продукты. При этом стараться исключать из рациона продукты, содержащие большое количество сахара и жиров.  

8. Проблемы питания у детей и подростков 

   Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено основными факторами, определяющими различие зрелого и детского организма, а именно - ростом и развитием. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела детей вызывают необходимость правильного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других особенностей организации питания, обеспечивающего организм пищевыми веществами и энергией. 

   Рост - это увеличение физических размеров тела или его частей, связанное  с увеличением размера или количества клеток. Под развитием понимают приобретение и совершенствование функций, связанных с дифференциацией и созреванием органов и систем. Рост и развитие детерминированы как внутренними факторами (генетическими, гормональными), так и факторами окружающей среды. В практической медицине под ростом детей подразумевают увеличение длины и массы тела. Так как измерение массы тела проще и доступнее, то задержка массы тела является индикатором задержки роста, хотя не всегда одновременно наблюдается действительная задержка роста тела в длину. 

   Согласно [8], наибольшая скорость прироста массы и длины тела ребенка наблюдается в течение 1 -го года жизни. Так, вес при рождении к концу 1-го года жизни увеличивается в 3 раза, а к 2 годам - в 4 раза. Рост в течение 1-го года увеличивается на 50%, не удваиваясь даже к 4 годам. Период после грудного и до подросткового возраста характеризуется меньшей скоростью прироста массы и длины тела, однако линейный физический рост массы и длины тела продолжается. Нормальное начало периода спурта роста и полового созревания происходит тогда, когда к 10 годам ребенок достигает массы тела около 30кг. В подростковый период скорость роста вновь резко увеличивается. Указанные два периода в жизни человека - грудной возраст и подростковый - характеризуются наибольшей потребностью в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела. 

В младшем школьном  возрасте вероятна недостаточность:

  • Железа
  • Кальция
  • Витамина С
  • Витамина В6
  • Витамина D
  • Приоритетные для подростков нутриенты:
  • Кальций
  • Витамин А
  • Железо
  • Витамин С
  • Цинк
  • Витамин В6
  • Фолацин
 

Болезни нарушения питания  у детей:

  • Болезни недостаточности питания
  • Анемия
  • Кариес зубов
  • Задержка роста
  • Йодная недостаточность
  • Рахит
  • Ожирение и его последствия
 

   Повышение потребности в пищевых веществах  в детском возрасте обусловлено в первую очередь высокой потребностью в энергии. В связи с этим повышается потребность в нутриентах, участвующих в обмене энергии, - витаминов В1 В2, ниацина, пантотеновой кислоты. Другим определяющим потребность фактором является рост размеров тела, особенно рост мышечной массы. К пищевым веществам, необходимым для роста мышечной массы, относятся белок, пиридоксин (витамин В6), калий, фолацин, витамин В12. 

   В детском возрасте высока потребность  в пищевых факторах, участвующих  в кроветворении: белок, железо, пиридоксин, фолацин, витамин В12. Наконец, в детском возрасте велика потребность в пищевых факторах, необходимых для роста костей: кальций, фосфор, витамины А, В, С, белок. Причина нарушений питания тесно связана с повышенной потребностью организма детей и подростков в соответствующих пищевых веществах. 

   В благоприятных социально-экономических  и санитарно-гигиенических условиях проблемы недостаточности питания  у здоровых детей не имеют массового  эпидемического распространения. Быстрая эволюция детского периода развития организма не позволяет развиться проявлениям недостаточности питания при временных его нарушениях. Тем не менее, скрытые явления микронутриентной недостаточности наблюдаются у детей и подростков развитых стран. В этом отношении характерны возможные последствия скрытого дефицита железа в подростковом возрасте у девочек, трансформирующегося в железодефицитную анемию у молодых женщин, особенно в период беременности. 

   Другим  примером является недостаточное потребление  кальция, которое, как правило, не проявляется в детском возрасте, но степень накопления кальция в костях в детстве и молодом возрасте отражается на плотности кости и распространении остеопороза в ;зрелом и пожилом возрасте. 

   В развитых странах мира обеспокоенность вызывает рост распространения ожирения среди детей и подростков. Ожирение в детском и подростковом возрасте является предшественником ожирения в зрелом возрасте. Как основная причина ожирения рассматривается низкая физическая активность в сочетании с избыточным потреблением энергии. 

   Причинами низкой физической активности являются длительный просмотр телевизионных  программ, сидение за компьютером.

 

   Итак, организация правильного здорового питания детей и подростков имеет не только медицинское значение как фактор сохранения здоровья конкретного ребенка и его последующего развития, но и большое социальное значение как фактор, определяющий здоровье будущих поколений. 

9. Избыточная масса тела в детском возрасте 

   В детском  и  подростковом  возрасте  среди  болезней  обмена  веществ

ожирение  занимает одно из ведущих мест. Различают  четыре степени ожирения:

      I степень – превышение массы тела на 10 – 20 %

      II степень – на 21 – 40 %

      III степень – на 41 – 60 %

      IV степень – на 61 – 100 % и более. [1,9]

      В зависимости от клинического течения заболевания различают первичную (экзогенно-конституциональную)   и   вторичную   (нейроэндокринную,    иначе гипоталамическую) формы ожирения.

      Экзогенно-конституциональная  форма  ожирения  возникает  при  обильном питании, применявшемся  с  первых  лет  жизни,  характеризуется  равномерным распределением подкожной жировой клетчатки и  сравнительно   незначительными нарушениями физиологического состояния.

      Нейроэндокринная  форма ожирения развивается на  основе  предшествующей патологии:  травмы,  инфекционных,  ревматических   и   других   хронических заболеваний,  а  также  частых  стрессовых  ситуаций.  Эта  форма   ожирения характеризуется нарастанием  нарушений  обмена  веществ,  ухудшением  общего состояния (головная боль,  слабость,  расстройство  сна,  нейроциркуляторные нарушения и т.д.). 

     Нередко родители стремятся дать  ребенку значительно  больше  пищи,  чем это необходимо. Установлено, что большая часть детей, страдающих  ожирением, из тех семей, в которых бытует «культ» еды,  где  родители  сами  переедают.

   Дети  с  избыточной  массой  тела  чаще  болеют,  тяжелее  переносят   любое

заболевание. Повышенное отложение жира ослабляет  мышцу  сердца.  У  ребенка возникает одышка, он быстро утомляется и начинает  избегать  подвижных  игр, охотнее занимаясь тем, что не требует движения. Такой режим в  свою  очередь способствует  развитию  ожирения,   которое   вредно   влияет   на   опорно- двигательный аппарат ребенка — кости, суставы. Очень часто у таких детей появляется плоскостопие, нарушается осанка, плохо развиты мышцы. К  тому  же немало  огорчений  причиняют  ему  насмешки,  обидные  прозвища  ровесников. Ребенок страдает от своей  неуклюжести  и  неловкости,  замыкается  в  себе, избегает общества сверстников. Все  это  сказывается  на  состоянии  нервной системы, формировании характера.

    Без помощи родителей предупредить  ожирение и бороться с ним  чрезвычайно трудно.  Родители  тучных  детей  должны  помнить  о  необходимости  раннего диспансерного наблюдения за такими детьми и консультироваться  с  педиатром-эндокринологом относительно организации их питания и режима.

    Особое внимание должно обращаться  на недопустимость  перекармливания   и малой подвижности. 

    Таким  образом,  правильно    организованное    питание   школьника   —

необходимое условие  нормальной  деятельности,  роста  и  развития  молодого организма. 

10. Выводы.  

   Таким образом, правильная организация питания  играет одну из главных ролей в  суточном ритме. Пищу важно употреблять во время оптимальной готовности организма к ее принятию. Суточный ритм органов пищеварения, особенно их секреторных функций, диктует необходимость размежевания принятия разной по составу пищи. Время для жирной и белковой пищи - первая половина дня, а на ужин хорошо принимать молочнокислые продукты. Поэтому так важно с детских лет прививать верное представление о правильном режиме питания

 

11. Список источников информации 
 

ЛИТЕРАТУРА: 

Информация о работе Пути удовлетворения потребностей детей младшего школьного возраста в пищевых веществах